Рефераты. Человек глазами политологии






 

 

МЕТОДЫ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

МЕТОД

ХАРАКТЕРИСТИКА

Сравнительный метод

Основан на сопоставлении различных политических объектов. Основой для этого метода является  сопоставление объектов для выявления их  признаков. Такое сопоставление всегда дает значимые результаты, позволяет выявить типы и формы явлений, существующих в политической сфере, лучше понять их сущность.а сопоставлении различных политических объектов. исследователи анализируют факты и строят на основании полученных результатов 

Психологический метод.

Используется для изучения роли человеческого фактора в политике . Пол. сф. можно рассматривать как существующую объективно, независимо от человеческого сознания. однако любые пол. явления не могут не вызывать определенного отношения к ним.

Институциональный метод

Ориентируется на описание полит институтов , например, государства, правительства и т д.

Социологический метод

Исследует пол сф. как социальное явление. При таком подходе используются такие соц. Понятия, как социальная общность, социальная группа и т. д.

 

6. Участие человека в политической жизни.

            Роль личности в политике может быть оценена с т.зрения степени, с которой эта личность участвует в политической жизни. В основе такой оценки должно лежать влияние личности на политический процесс и политические отношения.

            Классификация типов участия личности в политике по Веберу:

  1. Случайное- такая ф-ма участия, при которой личность лишь периодически принимает решения или совершает действия, кот. имеют  политические цели или, шире, обладают политическим смыслом. Для этого участия нередко характерно то, что субъект деятельности мало задумывается о том, что он делает и к чему могут привести его действия.
  2. по совместительству- предполагает , что человек участвует в пол. жиз . более активно, однако пол деят не является его основной деятельностью.
  3. профессиональное участие – заключается в том,  что человек делает политическую деятельность своей профессией. Такой человек становится экспертом, способен давать политпрогнозы , а также рекомендации по эффективной политической деятельности.

Политика , как и любая другая сфера общ.жизни , подчиняется определенным правилам, и любой человек в целом вынужден действовать в соответстви с ними.для описания жтого аспекта используют понятия роли и статуса.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ- стереотип поведения в политике, который воспроизводится человеком в процессе  полит.взаимодействия с определенной регулярностью и на протяжении достаточно продолжительного времени. Она выражается в совокупности прав и  обязанностей,  кот закрепляются за носителем этой роли в результате вырабатываемого обществом соглашения.

            Политические роли могут быть стандартизованными и

нестандартизованными. В первом случае- поведение человека подчиняется правилам , которые действуют в политической сфере.

Говоря о  нестандартизованных  политических ролях , имеют в виду главным образом отклоняющееся и инновационное политическое поведение . Оба  этих типа поведения основаны на нарушении тех ожиданий, которые направлены на носителя данной полит.роли.


ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТАТУС- представляет собой обратную сторону политической роли. Если пол.роль динамична и соотносится с поведением, то политический статус, наоборот, статичен, он отсылает к той позции, котор. Занимает его носитель в системе политических отношений.

            Политический статус закрепляется юридически, хотя это не является общим правилом. В качестве примера пол.статуса можно привести статус человека (гражданина) в том виде, в кот. он  закреплен в конституции РФ.

            Полит. роли и полит.статусы могут быть предписанными(аскриптивными) и основанными на достижении. В первом случае эти параметры перешли ему «по наследству».  Яркий пример- наследник престола.

            Политические статусы и роли , основанные на достижении , человек вынужден приобретать , так сказать, «собственным трудом».   В этом случае его положение в обществе зависит от уровня его способностей , а также количества успешных действий в полит.сфере.

7. Человек и государство. Гражданство.

            Государство и человек взаимодействуют как в в целом равноправные силы. Конечно, гос-во обладает более широкими возможностями , оно сильнее человека. Но это не означает, что оно может использовать её против человека даже в том случае, если у него нет для этого оснований.

С точки зрения правового статуса личности принято выделять права человека и права гражданина. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА принадлежат любому человеку, а права гражданина приобретаются лишь на том основании, что он является гражданином данного гос-ва.

               Гражданство-совокупность взаимных прав и обязанностей гос-ва и гражданина и является  одним  из  основных  правовых  институтов.  Тема

гражданства  как  никогда  актуальна  в  наше  время,  так  как   происходит

образование новых государств, объединение государств в союзы (союз России  и

Белоруссии).

