Рефераты. Проблемы и перспективы участия Мексики в НАФТА






p> Начались немыслимые еще несколько лет назад преобразования: широкая приватизация предприятий и децентрализация управления промышленностью, полная перестройка экономических отношений в деревне, отмена ограничений участия иностранных капиталов в мексиканских компаниях и т.д. Параллельно и в тесной увязке с этим происходила либерализация внешних связей. В июле 1986 г. Мексика вступила в ГАТТ, что повлекло за собой резкое сокращение количественных ограничений импорта и существенное снижение тарифных барьеров. Одним из ключевых направлений ее внешнеэкономической политики становится зондирование перспектив участия в тройственном североамериканском блоке НАФТА, формируемом по инициативе США. В нем она видит инструмент решения своих все более сложных проблем.

Идея торгового союза США с Латинской Америкой, прежде всего с
Мексикой - их непосредственным соседом, имеет давнюю историю. Она активно обсуждалась американскими конгрессменами еще в 50-е годы, но дальше дискуссий дело не продвинулось. Ее претворению в жизнь препятствовала взаимная настороженность партнеров: США, крупнейший экспортер аграрной продукции, опасались чрезмерного притока мексиканских товаров (мировой экономический кризис 1957-1958 гг. давал тому основания) и нежелательной иммиграции; Мексика, проводившая протекционистскую политику, боялась вторжения более сильного и динамичного бизнеса, способного подмять под себя становившийся на ноги национальный капитал.

Реально вопрос о торговом союзе стал обсуждаться в 80-х годах, особенно после того, как в 1988 г. было заключено соглашение США с
Канадой. Расчеты Мексики строились главным образом на получении доступа к современной технологии для осуществления своей программы модернизации экономики. При нехватке собственных средств приток инвестиций в ключевые отрасли хозяйства помог бы повысить конкурентоспособность мексиканской экспортной продукции и, что не менее важно, смягчил бы столь острую для страны проблему занятости.

С приходом к власти в декабре 1988 г. президента Салинаса де
Гортари реформирование мексиканской экономики еще более углубилось.
Выпускник Гарвардского университета, он повел страну по пути неолиберализма. Освобождение цен из-под государственного контроля в сочетании со снижением налогов, либерализацией финансовой системы, а главное - широкой приватизацией дало впечатляющие результаты.
Среднегодовые темпы инфляции упали с 52% в 1988 г. до 9,5% в 1993 г.; бегство капиталов из страны сменилось их притоком, масштабы которого в последние два года достигли 24—25 млрд. долл. в год; положительное сальдо баланса текущих операций повысилось с 2,2 до 8,3% ВВП. С 1990 г. в стране возникли 24 тыс. новых предприятий. Большую роль в этом процессе играют прямые иностранные инвестиции. Особенно активно пошел в
Мексику капитал из США: за 1987 г. балансовая стоимость прямых американских капиталовложений возросла здесь на 6,3%, за 1988 г. - на
15,9, за 1989 г. - на 24,3, за 1990 г. - на 32,2, за 1991 г. - на 31,0%.

Завершающий правление К. Салинаса 1994 год в экономическом плане вроде бы не сулил никаких особых осложнений, тем более потрясений. В результате «салинастройки» инфляция снизилась до 7% - наименьший уровень с начала 70-х годов. Проводившаяся с конца 80-х приватизация около 270 компаний принесла казне 13 млрд. долл.
Президенту удалось добиться списания долгов на сумму 9 млрд. долл.
Несколько сократился уровень безработицы. Первый год действия НАФТА закончился сравнительно успешно: оборот внешней торговли вырос на
1/5, что, по мнению министра финансов X. Серра, могло дать дополнительный импульс экономическому росту. Страна казалась одной из самых процветающих в мире. Сам президент после передачи власти
Э. Седильо 1 декабря 1994 г. готовился к возможному новому посту — руководству во Всемирной торговой организации, заменившей ГАТТ. В дальнейшем, из-за политического скандала внутри страны, К. Салинас был вынужден снять свою кандидатуру и уехать в США.

Мексиканский кризис

Финансовая буря, разразившаяся в декабре 1994 г., оказалась для многих громом среди ясного неба. Девальвация мексиканского песо менее чем за год после того, как торговый договор вступил в силу, отбросила много ожиданий
НАФТА. Это событие потрясло международные финансовые рынки и вовлекло
Мексику в один из самых худших периодов.

В декабре 1994, девальвация понизила Мексиканское песо c 3.5 за доллар до приблизительно 6.5. Это составило в среднем приблизительно 7.5 песо за доллар в течение 1996. За первую неделю марта курс песо упал до 8 за доллар.

По горячим следам уже был проведен анализ экономических и политических причин, вызвавших финансовую бурю и резкий экономический спад в Мексике, которая считалась на Западе одной из наиболее стабильных латиноамериканских стран и витриной неолиберальных реформ. Сегодня, по прошествии нескольких лет, истекших после начала массового бегства иностранного капитала из Мексики, обрушившего ее экономику, можно более полно оценить его региональные и глобальные последствия («эффект текилы»).

Масштабы потрясений в середине 90-х годов в этой стране нередко сравнивают с тяжелым долговым кризисом 1982 г. Однако необходимо отметить одно существенное отличие. Сегодня Мексика вместе с США и Канадой является участником соглашения о
Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА), где она пользуется рядом преференций. На объединенном пространстве
НАФТА отменены многие ограничения в торговле и других областях экономической деятельности, происходят процессы, повышающие взаимозависимость партнеров при всей огромной асимметрии их экономической мощи и политического веса.

