Рефераты. Великобритания: регулирование рыночных отношений при неоконсервативном правительстве (1979-1997 гг.)...






Деятельность компаний в Великобритании регулируется целым рядом детально разработанных законов, в которых предусматривается обширный круг вопросов, касающихся всех аспектов деятельности компаний, начиная с процедуры образования компании и назначения руководства и кончая ее ликвидацией, банкротством и т.д. Среди этих законов основным является Закон о компаниях (Companies Act). Кроме него имеются закон, регулирующий порядок присвоения названия компании для ведения бизнеса в Великобритании (Business Names Act), в частности, запрещающий ведение бизнеса под названием, которое может вводить в заблуждение; закон о внутреннем регламенте компании (Company Securities (Insider Dealing) Act); закон о технических аспектах слияний (Companies Consolidation (Consequantial Provisions) Act); закон о банкротствах, как корпоративных, так и индивидуальных (Insolvency Act) и т.д.

На государственный сектор приходится около 20% валового внутреннего продукта страны. Наиболее велика роль государственного сектора в таких отраслях промышленности и сферы услуг, как энергетика, транспорт, связь. Заметное место в государственном секторе до последнего времени занимали публичные корпорации, представляющие собой, как правило, национализированные отрасли экономики.


Антимонопольное регулирование.

Политика в области поощрения конкуренции и антимонопольное законодательство

Успешное функционирование рыночной экономики не возможно без развития свободной конкуренции. Поэтому в Великобритании разработаны системы стимулирования конкуренции, антимонопольного законодательства, осуществление контроля над действиями компаний, которые могут быть направлены против общественных интересов. Правительственная политика в этой области включает изучение и регулирование деятельности монополий, слияния компаний, случаев антиконкурентной и ограничительной практики.

Комплекс соответствующих законов является правовой базой деятельности официальных органов. Практическое проведение государственной политики в этой области осуществляется Министерством торговли и промышленности и Управлением по контролю за соблюдением правил предпринимательства (Office of Fair Trading), которое является специальным правительственным агентством.

В соответствии с законодательством Великобритании министр торговли и промышленности уполномочивается направлять в Комиссию по монополиям и слияниям на рассмотрение вопросы, представляющие угрозу свободной конкуренции, злоупотреблений монополий и практики их деятельности, которая может нанести ущерб общественным интересам. Если эта комиссия приходит к заключению, что действия монополии направлены против общественных интересов или могут нанести им ущерб, министр торговли и промышленности имеет право предпринять меры по недопущению этих действий или компенсации морального ущерба. Генеральному директору Управления по контролю за соблюдением правил предпринимательства может быть предложено провести с соответствующими компаниями переговоры о компенсации нанесенного ущерба, установленного комиссией.

а. Антиконкурентная практика. За некоторым исключением в функции Генерального директора Управления по контролю за соблюдением правил предпринимательства в соответствии с Законом о конкуренции 1980 г. входит изучение любого случая деловой практики, который может ограничивать, искажать или не допускать конкуренцию в производстве, продаже, приобретении товаров либо услуг в Великобритании. Если Генеральный директор придет к заключению, что действия каких-либо компаний носят антиконкурентный характер, он может потребовать от них обязательств о прекращении такой деятельности.

б. Ограничительная деловая практика. Согласно закону об ограничительной торговой практике 1976 г. определенные соглашения должны направляться для регистрации в Управление по контролю за соблюдением правил предпринимательства. Соглашение подлежит регистрации, если два или более человека (стороны), участвующие в поставках товаров или предоставлении услуг, принимают на себя некоторые ограничения на свободу своих решений по таким вопросам, как цены или условия продажи. Если соглашение не будет зарегистрировано в течение требуемого периода, то это означает отсутствие ограничений и стороны могут заниматься законной деятельностью.

В случае если соглашение регистрируется, Генеральный директор Управления по контролю за соблюдением правил предпринимательства в силу своих обязанностей должен направить его в специальный суд (Restrictive Practicies Court) и суд обязан декларировать, что ограничения, принятые в соглашении, противоречат общественным интересам (если стороны не докажут суду, что соглашение не попадает под критерии, предусмотренные Законом об ограничительной практике). Принятые компаниями ограничения, признанные противоречащими общественным интересам, становятся недействительными, и суд может дать указание сторонам не применять (не использовать) эти ограничения или заключить новое соглашение.    

Монополии и слияния

Вопросы о монополиях и слияниях регулировались Законом о правилах предпринимательства 1973 г. Этот закон дает определение монополии как ситуации, когда, по крайней мере, ¼ конкретного товара либо конкретных услуг поставляется на рынок одним лицом, группой связанных между собой компаний, двумя или более лицами, действующими в направлении, которое не допускает, ограничивает или искажает конкуренцию. В этом случае министр торговли и промышленности и Генеральный директор Управления по контролю за соблюдением правил предпринимательства могут направить запрос о действиях компаний для исследования в комиссию по монополиям и слияниям.

