Рефераты. Борьба с терроризмом в Саудовской Аравии






Министр заявил, что официальный уровень безработицы в королевстве – 5%, что составляет 150 тыс. чел. По другим данным, от 20 до 30% саудовцев, находящихся в трудоспособном возрасте, являются безработными31. Правительство уже предприняло ряд мер по борьбе с безработицей. В частности, осуществляются попытки уменьшить число иностранных рабочих, которые были заняты преимущественно в частном секторе и работали в качестве разнорабочих, менеджеров среднего звена, нефтяников. Причинами столь активного привлечения иностранной рабочей силы многие исследователи называют «неблагоприятные социально-экономические факторы, а именно: малочисленность местного населения, усугубляемую отстраненностью женщины от участия в экономическом процессе; дефицит квалифицированных специалистов различных профилей и уровней, сохранение в обществе патриархальных взглядов, не вписывающихся в сознание, которое должно быть определяющим на этапе модернизации»32.

В адрес властей Саудовской Аравии ранее звучали обвинения в ущемлении прав иностранных рабочих. В июле 2004 г. организация «Хьюман Райтс Уотч» опубликовала отчет, в котором крайне негативно оценивалось положение рабочих из стран Юго-Восточной Азии в Саудовской Аравии. Отношение со стороны властей к данной категории рабочих иначе как «систематическим превышением полномочий и дискриминацией» не называлось33. В начале лета 2004 г. представители госструктур Саудовской Аравии категорически отвергли обвинения, содержавшиеся в данном отчете, однако позже министр труда королевства аль-Госаиби признал, что ущемления прав имели место. Он отметил: «Имели место некоторые злоупотребления в отношении иностранных рабочих. К сожалению, многие из тех, кто привлекает в страну иностранную рабочую силу, не в состоянии обеспечить достойные условия работы и проживания. Более 1 тыс. физическим и юридическим лицам было запрещено принимать на работу иностранцев в связи с ущемлением прав последних»34. По словам министра, его ведомством уже осуществлены меры по противодействию дискриминации прав иностранных граждан. Был создан отдел по защите прав иностранных рабочих в составе министерства труда. В настоящее время законодательной властью Саудовской Аравии рассматривается закон, регулирующий отношения между работодателем и иностранным работником.

Доминирование иностранной рабочей силы в экономике Саудовской Аравии, по мнению арабских аналитиков, в обозримом времени неизбежно обострит и без того многие серьезные социальные проблемы, к числу которых следует отнести и проблему молодежи.

В течение долгого времени безработица рассматривалась многими в качестве главной причины, подталкивающей молодежь (при том, что доля молодежи в составе населения страны очень велика) к вступлению в террористические организации. В настоящее время молодежь в Саудовской Аравии представляет в большинстве своем агрессивную и люмпенизированную часть общества. Неудивительно, что именно на нее рассчитана агитация исламистов, находящих в молодежной среде поддержку и понимание. «Рост числа радикальной молодежи может способствовать формированию революционного ядра. Пример Бен Ладена демонстрирует, что они способны влиять на весь мир. Если они могут делать это, то они могут влиять и на положение дел в самой Саудовской Аравии», – отметил американский аналитик Саймон Хендерсон35.

Говоря о проблемах молодежи, некоторые арабские интеллектуалы указывают на серьезные проблемы в системе образования Саудовской Аравии. Уже упомянутый Абдул Рахман ар-Рашид опубликовал статью, в которой основной причиной развития радикальных настроений в молодежной среде называется не экономическая проблема, а то, что «культура насилия пропитала религиозное образование, в котором ранее доминировали традиции консервативного и миролюбивого саудовского общества»36. Саудовский комментатор Абдулла Абу Сеймх в своей статье в ежедневном издании «Указ» утверждает, что саудовское общество должно «перевоспитать свою молодежь для того, чтобы восстановить свои мирные отношения и согласие с внешним миром»37. В последнее время в СМИ проходят оживленные дебаты по реформе образования. Например, недавно при непосредственном содействии и покровительстве министерства образования предприняты попытки объединить школы для девочек и мальчиков. Хотя эксперимент еще не завершен, его можно считать уникальным, поскольку это первая попытка реформировать образование в рамках патриархального саудовского общества. Вместе с тем существуют и иные прецеденты, говорящие о том, что шансы успешной реализации подобной реформы образования в настоящее время крайне невелики. Это было наглядно продемонстрировано в одном драматическом случае, произошедшем в Мекке в 2004 г. В одной из женских школ вспыхнул пожар. Несколько учащихся погибли в огне, потому что представители движения «За присоединение к правильному и предотвращение зла» запретили пожарным приближаться к зданию школы, т.к. те могли увидеть лица девушек. Несмотря на большой резонанс, который этот случай имел в арабском мире, никто не понес ответственность за гибель учениц. Единственным шагом со стороны саудовских властей стало перепоручение функций наблюдения за делами образовательных учреждений для женщин в ведение особого министерства.

В настоящее время работа с молодежью ставится правящими властями королевства в ранг приоритетных мер по борьбе с терроризмом. В рамках кампании по борьбе с терроризмом различные представители монархической фамилии и руководящих структур государства покровительствуют антитеррористическим организациям, образованным в последнее время в Саудовской Аравии. В качестве примера можно привести деятельность принца Мухаммеда ибн Фахда ибн Абдель Азиза, взявшего под свое покровительство Национальную Антитеррористическую Кампанию Солидарности. Можно было бы очень долго перечислять названия подобных организаций, заявляющих в качестве главной из задач своей деятельности борьбу с терроризмом. Насколько деятельно ведется подобная борьба, остается только догадываться, поскольку доступными являются только программные заявления этих общественных организаций и движений. Иная информация об их деятельности пока не опубликована.