Последнее обстоятельство - иными словами, опасения США и международных финансовых институтов относительно того, что
«эффект текилы» может сказаться на мексиканских партнерах по
НАФТА и создаст угрозу стабильности мировой финансовой системы
- побудило их поспешить на выручку Мексике.

Таким образом, с одной стороны, участие Мексики в НАФТА ускорило наступление кризиса, так как подстегнуло изнурительную гонку неолиберальных реформ, в которую оказалась втянута эта страна. «Является ли Мексика жертвой НАФТА? Почти с уверенностью можно сказать «да», - такой ответ дали на поставленный вопрос эксперты независимого английского аналитического центра по проблемам Латинской Америки. По их мнению, НАФТА ограничила свободу маневра для Мексики и усилила её уязвимость от экономических и политических циклов в США. С другой стороны, партнеры по НАФТА не допустили, чтобы Мексика оказалась на дне пропасти.

Президент США Билл Клинтон обосновывал решение Белого дома предоставить Мексике заем следующими аргументами: а) защита интересов американских держателей мексиканских
«тесобонос» (краткосрочных государственных ценных бумаг, деноминированных в долларах); б) сохранение объемов экспорта США в эту страну в) уменьшение потока нелегальных эмигрантов из Мексики; г) нивелирование «эффекта текилы»

Пожалуй, не меньшее, а возможно, и большее значение имели соображения долгосрочной стратегии США, касающиеся конкурентной борьбы за мировое лидерство с Японией и ЕС. Зашаталась одна из опор возводимого по инициативе Вашингтона здания НАФТА, была брошена тень на американскую интеграционную концепцию неолиберального толка, принятую на саммите в Майами в качестве основы будущей зоны свободной торговли всего Западного полушария.

Привлекли внимание беспрецедентный размер международного пакета Помощи Мексике (50 млрд. долл. - 20 миллиардов от
Соединенных Штатов, а остальное от Международного банка и
Международного Валютного Фонда), так же как и «пожарная» быстрота решения. Никогда ранее ни одно государство не получало единовременно таких огромных средств и в столь сжатые сроки.
Обвальное бегство иностранного спекулятивного капитала произошло
15-20 декабря 1994 г., президент Клинтон объявил о международном пакете 31 января 1995 г., а уже 21 февраля министр финансов США
Р. Рубин и его мексиканский коллега Г. Ортис заключили в
Вашингтоне соответствующее соглашение.

Однако условия, поставленные при этом Белым домом и МВФ, оказались жесткими и обременительными. Мексиканскому правительству предписывалось выкупить в 1995 г. 80%
«тесобонос», установить Банку Мексики лимит внутренних кредитов в 10 млрд. песо, ограничить эмиссию денег, сбалансировать бюджет за счет сокращения расходов, ликвидировать торговый дефицит и уменьшить дефицит платежного баланса по текущим счетам до 4,3% ВВП.

Пожалуй, для президента Э. Седильо самым болезненным, с политической точки зрения, условием явилось согласие с созданием «гарантийного фонда» возвращения американских займов путем зачисления на специальный счет в Федеральном резервном банке Нью-Йорка всех поступлений от продажи мексиканской нефти и нефтепродуктов иностранным клиентам (более 7 млрд. долл. ежегодно). Особенно болезненно мексиканцы воспринимают притязания на нефть в качестве обеспечения выплат по полученным кредитам, рассматривая этот главный ресурс как одну из гарантий суверенитета и экономической независимости страны.

Долларовые инъекции позволили терпящему бедствие члену
НАФТА остановить углубление кризиса, залатать бреши в долговых обязательствах, провести реструктуризацию внутреннего долга, удержать на плаву 18 частных банков, оказавшихся на грани банкротства, и выправить положение во внешнеэкономическом секторе, в частности выкупить «тесобонос» на сумму 20,3 млрд. долл.

Однако, несмотря на все эти меры, обещанная экономическая стабилизация не наступала. В сентябре 1995 г. Мексика пережила мини-кризис, когда в течение двух недель из страны «убежало» еще 2 млрд. долл. В ноябре правительству пришлось спасать от банкротства пятый по значению частный банк «Инверлат» (сумма активов - 8 млрд. долл., портфель кредитов - 5,6 млрд. долл.).

Тем не менее, президент Седильо на Международном экономическом форуме в Давосе (февраль 1996 г.) заявил, что участие в НАФТА помогает Мексике выбраться из экономического тупика. Глава мексиканского государства имел в виду успехи в расширении экспорта товаров, пользующихся «надежным и преференциальным доступом» на рынки США и Канады, уменьшение дефицита платежного баланса, рост золото-валютных резервов и другие достижения во внешнеэкономическом секторе, в частности, возвращение доверия части иностранных кредиторов, благодаря чему Мексике удалось возобновить заимствования на международном рынке капитала.

Используя временные преимущества, связанные с девальвацией песо, что удешевило экспортные товары, Мексика смогла под сенью
НАФТА увеличить в 1995 г. свой экспорт на 31%. Развивая успех, мексиканские экспортеры за первые шесть месяцев 1996 г. вновь на 54% увеличили поставки товаров на рынок северного соседа.
Одновременно под влиянием экономического спада мексиканский импорт сократился на 15%. В результате страна получила большое положительное сальдо торгового баланса. С учетом роста доходов от туризма и увеличения объема долларовых переводов мексиканских легальных и нелегальных эмигрантов из США администрации Седильо удалось не только восстановить, но и превзойти предкризисный уровень валютных резервов страны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.