Рефераты. Политика правительства РФ в области валютных отношений






Механизм валютного контроля за платежами по импортным контрактам

В основе методологии валютного контроля за осуществлением импортных сделок, так же как и при контроле за экспортными сделками, лежит сопоставление информации банков о движении денежных средств в оплату импортируемых товаров с информа­цией таможенных органов о ввезенных товарах. Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ № 30 (1995 г.) распространяется на импортные сделки, срок совершения которых не более 180 календарных дней.

Сделки, предусматривающие превышение срока в 180 кален­дарных дней между днем оплаты импортируемого товара и датой его таможенного оформления (и наоборот), могут быть осуществлены только при наличии лицензии Банка России на соверше­ние валютных операций, связанных с движением капитала, Под датой оплаты подразумевается дата валютирования банковской опе­рации по списанию средств со счета "ностро" банка-импортера или зачисление средств на счет "лоро" иностранного банка или банка — его корреспондента в пользу иностранной стороны по контракту или ее приказу. Под датой таможенного оформления импортиру­емого товара понимается дата принятия ГТД таможенным орга­ном, осуществляющим таможенное оформление данного товара. Импортеру запрещено после совершения сделки переуступать права по ней третьим лицам (кроме банка-импортера) до завершения таможенного оформления товара.

По каждому отдельному контракту оформляется один паспорт сделки, только при наличии которого возможна оплата импорт­ных товаров. При благополучном завершении сделки в течение одного календарного месяца с латы выпуска товаров на таможен­ную территорию импортер должен представить в банк импортера копию ГТД с подписью должностного лица таможенного органа, разрешившего ввоз товара, с оттиском его личной номерной пе­чати.

Оплата импортером импортируемых товаров до их отгрузки в адрес получателя в Российской Федерации возможна:

а) при выдаче банком импортера гарантии валютного контроля;

б) при непревышении суммы предоплаты предельной суммы, разрешенной Банком России к переводу без гарантии валютного контроля в течение одной рабочей недели.

Гарантия валютного контроля представляет собой выдаваемое банком импортера по просьбе импортера обязательство, в кото­ром банк обязуется уплатить суммы, причитающиеся к уплате, при привлечении импортера к финансовой ответственности, ко­торая возникает при непоступлении товаров, за которые была про­изведена предоплата, и невозврате ранее переведенных средств в иностранной валюте.

Исполнение контракта с предоплатой предполагает, что в слу­чае непоступления товаров на территорию государства в течение 180 календарных дней и невозврата перечисленных денег импор­теру надлежит заплатить штраф в размере 100% от произведенных за рубеж перечислений. Если же импортер не в состоянии запла­тить штраф, то эту сумму государству возвращает банк-гарант из собственных средств. Клиент освобождается от ответственности перед контрольными органами, но продолжает нести ее перед сво­им банком. В случае неуплаты штрафа ни импортером, ни банком в 3-дневный срок с момента получения банком требования от ГТК последний поручает взыскание этих средств ВЭК (службе валютно-экспортного контроля) России.

 

Особенности таможенного оформления экспорта  и импорта товаров в связи с осуществлением валютного контроля

 

Таможенные органы принимают экспортные и импортные то­вары к таможенному оформлению только в случае предъявления паспорта сделки в дополнение к установленным законодательст­вом документам. На таможне сверяются данные паспорта сделки и данные грузовой таможенной декларации. Таможенные органы проверяют соответствие подписи ответственного лица уполномо­ченного банка и оттиска печати банка образцам, которые приве­дены в полученных от Банка России специальных карточках. Если между документами, представленными для таможенного оформле­ния, не выявлено никаких расхождений, то таможенный служа­щий подписывает копию паспорта сделки и ставит на ней свою личную номерную печать. Указанная копня паспорта сделки ос­тается в делах таможни наряду с экземпляром ГТД.

По сделкам, связанным с движением капитала, необходима отметка уполномоченного банка о наличии лицензии ЦБ РФ в паспорте сделки. Эта отметка является основанием для приема груза к таможенному оформлению. В ходе таможенного оформле­ния на основании грузовой таможенной декларации составляется другой документ валютного контроля - учетная карточка тамо­женно-банковского контроля, содержащая необходимую инфор­мацию о перемещении экспортируемых и импортируемых това­ров. ГТК направляет в уполномоченные банки учетные карточки, группируя их в реестры (рис. 4.3):





Таможня

 

ГТК РФ

 
1



                                             2

                                                                                              4        9

Уполномоченный банк

 
6       7                

 



                      3

                                                      5      8                                        11

Архив банка

 

Досье банка

 

ЦБ России

 
10

 



Рис.6: Движение через коммерческие банки грузовой таможенной декларации, учетных карточек и реестров ГТК РФ:

1 - экспортер представляет в таможенный орган  ГТД;  2 – экспортёр получает от таможенного органа копию ГТД; 3 - экспортер предоставляет в банк полученную копию ГТД;  4 -  на основании данных грузовой таможенной декларации ГТК формирует реестры учетных карточек и направляет их в уполномоченные банки; 5 -  экземпляр реестра разделя­ется на учетные карточки и распределяется по соответствующему досье;  6 -  ксерокопию учетной карточки банк направляет экспортёру; 7 - самостоятельно заполненную копию учетной карточки экспортер возвращает в банк; 8 -  копию учетной карточки, заполненную экспортером, банк направляет в досье;  9 -  банк заполняет второй экземпляр реестра и направляет его к ГТК РФ;  10 -  после поступления полной суммы валютной выручки банк закрывает досье и направляет его в архив; 11 - после обработки и ВЦ ГТК оперативные и статистические сведения представляются ЦБ России и иным органам валютного контроля.