Тем не менее, в ходе общегосударственной кампании руководство Саудовской Аравии приняло решение о созыве международной конференции по противодействию терроризму. Приглашение принять участие в работе конференции получили представители многих стран мира, в том числе и США. Это произошло вскоре после того, как власти порта Нью-Йорка и Нью-Джерси, в чьем ведении находилась территория Центра международной торговли, объявили 10 сентября 2004 года о том, что предъявляют иск в 7 млн. долл. Королевству Саудовская Аравия. В этом иске его власти обвиняются в оказании финансовой помощи террористической организации «Аль-Каида». Иск был подан в американский окружной суд Манхэттена инвестиционной фирмой «C. Фицджеральд», 650 сотрудников которой погибли в результате терактов 11 сентября38.

После подобных событий саудовская сторона всячески стремилась исправить на наиболее благоприятный имидж королевства. Это отчасти выразилось и в том, что на подконтрольном правительству телевидении был наложен запрет на выпуск в эфир телепередач и шоу, в которых могли содержаться или содержались призывы к джихаду или религиозной ненависти к христианам и иудеям. Повсеместно встречались визуальные свидетельства этой кампании: в виде клипов на телевидении, рекламных щитов вдоль автомагистралей, цифровых сообщений, появляющихся в банкоматах, и т.п.

Накануне открытия конференции представители саудовского правительства заявили, что ими были приглашены принять участие в ее работе все страны, которые, так или иначе, пострадали от терроризма. Однако это не совсем соответствует действительности, т.к. израильтяне не получили приглашения. Официальные саудовские лица пояснили, что одной из главных причин этого является отсутствие между Израилем и Саудовской Аравией дипломатических отношений. Помимо этого, саудовские власти не признают в качестве террористических актов многие действия, которые они называют не иначе, как «сопротивлением оккупации». Вопрос об отсутствии Израиля на конференции, в частности, всплыл в ходе крайне оживленного спора, возникшего между представителями американской делегации и делегатами Ирана и Сирии. Эти государства, как известно, были причислены американской администрацией к странам-пособникам международного терроризма. По сути, американская делегация была единственной, которая поставила вопрос об отсутствии Израиля. Делегации Европейского Союза, ООН, Интерпола, Лиги арабских государств, Организации Исламской Конференции предпочли не акцентировать внимание на этой теме.

Необходимо отметить, что отношение саудовского руководства к Израилю можно назвать предельно настороженным и острочувствительным. В частности, после событий 11 сентября министр внутренних дел принц Наиф (который являлся председателем антитеррористической конференции) заявил в одном из своих интервью, что убежден: к совершению данных террористических актов причастна израильские спецслужбы. В 2004 г. наследный принц Абдалла неоднократно утверждал, что за деятельностью организации «Аль-Каида» стоят сионисты.

Конференция прошла с 5 по 8 февраля 2005 г. в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде. В ней приняли участие представители 51 страны и 9 международных организаций. В качестве главных тем повестки дня конференции были заявлены следующие:

– происхождение, первопричины, культура и идеология терроризма;

– взаимоотношения между терроризмом, отмыванием денег, незаконной торговлей оружием и наркотиками;

– террористические организации и их структуры;

– уроки борьбы с терроризмом.

На открытии конференции наследный принц Абдалла бен Абдель Азиз призвал делегатов и организации учредить международный центр по предупреждению и борьбе с терроризмом. По словам наследного принца, главной целью работы центра стали бы «обмен и передача информации в том ритме, который был бы соизмерим с текущими событиями и способствовал бы предотвращению террористических актов»39.

Это предложение вызвало различные отклики со стороны участвующих в работе конференции делегаций. Диапазон эмоций варьировался от осторожного одобрения до полного безразличия и скепсиса. «Подобный центр не сможет удовлетворить потребность в двустороннем обмене информацией… Это ни к чему не приведет», – заявила глава американской делегации, советник по национальной безопасности Фрэнсис Таунсенд40. Вместе с тем Таунсенд отметила, что любые меры по координации усилий различных спецслужб являются «чистой прибылью» в борьбе с терроризмом.

Руководитель британской делегации поддержал идею создания центра. Тем временем другой британский делегат на условиях анонимности подчеркнул, что в настоящее время остаются последствия «холодной войны», которые сказываются на межгосударственных отношениях и от которых необходимо избавиться при решении особенно тех вопросов, которые касаются служб безопасности. Он также отметил, что возможная поимка Усамы бен Ладена должна стать лишь этапом, а не окончанием войны стран мира с терроризмом. Оставаясь анонимным, представитель Великобритании добавил, что «необходимо, чтобы работа проводилась с пониманием того процесса, в рамках которого молодежь вступает в организации радикального толка и симпатизирует террористам, притом, что лишь немногие из них становятся ими (террористами)»41. Он полагает, что центр мог бы стать орудием против терроризма. Но, по его мнению, борьба с терроризмом увенчается бόльшим успехом, если будет вестись службами безопасности в сотрудничестве друг с другом на двусторонней основе.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.