      Без лишнего преувеличения можно сказать, что  для  жителей  России,  а

равно  и  для  миллионов   людей,   проживающих   в   соседних   независимых

государствах  и  за  пределами  бывшего  Союза  Советских   Социалистических

Республик,  принятый  закон  "О  Гражданстве  Российской   Федерации   имеет

огромное значение, так как этот документ является основным регулятором  норм

гражданства.

      Гражданство - один  из  основных  элементов  правового  статуса  лица,

определяет принципиальные начала взаимоотношений государства и личности,  то

общее, главное условие, которое необходимо для распределения на  него  всего

объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых  за  гражданином,  а  также

защита его государством, где бы он ни находился .

      Такое понимание гражданства получает  все  большее  распространение  в

доктрине, законодательстве и практике применения прав  и  свобод  во  многих

странах мира. Гражданство все более утверждается как одно из  основных  прав

человека. Об этом свидетельствует, например, один из признанных  авторитетов

в области прав человека, член Европейской  Комиссии  по  правам  человека  в

Совете Европы австрийский юрист - профессор  Феликс  Эрмакора.  Он  считает,

что, хотя  в  современном  международном  праве  и  нет  специальной  нормы,

которая признавала бы гражданство в качестве одного из  прав  человека,  тем

не менее, гражданство вынуждено выступать как непременное условие  (conditio

sine qua non) признания целого ряда прав и свобод и в  их  числе  -  принцип

равенства.

      Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной

правосубъектности лица.

      Все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией

Российской Федерации и Законом "О гражданстве Российской  Федерации"  от  28

ноября 1991 года, с изменениями, внесенными Законом от 17 июня 1993 года.

      До этого Закона на территории Российской Федерации действовали  Законы

СССР "О гражданстве СССР" и постановление Верховного Суда  СССР  от  23  мая

1990 года "О порядке введения в действие Закона СССР" "О  гражданстве  СССР"

и другие нормативные акты.

               Основы правового положения личности определяются  целым рядом международных договоров и др документов, в  котор. содержатся указания на права человека. К ним относят:

1.      Всеобщая декларация прав человека.

2.      Конвенция о политических правах женщин

3.      Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации

4.      Международный пакт о гражданских и политических правах

5.      Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

6.      Конвенцию о правах ребёнка.

Эти документы носят рекомендательный хар-р. Они бязательны лишь для тех стран, кот.присоединились к соответствующим договорам.

