Рефераты. Демографическая ситуация в республике Дагестан






p> Допускаемая в даргинском процессе личная свобода и открытость к разработке различных направлений ислама (следи даргинцев встречаются как сунниты, так и шииты) позволяют да и приводят к выделению внутри него этнических течений вдоль них. В самом Даргинстане это не приводит к серьезным изменениям, но в достаточно большой по численности среде, рассредоточенной на протяженной территории, это приведет к выделению изолированных друг от друга этнических компонентов, которые тем не менее будут называть себя даргинцами. Каждый из этих компонентов может стать даже самостоятельным народом, но и при этом они все вместе будут называться даргинцами. Связывать их будет единство происхождения.

Даргинский процесс - удивительное явление. Если аварский - достаточно прост и легко выделяется, скажем ему можно уподобить клинку сабли, то даргинскому будет соответствовать богато укращенная рукоять этой сабли тонкой ювелирной работы.

Взаимопроникновение рассмотренных трех форм процессов, называемых народами, не происходит, т.е. люди называющиеся даргинцами уже не будут называться аварцами или кумыками. Во-первых, у каждого из них есть историческая память и она играет весьма существенную роль. Память приводит к появлению инерции у каждого процесса. Участие в даргинской консорции, это конечно участие в даргинском процессе, но чтобы войти в него так, чтобы иметь возможность назваться даргинцем необходимо это делать долго, по человеческим меркам очень долго и не в одном поколении. И, во вторых, каждый из этих процессов есть способ упорядочивания окружения во всех сторонах жизни, а они у каждого процесса просто разные и несовместимые.
Главными хранителями и исторической памяти и полноты самих процессов являются места их возникновения, т.е. все те же Даргинстан, Аваристан,
Кумыкстан и проч.

Однако все данные процессы коррелируют друг с другом, и формы этой корреляции необходимо рассмотреть.

Кумыки (сколок Степного суперэтноса, втянутого в Мусульманский) - 267,5 тыс.человек, составляют 12,9 % населения РД. Они, в основном, расположены на территории Терско-Сулакской низменности, простираясь от Терека на севере до р.Уллучай на юге, и предгорных районов Дагестана. Около половины (52%) кумыков проживают в 8 районах сельской местности.

В общем, эволюция кумыков такая же как и у аварцев, но кумыки формировались на равнине и в предгорьях. Рельеф здесь гораздо более монотонный, жизнь легче. С другой стороны, эта территория лежит на торговой дороге вдоль каспийского моря и сюда постоянно происходит приток иммигрантов. В силу этих факторов серьезных военизированных образований здесь не возникало, а основу жизни составляли купцы. Они же определяли и ее развитие. Перемешанность населения была гораздо более сильная, чем в горах, поэтому и сам процесс формирования единства был намного слабее и размытее горских аналогов, а значит в целом меньше опыт, слабее потенциал и проще формы.

Все это обусловило большую размытость кумыкского процесса. Среди них в
Дагестане наибольшее число смешанных браков с другими народами Дагестана.

Лезгины - 250,7 тыс.человек, составляют 12,2% населения республики.
Основная территория расселения лезгин - надгорный и предгорный южный
Дагестан. Основная часть лезгинских аулов расположена по бассейнам рек
Самур, Курах, Гюльгерычай. Сельское население (около64%) расселено в 9 районах РД.

Русские - 150,1 тыс.человек, составляют 7,3% населения республики.
Расселены в основном (более 80%) во всех городах. Однако в местах традиционного расселения русского населения (Кизлярский, Тарумовский районы) лишь в г.Кизляре они составляют более половины населения (54%).

Лакцы - 102,6 тыс.человек, составляют 5% населения РД. Область расселения
- центральная часть нагорного Дагестана, в бассейне р.Казикумухское Койсу.
Сельское население лакцев сосредоточено в основном в трех районах и составляет 36%.

Табасараны - 93,6 тыс.человек, составляют 4,5 % населения РД. Основная территория расселения - юго-восточный Дагестан, в бассейне рек Рубас и
Чирагчай,и в верховьях р.Карчагсу.

Азербайджанцы - 88,3 тыс.человек, что составляет 4,3% населения РД. Около половины их проживает в сельской местности.

Чеченцы - 62,1 тыс.человек, что составляет 3,2% РД. Сельское население составляет около 48%.

Ногайцы - 33,4 тыс.человек, это 1,6% населения. Основная область их расселения - территория Ногайской степи на севере Дагестана. Сельское население- около 87% всех ногайцев расселено в четырех районах РД.

Евреи - 18,5 тыс.человек ( в их число включены европейские евреи, горские евреи и таты), что составляет менее одного процента населения РД. Они в подавляющем большинстве 98% проживают в городах.

Рутульцы - 17,1 тыс.человек, составляют 0,8% населения РД. Один из малочисленных народов Дагестана. Основная территория расселения - верховья р.Самур в южном Дагестане. Сельское население составляет 70% всех рутульцев.

Агулы - 16,0 тыс.человек, около 0,8% населения РД. Расселены в бассейнах
Чирагчай и Курах в высокогорном южном Дагестане. Сельские жители составляют
67% всех агулов.

Цахуры - 6,3 тыс.человек, что составляет 0,3% населения РД. Основная территория их расселения - верховья р.Самур. Цахуры в подавляющем большинстве - сельские жители( около 82%).

