Рефераты. Российско-Украинские отношения






p> Но существует и обратная зависимость – России от Украины, прежде всего в сфере газового транзита: примерно 95% поставок российского газа по трубопроводам на Запад в последние годы проходило через украинскую газопроводную систему. На территории Украины расположена значительная часть подземных хранилищ природного газа бывшего СССР. Кроме того, от распавшегося Союза Украина унаследовала 20% запасов урана, составляющего ресурсную базу для атомной энергетики РФ. Украина традиционно выступает в качестве одного из основных поставщиков продовольственных товаров на российский рынок, что немаловажно, если учесть значительное увеличение импорта продуктов питания в современной России. И Украина и Россия обладают высокоинтегрированными производственными комплексами, способными эффективно функционировать лишь в режиме кооперации, в таких ключевых секторах экономики, как машиностроение, электроника и приборостроение, ВПК, а также в области науки и научного обеспечения. Наши страны имеют развитую систему инфраструктурных коммуникаций, созданных в расчете на обслуживание единого экономического комплекса бывшего Союза и представляющих собой сеть объединенных энергосистем, трубопроводов, морских транспортных терминалов, железнодорожного транспорта и т.д. Акцентируя внимание на гиперзависимости
России от украинских трубопроводов, не следует, однако, забывать, что газотранспортные мощности Украины могут служить в основном для транзита именно российского газа, ибо самые важные из разрабатывающихся сейчас проектов транспортировки нефти и газа из Азербайджана, Казахстана,
Туркменистана в Европу практически не предусматривают использование для этой цели территории Украины в обход России. Существенно сократились объемы получения Украиной основных энергоносителей, сырья и материалов из России.
Такое сокращение, первоначально вызванное неспособностью Украины полностью оплачивать эти поставки по ценам, приближающимся к мировым, стало одной из главных причин погружения значительной части энерго- и материалоемких производств страны в пучину глубокого структурного кризиса со свойственными ему прогрессирующим падением конкурентоспособности.

Огромное значение российского фактора для социально-экономического развития Украины, для процесса ее рыночной трансформации признается практически всеми более или менее значительными политическими движениями в
Украине. Однако если в украинском обществе сложился консенсус относительно весомости этого фактора, то до сих пор нет согласия по поводу того, как к нему следует относиться: положительно или отрицательно. Проблема взаимоотношений – предмет острых политических дискуссий, в которых, как это ни прискорбно, априорные политико-идеологические предпочтения доминируют над прагматическим анализом сложившихся экономических связей.

К сожалению, чрезмерные политизация и идеологизация экономических проблем не только мешают правильному определению их истоков и возможных способов разрешения, но зачастую приводят к отрицанию любых инициатив по их оптимизации. Это неудивительно, если учесть, что политики как национал- радикального толка, так и национал-демократы делают однозначный выбор в пользу «европейского вектора» интеграции Украины. Для них любые попытки восстановления каких бы то ни было связей с Россией ассоциируются с отказом от выхода из «гравитационного поля» Москвы. Необходимо, тем не менее, признать, что национальные интересы Украины, стратегия ее суверенного экономического и политического развития требуют не «лозунгового» патриотизма, а иделогически непредвзятого анализа всего комплекса украинско- российских отношений и их влияния на процессы социально-экономической трансформации в Украине. Такой анализ должен учитывать следующие факторы:
1) сохраняющиеся влияние прежних экономических структур обоих государств, объективную инерцию их почти нераздельного функционирования, преодоление которой требует значительных ресурсов времени и материальных благ. 2) реальный экономический потенциал страны, который определяет степень заинтересованности государств, являющихся ее торговыми партнерами, в укреплении и развитии экономических связей с Украиной. 3) возможности замещения существующих связей альтернативными отношениями с другими странами или их группами с учетом структурных приоритетов экономики украинского государства, его социокультурных особенностей, характера существующих общественных ценностей, геополитического положения.[3]

При отсутствии продуманной стратегии возобладала политика сугубо ситуативная, нацеленная на достижение исключительно краткосрочных политических соглашений между основными кланами (корпорациями), формирующими социально-политическую структуру общества.

Обнаружилась поразительная повторяемость в Украине многих ранее проявившихся в России социально- экономических тенденций, сходство основных макроэкономических и структурных проблем. Как и Россия, Украина испытала ряд деструктивных для экономики явлений: хронические неплатежи и бартеризацию коммерческого оборота, острый бюджетный кризис, прогрессирующую деиндустриализацию и сворачивание сфер науки и наукоемких производств. И в Украине, и в России в равной мере наблюдается возникновение не столь экономического, сколько политического (и при этом полукриминального) рынка, на котором люди, соединяющие власть и собственность, ведут торг по их распределению и перераспределению, стремясь к фактической приватизации самого государства.

