Рефераты. Основы внешнеэкономических связей






p> Международная торговля услугами имеет ряд специфических особенностей.
Во-первых, услуга есть любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой, и которые, в основном, не осязаемы и не приводят к завладению чем-либо. Во-вторых, услуги в отличие от товаров, производятся и потребляются одновременно и не подлежат хранению. Это обуславливает, как правило, необходимость того, чтобы производитель услуг находился, как правило, в стране, где они потребляются, или потребитель услуг был в стране, где они производятся. Однако, современные средства связи, развитая информационная мировая система позволяют все больше предоставлять услуги на значительных расстояниях. В-третьих, международная торговля услугами тесно связана с торговлей товарами, миграцией рабочей силы, вывозом капитала. Для поставки товаров привлекается все больше услуг, начиная с анализа товарных рынков и кончая техническим обслуживанием проданных товаров. Вывоз капитала, кредитование, миграция рабочей силы также невозможны без финансовых, информационных, транспортных и других услуг.
Одновременно рост мировых рынков товаров, капиталов, рабочей силы стимулирует развитие мирового рынка услуг. В-четвертых, не все виды услуг могут быть предоставлены на уровне международного обмена (коммунальные, бытовые). В-пятых, услуги являются товаром, который в силу своей специфики не проходит через таможенных контроль и не может быть оформлен грузовой таможенной декларацией.

Поступающие на внешний рынок услуги образуют мировой рынок услуг, который распадается на более узкие рынки: лицензий и ноу-хау, инженерно- консультативных услуг, объектов капитального строительства, транспортных услуг.

Примерно 1/4 международной торговли услугами приходится на транспортные услуги, около 1/4 составляет туризм. Из прочих услуг следует отметить быстрорастущую торговлю современными услугами, связанную прежде всего с обменом научно-техническим и производственным опытом (торговля лицензиями, “ноу-хау”, инженерно-консультативными и другими услугами).

После любой внешнеторговой операции проданный товар попадает в сферу международного обращения. С помощью транспорта товар перемещается с места его производства в место его потребления. Транспортировка товара является особым видом услуг. Транспорт как бы продолжает процесс производства товара в сфере обращения, прибавляя к его первоначальной стоимости (цене) стоимость (цену) произведенной транспортной продукции во время процесса перемещения.

Транспортные затраты слагаются из следующих элементов: подготовка товара на складе отправителя, его упаковка, затоваривание, маркировка; хранение груза на складах и в пунктах перегрузки и перевалки; погрузочно- разгрузочные работы, стивидорные в пунктах отправления, назначения, перевалки; транспортировка грузов на отдельных видах транспорта от пункта отправления до пункта назначения; транспортно-экспедиторское обслуживание, оплата таможенных пошлин и сборов; страхование груза; аренда транспортного оборудования и перегрузочных средств, захватных приспособлений. Размер транспортных затрат зависит от базисных условий поставки товара.
Международная торговая практика выработала разные типы базисных условий поставки товаров.

В 1980 году Международная торговая палата издала правила по толкованию
14 базис-условий поставки “Инкотермс -1980”. Общим для всех базисных условий является то, что они:

1. регламентируют обязанности сторон по обеспечению транспортировки товаров на различных этапах от склада отправителя до склада потребителя; предусматривают порядок распределения транспортных затрат; определяют условия перехода на покупателя риска случайной гибели или порчи товара в пути следования; содержат обязанности покупателя и продавца по оформлению лицензий на вывоз- ввоз товара, оплате сборов и налогов, информационному обеспечению о подаче тоннажа, доставке груза и другим вопросам.

Условия поставок товара регулируют отношения между покупателем и продавцом товара. Отношения с перевозчиком регулируются отдельным договором.

В международных транспортных операциях большую роль играют посредники, которые занимаются доставкой груза до и из магистрального транспорта, его перегрузкой, хранением на складах, оформлением документов, обеспечением разнообразных потребностей участников транспортного процесса, обслуживанием транспортных средств и т.п.

В мире не существует особого, обособленного от национальных транспортных систем международного транспорта, предназначенного исключительно для международных перевозок грузов и пассажиров.
Международные перевозки обслуживаются национальными перевозчиками различных стран, использующими для этого свой подвижный состав (морские и речные суда, самолеты, вагоны, автомобили, трубопроводы) , а также транспортные сети (железнодорожные, автомобильные, речные, воздушные) и транспортные узлы (морские и речные порты, аэропорты, железнодорожные станции и автостанции, грузовые терминалы), относящиеся к транспортным системам отдельных стран.

При перевозке внешнеторговых грузов широко используются транспортно- технологические системы. Это комплекс целенаправленных и взаимосогласованных технических, технологических, экономических, коммерческо-правовых и организационных решений в сфере производства, торговли, транспортировки товаров, перевозимых от поставщика до получателя на конкретных направлениях транспортной сети. В настоящее время в эксплуатации находится следующие транспортно-технологические системы: пакетная, контейнерная, ролкерная, лихтеровозная, паромная, высокоскоростная и смешанного “река-море” плавания.