Украинцы - 6,6 тыс.человек, что составляет 0,3% населения РД. Подавляющее большинство (около 90%) проживает в городах республики.

Татары - 5,3 тыс.человек - это 0,3% населения РД, которые в своем большинстве (около 85%) сосредоточены в городской местности.

Основные конфессии

Большая часть населения Дагестана (более 90%) традиционно исповедывала ислам, получивший распространение первоначально в г.Дербенте и равнинной части края примерно с VII-VIII вв. Нагорная центральная и высокогорная западная части Дагестана были исламизированы соответственно в XIV-XV вв. и
XVII-XVIII вв. Однако, еще в первой трети XIX в. многие горцы придерживались адатных норм (обычное право), а имамы Гази-Магомед и Шамиль принуждали их перейти к исполнению шариатских норм (мусульманское право).
Ислам в Дагестане представлен двумя толками(направлениями): суннизмом (до
97%) и шиизмом (около 3%); сунниты, в свою очередь, подразделяются на последователей тариката и ваххабизма. В последнее время влияние ваххабизма усиливается.

Около 10% населения Дагестана исповедывало христианство и иудаизм.
Христианство представлено следующими направлениями: православие (русские, украинцы, белорусы - 7,6%), армяно-григорианство (армяне 0,3%). И, наконец, иудаизм исповедовали горские евреи, большая часть которых ныне записаны татами (1%).

Подавляющее большинство сельского населения составляют мусульмане, а в городах полиэтничность сочетается с поликонфессиональностью (ислам, христианство и иудаизм). На 1 января 1996г. в Дагестане действовало 1670 мечетей, 7 церквей, 4 синагоги, 3 общины адвентистов седьмого дня, 4 общины евангельских христиан-баптистов. Действует 839 святых мест.

Этнические процессы в Дагестане

Для Горного Дагестана начало XX в. - начало расселения, а значит все этнические процессы вступили в тесный контакт друг с другом. Настолько тесный, что между ними появилась конкуренция. В основных чертах современный облик Дагестана сложился именно тогда. Рассмотреть его представляется важным в силу того, что тогда еще не было большевистского влияния и картину можно увидеть в чистом виде.

Как результат эволюции Дагестана второй половины XIX в. шел процесс появления лишних людей, т.е. тех, кто слабо участвовал в локальных процессах в горах. Они были опорой исламизации, но при расселении горцев по равнинному Дагестану численность их сильно увеличилась. Переселявшиеся не сразу налаживают нормальную жизнь, а значит многое из старых связей теряется, а новых еще нет, что приводило к отрыву части населения от своих корней, установлению контактов с такими же переселенцами с других краев и фактической деэтнизации. Здесь деэтнизацию необходимо рассматривать как процесс разрушения связей между компонентами этнических систем и выпадения из вообще каких бы то ни было этнических процессов. Центрами деэтнизации стали города и вообще территория равнинного Дагестана.

В свою очередь деэтнизированная часть населения со временем повторно становились объектом упорядочивания со стороны своих родственников.

У этого слоя людей замечательная судьба. Правильное решение вопроса о них позволит создать правильное представление об эволюции Дагестана и вот почему. Перенаселение в горах ставит ест естественные ограничения на локальные процессы упорядочения жизни и здесь все возможности для развития, кроме исламского, были исчерпаны еще в начале века, а переселение в другие места это в любом случае повторение ситуации, что впервые оформилась на равнине в начале века. Здесь все этнические процессы неизбежно трансформируются как в кривом зеркале и приобретают новый смысл, а значит здесь можно было ожидать появления новых и вместе с тем органичных для
Дагестана форм общежития. В свою очередь, сложившуюся на равнине в начале
XIX-го века ситуацию необходимо рассматривать как начало процесса выстраивания характерных именно для нее, как самостоятельного региона, этнических форм. И значит необходимо прослеживать эволюцию этнического развития равнины и выявить основные процессы шедшие на ней.

Ислам. В этот период на равнине особенное значение принял исламский фактор, влияние которого выразилось в двух формах.

1. Подчинение населения духовенству, как организующей силе и тогда участвовавшие в этом стали составной частью мусульманского субэтноса в
Дагестане. Учитывая оторванность населения равнины от участия в собственно аварском, даргинском и проч. процессах, они неизбежно стали выстраиваться как главная база и главное место дислокации и приложения усилий духовенства, главным выразителем его интересов и проч. Так, что со временем горское духовенство неизбежно бы стало эмиссаром равнинного (в результате в современном Дагестане так и есть), что в свою очередь означает перестройку самого духовенства. Появление у него ядра и периферии и проч. Этот субэтнос- процесс стал одной из сил в Дагестане, усложнив его и тем не менее стягивая воедино.

Для реализации этого варианта необходимо, чтобы население равнины так и оставалось перемешанным и состоящим из множества этнических полуразрушенных компонентов, что позволяло бы ужиться многим исламским течениям. Повышение ее активности, при абсорбции пассионариев, привело бы к формированию общедагестанского этноса, в котором ведущим субэтносом было бы духовенство.
А в перспективе возможно возникновение претензии на создание суперэтноса, в котором основой станет опыт органического совмещения многих религиозных течений и в который в первую очередь включению подлежали бы северокавказские республики. Это вариант Ирана. Как и в случае с Ираном он пришел бы переходу в новую фазу к 1980-м.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.