Вторая причина - довольно жесткая налоговая система, которая приводит к снижению объемов производства и количества золота, перерабатываемого отечественной ювелирной промышленностью. Соответственно ее продукция по ценовой характеристике становится неконкурентоспособной не только на мировых и региональных международных рынках, но даже на внутреннем Российском рынке. По оценкам специалистов, отечественные ювелирные изделия из золота, которые реализуются в розничной торговле, в 2,2 раза дороже аналогичной продукции западных производителей. Таким образом, российская ювелирная промышленность не только не выходит на внешние рынки, но и постепенно теряет внутренний рынок. А по мнению экспертов "Ювелирпрома", емкость внутреннего рынка России позволяет реализовывать ювелирных изделий на сумму, превышающую миллиард долларов США ежегодно.
Третья причина - постоянный недостаток оборотных средств у производителей ювелирной продукции. Прежде всего недостаток оборотных средств объясняется условиями принятой государством системы предоплаты за снабжение ювелирной промышленности драгоценными металлами. Плюс к этому - высокие ставки кредитов, которые неблагоприятно отражаются на величине уже финансовых издержек. Сюда же следует отнести и отсутствие централизованного финансирования (в настоящее время акционерные общества в финансовом плане в достаточной мере разобщены даже при существующем концерне "Ювелирпром"), имеющем преимущества в отношении маневрирования финансами, в том числе и оборотными средствами.
Четвертая причина заключается в следующем. Ювелирная промышленность, являясь одним из производственно-технологических направлений переработки золота, находится в полной зависимости от финансового, организационного, технического и производственного состояния золотодобычи. Постоянно растущие издержки производства при добыче золота, включая и принятую систему налогообложения, непосредственно оказывают негативное влияние и на его потребление при изготовлении ювелирных изделий. Следовательно, одни негативные явления, существующие при производстве сырья, как следствие порождают другие негативные явления при изготовлении конечной готовой продукции.
Таким образом, следует констатировать, что кризис отечественной золотопромышленности современного периода (добыча золота, его производство и переработка) - это самый мягкий термин, характеризующий ее финансовое состояние. В среднем по стране рентабельность производства золота составила в 1997 году менее 8%. Однако, для основных регионов добычи золота этот показатель равен нулю или вообще имеет отрицательную величину. Так, хронически убыточными в 1997 году явились 27 золотодобывающих предприятий системы Росзолото. Убыточность предприятий привела к не возврату полученных авансов, сумма которых за тот же год составила 115 млрд. руб., из которых 20 млрд. руб. пришлись на старательские артели.
Подводя итог можно отметить, что создавшееся тяжелейшее положение в золотопромышленности России объясняется прежде всего несвоевременной и непродуманной ее приватизацией, применением нерациональных систем налогообложения кредитной и ценовой политики, реализуемых государством в отношении такого специфического товара как золото.
I I I. РОССИЙСКИЙ РЫНОК ЗОЛОТА И ЕГО ПЕРСПЕКТИВЫ
1.Законодательная база российской
золотопромышленности
Рынок золота как особый, организационно оформленный механизм, обслуживающий и регулирующий отношения по купле-продаже золота, сформируется исходя из соотношения спроса и предложения. Кроме этого активное влияние на его становление оказывают такие факторы, как существующая законодательная база, уровень экономического и технического развития общества, состояние платежеспособности населения. Следует отметить, что кроме определенного спроса на драгоценный металл со стороны части населения России, все остальные факторы в позитивном плане практически отсутствуют.
В этой связи кратко рассмотрим спектр факторов и условий, отражающих положение дел в формировании российского рынка золота в настоящее время.
Прежде всего, о законодательной базе. Здесь следует отметить, что на протяжении нескольких лет, начиная с 1991 года, законодательная база являет собой противоречивый по своей сути перечень указов, постановлений, решений и других законодательных актов, которые носят характер полуразрешающих, полуограничивающих документов в отношении операций с драгоценными металлами, в том числе с золотом. Содержание этих актов явно демонстрирует ведущую роль государства в контроле за золотопромышленностью с одновременным устранением его от вопросов, связанных с добычей и производством золота в части финансирования.
Полурыночные отношения в процессах добычи, переработки и производстве золота и монополизм при его купле-продаже несовместимы» поэтому обязательно наступит ситуация, при которой или должен быть введен порядок монополии на всю отрасль золотопромышленности в целом (государству в ближайшее будущее это практически невозможно реализовать), или осуществляется отказ от монополии, но уже во всех операциях, проводимых с золотом.