Сделанные наблюдения свидетельствуют о значительном совпадении трансформационных парадигм Украины и России. Эта зависимость, впрочем, имеет отнюдь не односторонний характер, уходя своими корнями в унаследованную от бывшего Союза структурную взаимосвязанность двух стран, которая, несмотря на существенные изменения, произошедшие после распада
СССР, продолжает сохраняться. Высокая степень свободы внешней торговли в обоих государствах и одновременно возникновение вполне ощутимых административных и экономических барьеров для торговых контактов между ними
(процедуры таможенного контроля и оформления, требования предоплаты либо гарантий оплаты поставок, новых налогов по отношению к товарам другой страны и др.) привели к стремительному падению конкурентоспособности украинских товаров на российском рынке, равно как и российский на украинском. Для Украины это падение, ускоренное ростом энерго- и материалоемкости производства, отозвалось более тяжелыми последствиями.

Реальное экономическое положение как в России, так и в Украине характеризуется высокой степенью государственного вмешательства, корпоративным слиянием политических и экономических управленческих элит.

Внешнеэкономический аспект современной политической ситуации на
Украине обусловливается существованием и воздействием трех мощных факторов: финансовой зависимости страны от западных международных организаций, энергетической зависимости от России и стран СНГ, а также заинтересованности в продвижении украинских вооружений на рынки зарубежных стран, в том числе и стран «третьего мира», а также стран СНГ.

Следует специально отметить, что в связи с неблагоприятно складывающейся для Украины конъюнктурой мирового рынка, а также с в связи с разрушением производственного потенциала украинской топливно-добывающей и металло-перерабатывающей промышленности, традиционно формировавшаяся заинтересованность этой страны в продвижении на внешние рынки товаров продовольственной группы, а также продуктов производства черной и цветной металлургии и угольной и химической промышленности имеет явную тенденцию к снижению.

Так, скажем, финансовая зависимость официального Киева от западных международных организаций, толкает руководство этой страны на поиск путей внедрения в про- западные бюрократические структуры, включая военные организации и ЕС. Однако, как отмечают известные российский аналитики,
«объективные пределы ориентации Киева на ЕС и НАТО существуют и проявляют себя все более жестко. По признанию первого вице-премьера украинского
Правительства А. Кинаха: «из 200 деловых проектов, предложенных украинскими партнерами, только 10-15% были поддержаны западными инвесторами. Конечно, НАТО проявляет большой интерес к использованию
Яворовского полигона и других военных объектов на территории Украины, однако столь явный перекос в военную сторону в украинско-западных связях не создает стабильной основы для встраивания страны в евро-атлантическое сообщество».

При этом, западные кредиторы пытаются активно влиять не только на внешнюю, так и на внутреннюю политику Украины, требуя от последней выполнения, в некоторых случаях, заведомо невыполнимых решений. Так, скажем, по материалам осеннего номера «Известий», МВФ осенью 1999 года угрожал Киеву задержкой в предоставлении очередного транша кредита в размере 90 млн. долл. из-за намерения украинских властей ввести налог на экспорт семян. Кроме того, Фонд продолжает настаивать на том, чтобы Украина увеличила тарифы на коммунальные услуги и жилье на 100% реальной стоимости, что вряд ли возможно из-за несогласия Верховной Рады принять соответствующий закон (Кстати, резкое сокращение состава, прав и возможностей украинского Верховного Совета, которое обусловило решение только что состоявшегося на Украине референдума, на самом деле, продиктовано именно указанными мотивами).

Иными словами, заокеанские займы Украины стимулировали развитие в экономике этой страны скорее негативных, нежели позитивных процессов. Между тем, финансовая зависимость Украины от стран Западного мира имеет долгосрочный характер, и будет обусловливать позицию политического руководства этой страны при решении, как внутриполитических, так и внешнеполитических проблем еще долгие годы.

Энергетическая зависимость Украины от России проявляется в двух объективных экономических составляющих: хронической задолженности Украины перед российскими компаниями-экспортерами нефте- и газопродуктов и электроэнергии, и несанкционированного забора нефти и газа из российских экспортных трубопроводов, включая реэкспорт Киевом части отобранного газа.
Актуальными показателями энергетической зависимости явились, в частности,
«газовый конфликт» 10 декабря 1999 года, когда Россия полностью прекратила поставки на Украину нефти и электроэнергии в связи с систематическим подворовыванием последней российского газа, «бензиновый кризис» лета 1999 года, перманентный энергетический голод на промышленных предприятиях
Восточной Украины.

Украинские власти всячески стимулируют приобретение иностранными
(включая российские) фирмами и промышленными группами украинских предприятий различного профиля, в частности, в счет уплаты долгов за энергоносители. И есть все основания предполагать, что проблема долгов, еще недавно наиболее болезненная, будет постепенно утрачивать остроту.
Украина, пытаясь – в том числе и за счет западных кредитов – оплачивать хотя бы текущие поставки, доказывает свое желание избежать возврата конфронтационной модели в этой сфере. Россия, со своей стороны, осознала бесперспективность использования «долгового» козыря в попытках получения каких-то политических дивидендов. Российской ориентированной на рынок экономике будет очень сложно вновь приспосабливаться к украинским условиям, где отсутствует рыночная инфраструктура, которая может быть создана в лучшем случае через несколько лет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.