                                                 8.Политическая социализация

Политическая социализация [греч. politika - искусство управлять и лат. socialis - общественный] - процесс включения индивида в политическую систему. По аналогии с процессом социализации П. с. понимается как оснащение индивида опытом предыдущих поколений, закрепленным в политической культуре. В ходе взаимодействия личности с политической системой происходит два ряда процессов. С одной стороны, система самовоспроизводится, рекрутируя и обучая новых своих членов. П. с. играет в этом процессе роль механизма сохранения политических ценностей и целей системы, дает возможность сохранить преемственность поколений в политике. С другой стороны, требования системы переводятся в структуру личности, интериоризуются последней. В результате П. с. формируются политическое сознание и политическое поведение личности, происходит становление личности как гражданина. При этом понятие "П. с." шире, чем "политическое воспитание" или "просвещение", так как оно включает в себя не только целенаправленное воздействие наличности доминирующий идеологии и политических институтов, но и стихийные влияния, и собственную активность индивида. Личность обладает способностью выбирать из предложенного ей набора политических позиций те, что отвечают ее внутренним предпочтениям и убеждениям, причем не только рациональным, но и бессознательным. Механизмы П. с. функционируют на нескольких уровнях взаимодействия человека с политической системой. Так, на социальном уровне (уровне общества и больших социальных групп) на личность воздействуют безработица, подкуп избирателей, насилие, террор и другие макросоциальные факторы. Угроза войны, экологической катастрофы и другие глобальные проблемы дополняют действующие в настоящее время традиционные макрофакторы П. с. На социально-психологическом уровне политические цели и ценности передаются и большими и малыми группами личности. Наибольшее значение среди механизмов П. с. этого уровня имеют такие, как заражение, внушение, идентификация личности с тем или иным политическим целым, политическое научение и подражание. На внутриличностном уровне в качестве механизмов П. с. выступают потребности, мотивы, ценностные ориентации, установки, которые управляют поведением и сознанием личности в сфере политики. Представления о механизме П. с. будут неполными без учета стадий, которые проходит процесс П. с., что обусловлено возрастными изменениями личности. В современном обществе этот процесс начинается рано. Уже в возрасте 3-4 лет ребенок приобретает первые сведения о политике через семью, средства массовой информации, ближайшее окружение. Позже, когда он идет в школу, начинается новая стадия П. с. Под влиянием специальных институтов и стихийных факторов происходит не только количественное накопление знаний о политике, но и их качественное изменение: происходит формирование отношения личности к политике. Следующий - юношеский этап характеризуется включением новых механизмов передачи политических ценностей. Его наиболее значимым звеном становятся неформальные молодежные группы, молодежная субкультура в целом. П. с. не завершается с получением паспорта, она продолжается всю жизнь. Но этапы или стадии в этом процессе определяются не только собственно возрастными изменениями в структуре личности, но прежде всего освоением новых социальных и политических ролей, опытом личного участия в политической деятельности. Процесс П. с. индивида детерминирован не только созреванием личности, но и влиянием социальной среды. При этом политическое сознание и поведение личности формируется под влиянием не только собственно политических факторов, хотя они и имеют первостепенное значение, но и факторов неполитического порядка, - условий, в которых политически созревает человек. Так, к числу неполитических факторов, играющих большую роль в передаче политических идей, взглядов и ценностей, относятся семья, группы сверстников, школа, работа, церковь, культура, средства массовой информации. Наряду с традиционными факторами, начиная с 60-х годов стали приобретать все большее значение молодежная субкультура, поп- и рок-музыка. К числу несобственно политических макро факторов П. с. относятся социально-экономические отношения, образ жизни, национальные традиции и др. Политические факторы П. с. организуются в систему, куда включены: характер и тип государственного устройства, режим, политические институты, партии, организации, движения. С помощью специальных механизмов эти факторы корректируют и контролируют политическое поведение индивида. В реальной жизни политические и неполитические факторы П. с. переплетены. Политическое значение для индивида могут приобрести далекие от политики факторы: труд, характер отношения человека к природе и т.п. Все зависит от того, как эти факторы встраиваются в контекст внутренней или внешней политики. Так, оказалось сильно политизированным движение защитников окружающей среды. Вопрос об отношении к абортам расколол в 90-е годы общественное мнение в США. Факторы П. с. - это общий термин для обозначения воздействия на личность со стороны общества и политической системы. Среди всех факторов есть специально организованные институты П. с. (например, молодежные политические организации) и те, для которых эта функция является побочной (школа, церковь), но которые являются каналом трансляции официальной политической позиции. Конкретные люди, служащие посредниками в этом процессе, получили название агентов П. с. Изменения в характере процесса социализации происходят циклично. На каждом новом витке исторического развития происходит взаимная адаптация личности и политической системы: изменение социальной и политической структуры создает в каждом поколении свой набор условий для формирования личности. Такая смена механизмов П. с. во все времена имела свои противоречия. Но в настоящее время традиционные дисфункции политической системы умножаются ускорением технологических процессов и глобализацией многих социальных процессов. Это создает новую ситуацию политического развития личности, усложняя ее отношения с государством, властью, политикой. Стрессы политической системы сказываются на всех факторах и агентах П. с., воздействующих на личность: на семье, работе, средствах массовой информации, системе образования, церкви и политических партиях. Так, роль семьи уменьшилась, а роль групп сверстников и средств массовой информации усилилась. Труд в условиях новых технологий требует формировать личность гораздо более гибкой, что вступает в противоречие с управляемостью обществом в целом и политической системой в частности. Исследования П. с. последних десятилетий выявили две противоположные тенденции. С одной стороны, существует всеусиливающаяся общественная потребность в политическом развитии личности, ее активном включении в политику, в росте ее самосознания. Эта тенденция особенно ярко проявляется в процессах демократизации. С другой стороны, налицо и тормозящая тенденция, проявляющаяся в разных формах отчуждения человека от государства, его институтов, от принятия политических решений.

Заключение.

В данной работе мы показали основные аспекты изучения современной политологии. Мы обратили внимание на разницу между политикой и политологией, указали основные методы политологических исследований, рассказали историю политологии как науки.

Из данной работы можно сделать вывод, что человек с точки зрения политологии - объект, влияющий и контролирующий ход политических событий.

 

 

Литература.

1

«Обществознание 10 класс»

Боголюбов

Москва

«Просвещение»

2007

2

#"#" target="_blank">. "История государственного управления в России. Гриф МО РФ"


Маркова А.Н.

Москва

2007



Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.