Рефераты. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве






p> Экспортируемые товары, благодаря хорошо отлаженной системе охраны не требуют больших страховых затрат.

Таможенная процедура при экспорте товаров сведена к минимуму.

Товары, запрещенные для импорта в США, не ввозятся и на территорию зон. Исключение делается для товаров, предназначенных для последующего импорта в США, если они пройдут соответствующую переработку в зоне согласно требованиям американской таможенной службы.

Импорт товаров из зон внешней торговли на территорию США осуществляется в соответствии с процедурой, позволяющей импортеру уплачивать таможенную пошлину либо на товар, поступивший в зону, либо на иностранные компоненты, использованные в процессе его переработки. Тем самым импортеру предоставляется право выбирать меньшую пошлину.

Импортеры продукции таких отраслей, как судостроение, автомобилестроение, производство конторского и промышленного оборудования, нефтепродуктов, а также продукции, собираемой или производимой в зонах внешней торговли, при ввозе конечного продукта на территорию США освобождаются от уплаты инверсированного (обратного) тарифа. Механизм установления данного тарифа предусматривает более высокие пошлины на узлы и отдельные блоки, чем на готовую продукцию с большей долей добавленной стоимости. В 90-е годы около 90% экономической активности в зонах внешней торговли было связано с деятельностью фирм обрабатывающей промышленности (преимущественно, автомобилестроительной), стремившихся избежать оплаты инверсированного тарифа при импорте товаров из таких зон для обеспечения работы своих предприятий на территории США. Это давало им существенную экономию и повышало конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Для многих предприятий важна также отсрочка уплаты импортных пошлин на период нахождения иностранных товаров в пределах зоны внешней торговли
(до момента их выпуска на таможенную территорию США), а также невзимание пошлин в случае реэкспорта ранее ввезенных в зону иностранных товаров.
Несмотря на существующий в большинстве зон запрет розничной торговли, компании розничной торговли располагают на этих территориях свои склады и выигрывают от отсрочки уплаты импортных пошлин.

О масштабах и основных направлениях деятельности зон внешней торговли свидетельствуют следующие данные. В 1992г общая стоимость товаров, которые были завезены и переработаны в этих зонах, достигла 93,8 млрд. долл. А в конце 90-х годов общая стоимость товаров, ежегодно ввозимых в зоны, составляла 130-150 млрд. долл. Расширение хозяйственной деятельности зон внешней торговли происходит главным образом благодаря росту сборочных предприятий и производству готовой продукции на базе местных и зарубежных материалов (сырая нефть, узлы для автомобилей и др.). Основные пользователи зон -заводы по сборке автомобилей, на них приходится 63% всего объема выполняемых в зонах работ. Товары отечественного производства составляют
75% от общего объема завозимых товаров.

Таким образом, зоны внешней торговли, глубоко интегрированные в экономику страны, вносят заметный вклад в ее социально-экономическое развитие. Это осуществляется прежде всего через стимулирование национальных компаний с помощью льготного налогового режима производить в самих США различные виды готовой продукции, более конкурентоспособной, по сравнению с иностранной, продаваемой на американском рынке. Деятельность зон внешней торговли также благотворно влияет на инвестиционный климат в стране, противодействую тенденции сокращения рабочих мест и способствуя росту внешней торговли. Через зоны внешней торговли проходит 2% импорта и около
1,5% экспорта страны. Возрастает роль этих зон и в обеспечении потребностей внутреннего рынка - в начале 90-х было реализовано 88% продукции, производимой и перерабатываемой в таких зонах.

В последние годы в США прилагают большие усилия в направлении повышения эффективности зон внешней торговли и их ориентации на расширение экспорта и транзитной торговли США. С этой целью на федеральном уровне была разработана специальная программа, в соответствии с которой приняты меры по оказанию поддержки американским фирмам, действующим в зонах внешней торговли в тех отраслях, где существует жесткая конкуренция со стороны иностранных компаний. В числе таких мер - изменение практики и процедуры получения экспортных лицензий.

Предпринимательские зоны.

К этой группе свободных экономических зон относятся те, что непосредственно не связаны с обслуживанием внешней торговли. В данном случае таможенные льготы отходят на второй план, а основную роль играют различные налоговые, финансовые и административные стимулы.

Предпринимательские зоны возникли в США для оживления мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах путем предоставления предпринимателям большей свободы деятельности и значительных финансовых льгот. Эти зоны стали важными центрами регионального развития, основанного на трех "д": дерегламентация, дефискализация и дебюрократизация.

По юридическому статусу предпринимательские зоны в США подразделяются на федеральные, штатные и местные, и создаются решениями правительственных органов соответствующих уровней.

Предпринимательские зоны обычно расположены в экономически депрессивных районах крупных городов, имеющих наиболее высокий уровень безработицы. Они охватывают, как правило, районы площадью 2,5-5 кв. км, не имеют огороженных пределов и выделяются лишь статусом расположенных там компаний. В большинстве штатов предпринимательские зоны создаются на 10-20 лет, федеральные зоны - также на 20 лет, срок это может быть продлен.

