Несмотря на то, что в этой области в 1999 г. прогнозируется увеличение объемов производства и экспорта, докризисные показатели в ближайшем будущем вряд ли будут достигнуты — низок уровень загрузки производственных мощностей, простаивает оборудование стоимостью 20 трлн. вон).
При условии, что азиатские страны сумеют в какой-то степени преодолеть кризисные явления в экономике, появится возможность увеличить в 1999 г. объем экспорта продукции общего машиностроения РК до 8,9 млрд. долл., что на 3,8% больше показателей прошлого года.
Сталелитейная промышленность.
Поставки на внутренний рынок холоднокатаной стали в 1998 г. сократились на 60,1%, металлоконструкций — на 56,1%, стальных труб — на 46,1%. Благодаря заказам со стороны судостроительных компаний, поставки листового железа сократились лишь на 4,5%. Производство стали в РК в 1998 г. уменьшилось на 0,4%. Банкротство таких сталелитейных компаний, как Hanbo Steel и Hwan Young Steel, привело к сокращению выпуска практически всех видов металлоизделий за исключением листового железа. Загрузка производственных мощностей в южнокорейской металлургии в 1998 г. в среднем не превышала 85%. Сокращение производства стали в РК было обусловлено также общемировой тенденцией к снижению объемов производства в этой области. В марте 1998 г. Япония начала сокращать объемы производства стали в целях поддержания цен, ее примеру последовали Россия, Индия, страны ЮВА, некоторые европейские страны. Не стала исключением и РК. Несмотря на падение спроса на металл со стороны азиатских стран и Японии, экспорт стали из РК в 1998 г. увеличился на 47%, что было связано с девальвацией воны. Однако рост поставок южнокорейской стали встретил жесткое противодействие со стороны правительств США и стран Европы, которые рассматривают возможность применения антидемпинговых процедур по ряду позиций южнокорейского экспорта (нержавеющая сталь, горячий прокат, холоднокатаная сталь).
В 2001 г. в сталелитейной промышленности РК дальнейший спад производства маловероятен, поскольку потребление стали основными отраслями промышленности растет (за год потребление должно увеличиться на 5,2%). Экспорт стали сократится в 1999 г. на 13,6% по сравнению с прошлым годом.
В 2000 г. ожидается сокращение поставок стали на внутренний рынок на 3,7% (будет произведено 38 млн.т., на 2,9% больше объемов прошлого года).
Нефтехимическая промышленность.
В 1998 г. спрос на продукцию нефтехимической отрасли на внутреннем рынке РК сократился на 15-35% (в основном нате виды продукции, которые находят применение в автомобилестроении, строительстве и производстве электротехнических изделий). Основными рынками сбыта нефтехимии стали США и Европа. Несмотря на сокращение экспортных цен, доходы нефтехимических компаний РК в 1998 г. продолжали оставаться стабильными, чему способствовали такие факторы, как низкие цены на сырую нефть, выгодный для южнокорейских компаний обменный курс воны и возросшие объемы экспортных поставок. Увеличившийся спрос на продукты нефтехимии со стороны КНР и сокращение поставок на мировой рынок нефтехимической продукции из РК, Японии и Тайваня позволили поддерживать мировые цены на относительно высоком уровне. После сокращения объемов производства в 1998 г. степень загрузки производственных мощностей в этой отрасли не превышала 80%.
В 2002 г. спрос на продукцию нефтехимической отрасли на внутреннем рынке РК будет расти. Однако объемы производства и экспорта останутся ниже уровня прошлых лет из-за отсутствия новых инвестиций в эту отрасль в 1998 г. и усилившейся конкуренции на мировом рынке нефте-химпродукции. В первом полугодии 1999 г. объем экспорта возрос на 4,8% (до 3,4 млн. т.), а во втором полугодии — несколько сократился из-за роста потребления на внутреннем рынке. РК в 1999 г. планирует импортировать продукции нефтехима в объемах прошлого года, на 28 млрд. долл.
Текстильная промышленность.
В 1998 г. производство текстильных изделий в РК сократилось на 9,1%. объем продаж упал на 1,8%, 10,3% произведенной продукции остались нереализованными.
Производство готовой одежды в 1999 сократилось на 24,9%, поставки — на 26%, объем нереализованной продукции составил 9,6%. Сокращение объемов экспорта тканей — одной из главных статей южнокорейского экспорта -повлияло на общее сокращение экспорта текстильных изделий (на 6,6%). Вместе с тем, экспорт готовой одежды из РК увеличился на 14,9% (лучший показатель с 1990 г.). Основными рынками сбыта одежды южнокорейского производства стали США и Европа. [1, c.233 – 236; 10, 11; 6$ 12]
Таблица №2
Товарная структура экспорта (млн. Вон) | |1988 |1992 |1996 |2000 | |Годы | | | | | |Наименования | | | | | |Автомобильная |6257 |8647 |11098 |14345 | |промышленность | | | | | |Судостроение |4347 |6547 |5241 |4652 | |Компьютеры |- |3547 |14657 |35487 | |Полупроводники |- |- |20419 |49654 | |Телекоммуникационное|- |- |15789 |37217 | |оборудование | | | | | |Машиностроение |4752 |6417 |8147 |13494 | |Металлургия |- |5797 |5273 |4179 | |Нефтехим. продукция |- |3281 |5176 |6217 | |Текстиль |6730 |10054 |- |- | |Промышленность |9731 |14327 |18743 |21460 |
Источник: [9, c. 93]
Анализируя таблицу, можно прийти к выводу, что в настоящее время южнокорейский экспорт во многом зависит от мирового спроса на полупроводники и телекоммуникационное оборудование. Начиная с 1994 спрос в данных секторах неуклонно растет, что связано с бурным развитием компьютерной индустрии. По данным с 1996 по 2000 годы экспорт товаров данной категории увеличился чуть больше чем в два раза. В то же время экспорт судостроения и металлургии имеет устойчивую тенденцию к снижению.