Такой вывод подтверждается и постепенными "уступками" правительства в области купли-продажи золота. Так, содержательную часть всего перечня актов, составляющих современную законодательную базу и в той или иной степени посвященных золотопромышленности, начиная с 1991 года, можно условно подразделить на три этапа развития юридической основы золотопромышленности.
Первый этап характеризуется полной монополией государственного аппарата в отношении купли-продажи золота. Отправной точкой этого этапа может служить Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 года № 214 "О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории РСФСР", по которому должен осуществляться государственный контроль за всеми операциями с золотом, начиная с определения ежегодных квот на добычу металла и размера платы за пользование месторождениями золота. При этом вся продукция должна сдаваться Комдрагмету при Министерстве экономики и финансов РФ, то есть государству, при одновременной государственной же монополии на реализацию золота как на внутреннем, так и на мировых и международных рынках.
Второй этап представляет собой частичный отказ государства от монополии на операции по купле-продаже золота. Началом этого этапа послужил также Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 года № 2148 "О развитии рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации", по которому уполномоченным коммерческим банкам разрешается проведение операций с золотом: во-первых, при его купле-продаже на внутреннем рынке; во-вторых, при осуществлении залоговых операций также внутри страны. В мае 1994 года три банка - Промстройбанк, Автобанк и Инкомбанк - получили от Центрального банка первые лицензии, дававшие им право покупать драгоценные металлы у добывающих предприятий, продавать их ЦБ РФ и уполномоченным на проведение этих операций структурам, а также использовать в качестве залога по кредитным соглашениям. К началу 1995 года подобными лицензиями обладали уже около 40 российских коммерческих банков. К настоящему времени таких банков насчитывается более 100.
Третий этап характерен дальнейшим углублением процесса государственной демонополизации. Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 года № 1157 "О дополнительных мерах по развитию рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации" предусматривалось расширение перечня совершаемых на рынке сделок с драгоценными металлами, в частности разрешения пяти специально уполномоченным коммерческим танкам на вывоз слитков золота за границу для проведения залоговых операций с целью привлечения иностранных кредитов.
Комментируя последние два этапа, следует отметить, что и в этих случаях - при частичном отходе государства от монополии на операции с золотом -последнее не решило до конца вопрос в отношении прав уполномоченных банков. Более того, эти банки были поставлены в невыгодные условия при проведении операций с драгоценными металлами. Например, в отношении разрешения на операции с золотом внутри страны. Покупаемое золото обходится коммерческим банкам значительно дороже, чем государству. При продаже золота банкам старательские артели обязаны уплатить государству налог на добавленную стоимость и специальный налог (в сумме составляет 23,4%), размер которых, естественно, закладывается в цену продаваемого золота.
Полученные уполномоченными банками лицензии на операции с золотом внутри страны в значительной мере ограничивали возможности последних. Поэтому ЦБ РФ разработал Положение "О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами" № 50 от 1 ноября 1996 года.
По этому положению банки имеют право осуществлять следующие операции и сделки с драгоценными металлами: покупать и продавать драгоценные металлы как за свой счет, так и за счет клиентов; привлекать драгоценные металлы во вклады от физических и юридических лиц; размещать драгоценные металлы от своего имени и за свой счет на депозитные счета, открытые в других банках, и предоставлять займы в драгоценных металлах; предоставлять и получать кредиты в рублях и иностранной валюте под залог драгоценных металлов.
Как видно из содержательной части, указанным выше Положением значительно расширяется сфера деятельности коммерческих банков в операциях и сделках с золотом. Кроме этого. Положение предусматривает регламент операций, условия сделок и расчеты по поставкам металла. Банкам предоставляется также возможность совершения других сделок, таких, как опционы, свопы, фьючерсы, что является позитивным признаком продвижения России к формированию рынка золота. Еще один аспект рыночных отношений в области золота. Практически во всех золотодобывающих странах и странах, производящих продукцию из золота, развито такое направление, как переработка лома (в основном ювелирных изделий и монет, потерявших товарный вид). В России в настоящее время и в этом направлении теряются позиции. Ввиду нехватки средств у государства, а оно является монополистом скупки металла у населения в лице Государственной центральной скупочной организации, объем сдаваемого в Госхран лома драгоценных металлов постоянно снижается. При этом желающих продать ювелирные изделия из золота в настоящее время намного больше, а при закупочной цене лома в 37,3 тыс. руб. за грамм, государство реализует золото производителям ювелирных изделий уже по 110 тыс. руб. за грамм.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20