В целях развития производства и увеличения занятости действующим на территории зон американским компаниям предоставляются различные льготы. На федеральном уровне - это пятипроцентная скидка на налоги, выплачиваемые при строительных и ремонтных работах, налоговые скидки предприятиям за каждого дополнительно принятого на работу, отмена налога на увеличение стоимости капитала. На уровне различных штатов - это пятидесятипроцентная скидка с налога на доходы предприятия (штат Коннектикут), стопроцентные скидки с налога на продажи оборудования (штат Луизиана) и строительных материалов
(штат Канзас) , на основной капитал (штат Вирджиния). Более 70% всех налоговых льгот получают предприниматели, которые создают в предпринимательской зоне новые рабочие места.

Помимо экономических стимулов на предпринимателей распространяется и ряд других льгот. В частности, упрощенная процедура ведения документации, снижение требований к стандартам по охране окружающей среды и нормам безопасности. Правительства некоторых штатов предоставляют зонам прямую поддержку, - в штате Коннектикут создан специальный фонд для финансирования деятельности предприятий, расположенных в зонах штата.

Федеральное правительство и власти штатов продолжают политику расширения организации предпринимательских зон и предоставления им новых льгот. Одна из причин такой политики состоит в том, что создание этих зон, не ложась тяжелым бременем на бюджеты всех уровней, способствует повышению деловой активности в депрессивных районах страны и уменьшению размеров безработицы. Функционирование предпринимательских зон способствует также сокращению бюджетных ассигнований на различные социальные программы и постепенному увеличению налоговых поступлений в бюджеты различных уровней от предприятий и граждан в результате оживления экономической деятельности и увеличения числа занятых. Предпринимательские зоны ориентированы на решение внутриэкономических задач посредством опоры на местный капитал и рабочую силу

Технологические парки.

Такие парки (технико-внедренческие зоны) заявили о себе как о новой эффективной форме интеграции науки и производства, месте развертывания инновационной деятельности и создания венчурных фирм, занятых разработкой новых технологий. Обычно они представляют собой территориально сгруппированную совокупность научных лабораторий и производственных помещений, предоставленных в аренду на льготных условиях венчурным фирмам, занятым коммерческим освоением перспективных научных и технологических нововведений и идей. В отличие от зон свободной торговли и предпринимательских зон для создания технологического парка не требуется разрешения правительственных органов.

Подавляющая часть парков не получает каких-либо привилегий от государственных организаций. Определенные преимущества имеют фирмы, действующие в высокотехнологичных отраслях национальной экономики на основе федеральных контрактов (в основном, в области оборонной промышленности). При заключении подобных контрактов федеральное правительство выделяет значительные средства для осуществления рискованных проектов, связанных с исследованиями, разработкой и производством новейших видов высокотехнологичной продукции. Поскольку фирмы, занятые в этих отраслях сконцентрированы в технопарках, они, соответственно, оказываются в более выгодном положении по сравнению с другими промышленными районами страны. Однако, основным побудительным мотивом у фирм, занимающихся высокотехнологическими производствами для размещения своих предприятий в технопарках служит тот синергический эффект многочисленных факторов, характеризующих каждый из таких парков, благодаря которому стимулируется дальнейшее развитие высокотехнологичных и наукоемких производств.

В США существует два типа технопарков: те, что возникли спонтанно, по инициативе отдельных личностей или частных организаций и такие, которые создавались по указанию правительств отдельных штатов. Парки второго типа продолжают создаваться и сейчас, однако особенно известные и эффективно действующие технопарки относятся к первому типу. Среди них: технопарк
"Силиконовая долина" в городе Санта-Клара (Калифорния) неподалеку от
Станфордского Университета; "Бостонский маршрут 128", расположенный рядом с
Массачусетским технологичесиким институтом и Гарвардским Университетом;
Парк-треугольник Северной Каролины, созданный в центре района, где располагаются три университета - университет Дюка, университет Северной
Каролины и университет штата Северной Каролины. Эти три технопарка стали моделями для создания подобных центров не только в других районах США, но и за границей.

Финансирование технопарков осуществляется из разных источников: фондами, учреждаемыми университетами или благотворительными организациями, местными муниципалитетами, федеральными ведомствами и министерствами, промышленными фирмами, а также за счет собственных средств. Некоторые из технопарков функционируют на прибыльной основе, другие являются бесприбыльными организациями.

Всем технопаркам присуща одна характерная черта, связанная с выполнением целевой установки: предоставление помощи на льготных условиях венчурным компаниям, отдельным изобретателям и ученым, разрабатывающим новые виды продукции и новые технологии. Эта помощь включает предоставление в аренду производственных и конторских помещений, лабораторного оборудования. Консультативных услуг, осуществление технологической экспертизы индивидуальных изобретений, составление бизнес-планов создаваемых компаний, содействие в получении займов у Администрации по делам малого бизнеса и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.