Положительное сальдо внешней торговли Южной Кореи в ноябре 2000г., по предварительным данным, сократилось по сравнению с октябрем на 28% до самого низкого с июля уровня в 932 млн. долл. Сокращение, которое продолжается 2-й месяц подряд, связывают со спадом экспорта в связи с уменьшением спроса на компьютерные чипы и банкротством автомобилестроительной фирмы Daewoo Motor Co. Экспорт уменьшился на 1,9% до 15,1 млрд. долл., а импорт вырос на 0,7% до 14,2 млрд. долл.
Ожидается дальнейший спад экспорта в связи с замедлением экономического роста в США и соответствующим сокращением спроса на южнокорейскую продукцию. [3, c. 361]
Реализуя политику диверсификации международного рынка, Южная Корея уже экспортирует свои товары в 159 стран. Таблица №3
География экспорта (в %) |1994 |1995 |1996 |1998 | |США 26% |США 19% |США 17% |США 17% | |Япония 17% |Япония 14% |ЕС 13% |Япония 9% | |ЕС 14% |ЕС 13% |Япония 12% |Китай 9% | | | | |Гонконг 7% | | | | |Тайвань 4% |
Источник: [12]
США продолжают оставаться главным потребителем южнокорейских товаров, хотя их позиции в 1998 г. по сравнению с 1994 заметно снизились (с 26% до 17%), что было связано с перенасыщением рынка полупроводников и телекоммуникационного оборудования. Вторым, после США, главным импортером продукции Республики Корея остается Япония (1998 г – 9%). В конце 90-х Китай, Тайвань и Гонконг стали третьими по значимости импортерами южнокорейских товаров, что связано с бурным развитием экономик этих стран, в то же время страны ЕС утратили свои позиции.
Таблица №4
География импорта (в %) |1994 |1995 |1996 |1998 | |Япония 26% |Япония 24% |США 22% |США 22% | |США 24% |США 22% |Япония 21% |Япония 18% | |ЕС 15% |ЕС 13% |ЕС 13% |Китай 7% | | | | |Саудовская | | | | |Аравия 3% | | | | |Австралия 2% |
Начиная с 1996 г. основным экспортером товаров в Республику Корея стали США (22% из общего объема импорта). Япония утратила свои лидирующие позиции в данном секторе, хотя удерживала первое место в течение ряда лет (94-95 26 и 24% соответственно). В 1998 году третьим по объему импорта корейских товаров стал Китай, потеснив страны Европейского Союза. Как и прежде, основными статьями импорта для Южной Кореи остаются сырьё, материалы и оборудование для экспортного производства и продовольствие.
Начиная с 90-х гг., Корея значительно расширила список импортируемых товаров, на ввоз которых можно получить автоматическую лицензию. В результате круг товаров, на которые были сняты импортные ограничения, резко увеличился. Сегодня почти на весь импорт промышленных товаров (99,9%) можно получить автоматическое разрешение, что ставит Корею в один ряд с большинством индустриально развитых стран Запада.
Общий уровень либерализации импорта достиг в 1992 г. 98,1% приблизившись к показателям многих развитых стран. В настоящее время из общего количества в 10417 наименований товаров, перечисленных в корейском импортном классификаторе, только на 196 нельзя автоматически получить лицензию. [6]
Таблица №5
Товарная структура импорта РК (млн. вон).
| |1988 |1992 |1996 |2000 | |Продовольствие|2290 |2945 |3130 |- | |Сырье и |7749 |11345 |- |14864 | |материалы | | | | | |Минеральное |5986 |9344 |12932 |16056 | |топливо | | | | | |Овощи |175 |218 |284 |- | |Химические |6272 |7345 |- |8179 | |продукты | | | | | |Машиностроение|18242 |25690 |28287 |31540 | |и транспорт | | | | |
Источник: [9, c. 94]
Из анализа таблицы видно, что основными товарами, которые импортирует Корея, являются: машины, станки, нефть, сталь, удобрения, зерно, текстиль. Доля минерального топлива в структуре импорта страны увеличилась в 3 раза (с 5900 до 16000), а машиностроения почти в 2 раза (с 18000 до 32000).
Несмотря на то, что Корея является крупным импортером сельскохозяйственной продукции, ее сельскохозяйственные рынки очень чутко реагируют на любое иностранное участие. В Корее, так же как и в США, ЕС и Японии, сельскохозяйственная политика зачастую приводит к возникновению социальных и политических проблем, что затрудняет либерализацию этой отрасли. Если в результате импорта произойдет внезапное падение цен на продукты питания отечественного производства, экономическое положение местных фермеров осложнится самым серьезным образом, а нарушение существующего баланса цен может таить потенциальную опасность для корейского общества. Роль ПИИ в развитие экспорта страны.
В Республике Корея прямые иностранные инвестиции определены как корпоративная деятельность иностранцев по приобретению права прямого участия в управлении предприятиями через покупку акций или предоставлению долгосрочных займов.
Основными целями привлечения ПИИ являются: повышение конкурентоспособности страны, развитие внешней торговли и экспорта, стимулирование занятости, получения доступа к высоким технологиям. Начиная с января 1960 г., когда был принят «Законодательный акт о привлечении иностранных инвестиций», и до недавнего времени политика по привлечению сводилась, в основном, к расширению сфер для инвестиций, упрощению инвестиционных процедур, сокращению налогов и предоставлению различных стимулов и льгот иностранным инвесторам.
Страницы: 1, 2, 3, 4