Рефераты. Правовые основы валютного контроля






Правовые основы валютного контроля

ВВЕДЕНИЕ

Либерализация внешнеэкономической деятельности и предоставление права выхода на внешний рынок практически любому хозяйствующему субъекту, включая физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, привели к возникновению новой для российской экономики и законодательства проблемы массовой утечки из России за рубеж валютных средств. Суммы, размещенные на зарубежных счетах российских физических и юридических лиц, исчисляются миллионами долларов. Отмечая масштабность этих процессов, эксперты указывают, что в случае возврата в
Россию ее валютных ресурсов страна смогла бы не только решить проблему выплаты внешней задолженности, но и отказаться от финансовой помощи других государств и международных организаций. Таким образом, сформировалась система утечки финансовых ресурсов из России, в основе которой лежит незаконная реализация российскими предпринимателями прав на осуществление внешнеэкономической деятельности (злоупотребление данным правом). Причины существования этой системы - непривлекательность инвестиционного климата
России не только для иностранных, но и для собственных предпринимателей.

Острота проблемы незаконного вывоза российского капитала побудила
Президента и Правительство Российской Федерации принять меры, направленные на обеспечение поступления в страну экспортной валютной выручки и упорядочивающие вывоз валюты из страны за рубеж (система валютного регулирования, важнейшим направлением которого является валютный контроль).

Фундамент нормативной базы валютного регулирования образовали Закон РФ
"О валютном регулировании и валютном контроле"[1], а также принятые в его развитие многочисленные подзаконные акты. В 1992-1995 годах в основном было завершено строительство системы органов и агентов валютного регулирования и валютного контроля: образованы Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю и ее территориальные органы - 12 региональных центров и 3 отделения.

Однако более чем трехлетняя деятельность по применению законодательства о валютном регулировании и валютном (экспортном и импортном) контроле свидетельствует о том, что тенденция утечки капитала из страны пока не преодолена. Главная причина этого, на мой взгляд, коренится в негодности методов и средств, применяемых государством для решения данной проблемы.
Гражданско-правовая природа отношений, которые используются для переброса валюты за рубеж, отторгает неадекватные ей методы регулирования, имеющие главным образом административный характер.

Существуют и иные многочисленные способы нелегального или полулегального оставления российских валютных ресурсов за рубежом
(занижение контрактных цен; применение в противоправных целях особенностей международных валютных расчетов; использование оффшорного бизнеса в качестве легального канала утечки капитала и "отмывания" "грязных денег" и др.). Эти примеры - наглядная иллюстрация бессилия административных методов решения проблем, имеющих гражданско-правовой характер. Результатом такого рассогласования является тот факт, что законодательство о валютном регулировании несовершенно и не работает на те цели, ради которых оно создавалось. Более того, ужесточение законодательства о валютном контроле в качестве обратной реакции предпринимателей обусловило поиск ими новых каналов и способов утечки валюты за рубеж: изменение методов валютного регулирования влечет совершенствование способов противодействия ему.

Однако, так или иначе на настоящий момент сложилась система валютного регулирования и валютного контроля Российской Федерации, составляющая неотъемлемую часть финансовой системы страны. Существует понятие законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, система контролирующих органов и определены санкции за нарушения в сфере валютного регулирования и контроля.

В настоящей работе представляется интересным рассмотреть правовые основы валютного регулирования и контроля, в том числе основные понятия, систему контролирующих органов, а так же виды санкций, как один из способов регулирования.

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Валюта Российской Федерации: а) находящиеся в обращении, а так же изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов, банкнот
Центрального банка Российской Федерации и монеты; б) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в
Российской Федерации; в) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами Российской Федерации на основании соглашения, заключаемого
Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской
Федерации с соответствующими органами иностранного государства об использовании на территории данного государства валюты Российской Федерации в качестве законного платежного средства.

Иностранная валюта

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а так же изъятые или изымаемые из обращения но подлежащие обмену денежные знаки; б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Валютные ценности

а) иностранная валюта; б) ценные бумаги в иностранной валюте; в) драгоценные металлы; г) природные драгоценные камни.

Валютные операции

Понятие валютных операций дано в п. п. 7-10 ст. 1 Закона о валютном регулировании. К валютным операциям законодатель отнес: операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе использование в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте; ввоз и пересылку в Российскую
Федерацию и из нее валютных ценностей; осуществление международных денежных переводов. Таким образом, предварительная оплата по внешнеторговому контракту однозначно должна квалифицироваться как валютная операция, связанная с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты.

Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.

К текущим валютным операциям относятся:

- переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно - импортных операций на срок не более
180 дней;

- получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

- переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

- переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской
Федерации, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, и также другие аналогичные операции.

Валютными операциями, связанными с движением капитала, являются:

- прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

- портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг;

- переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;

- предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;

- предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

- все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

Практическое значение деления валютных операций на два указанных вида состоит в том, что текущие валютные операции осуществляются резидентами без ограничений, то есть в безлицензионном порядке, а вывоз из страны капитала требует предварительного получения экспортером такой лицензии (ст. 6 Закона о валютном регулировании). Данной статье корреспондирует ч. 3 п. 1 ст. 49
ГК РФ, согласно которой отдельными видами деятельности, перечень которых установлен законом, юридическое лицо вправе заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Применительно к осуществлению капитальных валютных операций обязанность по их лицензированию устанавливают "Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР", утвержденные Госбанком СССР 24 мая
1991 года, с последующими изменениями, внесенными в 1991-1994 годах[2], действие которых пролонгировано на территории России телеграммой ЦБ России от 19 мая 1993 года No. 83-93[3]. "Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР" применяются с учетом правил, содержащихся в Положении об изменении порядка проведения в Российской
Федерации некоторых видов валютных операций, утвержденном приказом
Центрального банка РФ 24 апреля 1996 года No. 02-94.[4] Положение уточняет некоторые виды валютных операций, осуществление которых возможно без разрешения ЦБ России.

Оно фактически исключило из числа капитальных некоторые виды операций с валютой.

Действующий порядок лицензирования капитальных валютных операций российских резидентов заключается в следующем. На вывоз капитала всякий раз необходимо получать в Главном управлении валютного регулирования и валютного контроля Банка России разрешение (лицензию), представив заверенные копии учредительных документов, технико-экономическое обоснование, справки из обслуживающего банка, копии аудиторского заключения. Средний срок получения каждой лицензии - до двух месяцев. При этом порядок обжалования отказа в выдаче лицензии действующим законодательством не урегулирован. По понятным причинам обязанность получения разовых разрешений на вывоз капитала является дополнительным обременением для хозяйствующих субъектов.

2. ВИДЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

Перечислим основные направления валютного регулирования и валютного контроля:

1. Таможенно-банковский контроль за поступлением валютной выручки от экспортных операций:

Первой задачей, поставленной правительством РФ перед Центральным Банком
России (ЦБ РФ) и ГТК России в 1993 году , было обеспечение возврата валютной выручки по экспортным операциям. Правовой поддержкой этого мероприятия было утверждение 12.10.1993 г. совместной инструкции ЦБ РФ № 19 и ГТК России № 01-20-10283 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров» ( далее Инструкция). В инструкции установлен порядок осуществления и механизм реализации валютного контроля за поступлением валютных средств на счета предприятий, организаций-резидентов, осуществляющих экспорт товаров, на основе организации обмена информацией между таможенными органами и уполномоченными банками.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.