Все участники процесса транспортировки внешнеторговых грузов на всех этапах и операциях вступают между собой в экономические отношения с целью реализовать свои экономические интересы. Рассматриваемые как элементы общей системы, эти отношения представляют собой сущность рынка транспортных услуг.

Естественно, этот рынок распадается на отдельные секторы по видам транспорта. Развитие системы взаимоотношений между участниками процесса перевозки грузов на различных видах транспорта проходило под большим влиянием морского торгового судоходства. Профиль подготовки специалистов в нашем университете также связан с водным транспортом. Поэтому при изучении рынка транспортных услуг в международном сообщении внимание студентов естественно необходимо сосредоточить на мировом фрахтовом рынке.

В международном судоходстве сложились две формы организации перевозок
- линейная (регулярная) и трамповая (нерегулярная).

Линейное судоходство - специфическая форма транспортных услуг, при которой перевозчик организует между установленными портами регулярную доставку генеральных грузов сборными отправками по заранее объявленному расписанию, используя для всех отправителей стандартный договор морской перевозки (коносамент) и стабильные цены.

Трамповое судоходство - морское судоходство, при котором работа грузовых транспортных судов не связана с постоянными районами плавания, портами погрузки и выгрузки, не ограничено определенным видом грузов, а цена перевозки (фрахт) устанавливается по соглашению сторон.

Существует представление, что фрахтовый рынок - это сфера обращения транспортных услуг в области торгового мореплавания, оказываемых трамповым тоннажем. Он охватывает все океанские и связанные с ними морские бассейны мира и делится на секции, каждая их которых объединяет географический район массовой отгрузки определенных грузов. Для каждой секции характерны также определенные направления перевозок и типы судов. Секции фрахтового рынка связаны между собой и оказывают друг на друга взаимное влияние. Существует десять секций фрахтового рынка: североевропейская, средиземноморская, индийская, дальневосточная, североафриканская, североамериканская, южноафриканская и южноамериканская. С точки зрения доступа для владельцев судов и фрахтователей фрахтовый рынок делится на открытый и закрытый. На закрытом используются суда торгово-промышленных монополий и государственных организаций. На открытом - транспорт общего пользования. По типам фрахтуемых судов рынок подразделяется на сухогрузный, наливной и танкерный.
В свою очередь, сухогрузный тоннаж подразделяется на рефрижераторный, контейнерный, ро-ро и лесной.

В то же время предоставление перевозочных услуг линейным тоннажем необходимо рассматривать как специфическую секцию мирового рынка транспортных услуг. Здесь также представлены покупатель и продавец услуг, отношения между ними регулируются спросом и предложением, несмотря на монополистический характер многих линейных конференций (объединений судовладельцев) в линейных перевозках идет открытая и скрытая конкуренция.

Как было отмечено выше мировой рынок услуг представлен прежде всего услугами, связанными преимущественно с обслуживанием производственных процессов. Среди других услуг наиболее заметную роль в международном обмене играют социальные услуги (образование, здравоохранение, физкультура и спорт, туризм и другие), а также культура и искусство.

Различают три основных вида международного туризма: рекреационный, научный и деловой. Обмен в области образования осуществляется преимущественно по линии высшей школы. Основными его формами являются обмен опытом и информацией; преподавателями и научными сотрудниками, аспирантами и студентами; согласование подходов к процессу обучения, специальная исследовательская деятельность; создание интернациональных рабочих коллективов. Успехи в здравоохранении и образовании в ряде стран все больше привлекают туда иностранцев на лечение и учебу. Высокий уровень культуры и искусства страны увеличивает ее доходы от гастролей и проката фильмов за границей, а быстрое развитие туризма способствует обеспечению занятости населения в отраслях розничной торговли, общественного питания, гостиничного хозяйства, в музеях и учреждениях культуры.

Мировой рынок рабочей силы основываются на миграции свободных тружеников как особой форме экспорта и импорта рабочей силы. Миграция рабочей силы - специфическая составляющая система международных экономических отношений. Она находит косвенное отражение в платежных балансах, стран-экспортеров и импортеров рабочей силы. Считается, что масштабы экспорта рабочей характеризуются денежными переводами эмигрантов и объемами ввезенных ими из-за границы товарами, которые рассматриваются как своеобразная плата за экспортируемый товар - рабочая сила. Переводы эмигрантов составляют во многих странах значительную часть валютных поступлений. Для некоторых развивающихся стран они стали одним из основных источников валюты. В последние годы эти явления стали характерными для постсоциалистических стран, в том числе и для Украины.

Исторически сложились четыре мировые рынка рабочей силы: район нефтедобывающих стран Ближнего Востока, в странах Западной Европы, в США и в Латинской Америке (Аргентине).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.