Ответственность за нарушения валютного законодательства


Ответственность за нарушение валютною законодательства пре­дусмотрена в Законе РФ от  9.10.92 "О валютном регулировании и валютном контроле".

При повторном совершении правонарушения, а также за невыполнение предписаний органов валютного контроля резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:

а) взыскания в доход государства  сумм, указанных в настоящей таблице (а также штрафов в пределах 5-кратного размера этих сумм), осуществляемого ЦБ РФ в соответствии с законами Российской Федерации;

б) при­остановления действия или лишения резидентов, включая уполно­моченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений.

Взыскание указанных сумм штрафов и иных санкций производится органами валютного контроля, в том числе по представле­нию агентов валютного контроля, с юридических лиц - в бес­спорном порядке, с физических лиц - в судебном. Должностные лица юридических лиц-резидентов, в том числе уполномоченных банков, и юридических лиц-нерезидентов, виновные в наруше­нии валютного законодательства, несут уголовную, администра­тивную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.

При нарушении порядка зачисления валютной выручки предприятия предусмотрен штраф в размере суммы всей сокры­той выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по курсу ЦБ РФ. Уплата штрафа не освобождает предприятия от обязательного перевода валютной выручки на счета в уполномоченных банках Российской Федерации и обязатель­ной продажи части валютной выручки. Штраф налагается Госналогслужбой РФ. Под сокрытой выручкой в иностранной валюте понимается выручка, не зачисленная на счета в уполномоченных банках на территории РФ, независимо от отражения ее в бухгал­терском учете предприятий, если иное не разрешено ЦБ РФ. Со­крытой выручкой в иностранной валюте считаются также суммы, выплаченные в наличной иностранной валюте (командировочные расходы, заработная плата нерезидентам и т.п.) из выручки, кото­рая получена предприятием от реализации гражданам в установ­ленном ЦБ РФ порядке товаров на территории Российской Феде­рации за иностранную вал юту до ее сдачи в уполномоченный банк для зачисления на текущий валютный счет предприятия.     

Помимо этого предприятия несут ответственность за необоснованное завышение расходов в иностранной валюте, относимых в уменьшение подлежащей обязательной продаже экспортной вы­ручки.

Экспортер за непредставление в банк информации о внесении в контракт, положенный в основу подписанного паспорта сделки (ПС), дополнений и (или) изменений, которые затрагивают дан­ный ПС (для оформления дополнительного листа ПС), за непредставление в банк копии ГТД в установленные сроки или за не­представление в указанные в инструкции сроки запрашиваемой банком информации несет ответственность в виде штрафа за каж­дый день просрочки сверх установленных сроков предоставления указанной информации в банк, но не свыше суммы по контракту, по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке. Указанные штрафы взыскиваются главными территориальными управлениями Банка России в бесспорном порядке (посредством списания сумм штрафов со счетов экс­портера в иностранной валюте или в рублях по курсу Банка России на дату списания суммы штрафа на основании распоряжения начальника соответствующего главного территориального управления Банка России) по результатам как самостоятельных прове­рок, в том числе по представлению банков, так и проверок, про­веденных таможенными, налоговыми органами, а также Федераль­ной службой валютного и экспортного контроля РФ.

Банк как агент валютного контроля несет ответственность за действия экспортера и импортера. Так, при сокрытии экспорте­ром выручки за отгруженные товары на его банк налагается штраф в размере всей сокрытой экспортером выручки. Так же в случае осуществления при расчетах за импортируемые товары валютной операции, требующей лицензии Банка России, без таковой банк импортера несет ответственность в виде взыскания в доход государства всех доходов, полученных от указанной операции. Одна­ко своим письмом от 16 января 1996 г. Центробанк приостановил действие ряда положений инструкции об импортном валютном контроле (№ 30). В настоящее время не действуют ни положение о гарантиях валютного контроля, ни даже санкции, предусматри­вающие возврат в доход государства незаконно переведенных за границу валютных средств. Таким образом, банки фактически ос­вобождены от какой-либо ответственности за нарушение валют­ного законодательства при импорте.


 







































Список использованной литературы:


1.  Чижов К. Я. «Международные валютно-финансовые     организации капитализма»

2.  Носкова И.Я. «Международные экономические отношения»

3.  Носкова И.Я., Максимова Л.М. «Международные   экономические          отношения»

4.     Журнал «Экономист»: №9/2000, стр.31-36

5.     Журнал «Эко»: №7/2000, стр. 2-12

6.     Журнал «Деньги и кредит»: №4/2000, стр.42-49

7.     Указ Председателя ЦБ РФ В.В. Геращенко от 08.10.1999 г.

     «О порядке проведения валютных операций, связанных с  привлечением и возвратом иностранных инвестиций»

     (копия указа прилагается)


[1]  Линдерт П.Х.  Экономика мирохозяйственных связей   стр. 276  -М: 1992

 

[2] На протяжении веков и золото, и серебро соперничали друг с другом. Только в конце XIX века золото стало главным международным средством обмена. Биметаллизм установил фиксированный паритет между серебром и золотом, и монеты, сделанные из какого-либо из этих металлов, обычно принимались к оплате всех сделок, как внутренних, так и внешних.

[3] Девальвация -  официальное понижение обменного курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам.

   Ревальвация – официальное повышение обменного курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам.

 [ГАсГ1]


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.