Если комиссия найдет, что действия монополии направлены против общественных интересов, министр торговли и промышленности имеет право предпринять действия для возмещения или предотвращения ущерба, который по заключению комиссии может иметь место. В качестве альтернатив Генеральному директору Управления по контролю за соблюдением правил предпринимательства может быть предложено провести переговоры с соответствующим предприятием о компенсации установленного комиссией ущерба или отрицательного эффекта.

Слияние понимается как ситуация, когда два или более предприятия поступают в общую собственность либо попадают под общий контроль.

В вопросе о слияниях компаний правительство исходит из принципа, что целесообразность того или иного слияния определяется самим рынком, поэтому его политика в большинстве случаев заключается в предоставлении права самим компаниям решать вопрос о слиянии, за исключением случаев, когда возникает угроза свободной конкуренции. Однако правительство признает необходимость контроля за слияниями, которые могут привести к значительному ослаблении конкуренции или другим последствиям, способным вызвать общественное беспокойство.


Защита потребителей

Одним из важных элементов рыночной экономики является защита интересов потребителей. Правительственная политика в этой области исходит из принципа, что наиболее благоприятные условия для потребителей создает открытый рынок, функционирующий на принципах конкуренции и предлагающий им широкий выбор товаров и услуг; этой цели должна содействовать адекватная информация, помогающая потребителям делать выбор.

На основе закона о правилах предпринимательства 1973 г. в функции Управления по контролю за соблюдением правил предпринимательства входит также защита интересов потребителей. Это управление занимается постоянным изучением проблем потребителей; разработкой и принятием мер против случаев торговой практики, противоречащих интересам потребителей; а также мер направленных против постоянных нарушителей действующих законов; работой по повышению торговых стандартов (в Великобритании разработан целый свод законов, защищающий потребителей). Генеральный директор управления несет ответственность за оперативное выполнение законов, регулирующих потребительский кредит и продажи в рассрочку; работу Агентства по имущественным вопросам и по ряду других вопросов, в том числе связанных с рекламой, вводящей в заблуждение.  

Информация и консультации по вопросам, интересующим потребителей, предоставляются общественности на местном уровне гражданскими консультационными бюро; вопросами защиты потребителей занимаются соответствующие отделы в местных органах власти, а в некоторых районах – консультационные центры для потребителей.


Приватизация


После прихода в 1979 г. к власти консервативной партии тогдашний премьер-министр М. Тэтчер провозгласила курс на приватизацию государственного сектора экономики Великобритании прежде всего в сфере промышленности и инфраструктуры. В 80-е годы было приватизировано большое количество государственных или полугосударственных предприятий, в том числе публичных корпораций*. Публичные корпорации в ряде случаев по существу представляли собой почти целые отрасли промышленности или их основную часть: черную металлургию - “Бритиш Стил Корпорейшен”, угольную – “Нейшнл Коул Борд”, судостроение – “Бритиш Шипбилдерс”.

Сторонники приватизации, прежде всего правительство Великобритании, доказывают, что частный сектор является экономически более эффективным и обеспечивает более высокий уровень услуг, так как условия рынка требуют от его субъектов постоянного повышения своей конкурентоспособности; рост экономической эффективности стимулируется также стремлением к увеличению прибыли. Критики приватизации отмечают, что при приватизации публичных корпораций государство получает крупные разовые поступления от продажи акций, но теряет право на получение прибыли от деятельности этих корпораций. Вместе с тем существует реальная опасность монополизации рынка крупными монополизированными компаниями.

Представляет интерес механизм приватизации государственных корпораций, используемый в Великобритании. А. Улюкаев рассматривает три принципиально различных способа приватизации государственных корпораций и компаний, а также показывает следующую общую схему приватизации публичных корпораций: 1) выпуск и продажа акций через фондовую биржу; 2) прямая продажа компании или ее части функционирующей частной компании; 3) выкуп копании ее коллективом.

Продажа акций через фондовую биржу применялась при приватизации наиболее крупных компаний, главным образом публичных корпораций, для выкупа которых требовались миллиардные суммы. Прямые продажи применяются при приватизации относительно крупных компаний. Выкуп компании ее коллективом, как правило, производится при приватизации относительно небольших компаний.

Условно процесс приватизации крупных государственных корпораций можно разделить на следующие этапы:

1.     Изучение положения в отрасли, в которую входит корпорация, степени ее монополизации и возможности развития в ней конкуренции, состояния самой корпорации.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.