Рефераты. Новый социализм Джона Гелбрейта






·    «Экономика и общественная цель» (Economics and the Public Purpose, 1973)

·    «Деньги: откуда они приходят, куда уходят» (Money: whence it came, where it went, 1975)

·    «Экономическая наука в перспективе» (Economics in Perspective, 1987).

·    «Культура сдерживания» (The Culture of Containment, 1992).

·    «Экономика невинного обмана», 2004

В своей последней книге «Экономика невинного обмана», вышедшей в свет 26 февраля 2004 года, он ставит под сомнение целый ряд общепризнанных тезисов, на которых стоит современная экономическая теория. По мнению Гелбрейта, различие между «частным» и «государственным» секторами экономики по большей части является выдумкой, а не реальностью. Он также не согласен с тем, что акционеры и директора реально играют заметную роль в управлении современной компанией. Гелбрейт критически отзывается о Федеральной резервной системе США, заявляя, что ее реальные достижения гораздо скромнее, чем об этом принято писать. И, наконец, он известный диссидент, резко критикующий политику своей страны, включая вторжение США во Вьетнам и нынешнее вторжение в Ирак.

2. «Новый социализм»

Гелбрейт вернулся в Вермонт, чтобы писать. Он работал над книгой всю осень, а затем зимой и весной 1960 года он снова сел писать в Швейцарии. Гелбрейт никогда раньше и никогда позже не был так увлечен работой. К концу дня он чувствовал себя физически и умственно опустошенным. Ради своей работы он отказался от всех радостей жизни.

Летом и осенью 1960 года Гелбрейт оторвался, наконец, от своей книги, чтобы участвовать в компании по выдвижению и избранию Джона Кеннеди. Несколько позже необходимость выбора между завершением «Нового индустриального общества», как в итоге стала называться книга, и поездкой в Индию в качестве посла причинила ему немалые трудности в выборе. Сначала он отказался, но потом все же принял предложение.

         По возвращении из Индии Гелбрейт довольно много размышлял о «Новом индустриальном обществе».

Напомню, что Гелбрейт ставил перед собой цель наложить экономическую, политическую и социальную теорию той части экономики, которая захвачена крупными корпорациями. Тысяча наиболее крупных компаний дает примерно половину всего произведенного продукта и всего объема услуг, оказанных “American Telephone and Telegraph”, поставщиками электроэнергии, банками, железными дорогами, авиакомпаниями, страховыми компаниями, сетью универсальных и продуктовых магазинов. Организация этих крупных предприятий уже была описана, управленческие тенденции были выявлены, и существовал значительный, но далеко не исчерпывающий объем информации на тему управленческой теории, государственной и регулирующей политики, которую можно было бы анализировать и использовать. Никто, кроме Маркса и марксистов не предвидел, что экономика гигантский корпораций станет сутью экономической системы. Деловая фирма, как она описана в учебниках, по своей структуре, рыночной и политической силе и побуждениям все еще осталась микроскопической конкурентной фирмой. Если же и случались отклонения, то они были исключительным проявлением монополии и олигополии, но и в этом случае внутренняя структура и побудительные мотивы в основном оставались неизменными. Движущей силой предпринимателя, крупного или мелкого, было стремление к получению максимальной прибыли.

Никто, кроме Маркса и марксистов не подозревал, что экономика гигантских корпораций станет сутью экономической системы. Делова фирма, как она описана в учебниках, по своей структуре, рыночной и политической силе и побуждениям все еще оставалась микроскопической конкурентной фирмой. Если же и случались отклонения, то они были исключительно проявлением монополии или олигополии, но и в этом случае внутренняя структура и побудительные мотивы в основном оставались неизменными. Движущей силой предпринимателя, крупного или мелкого было стремление к получению максимальной прибыли.

«Те, кто может поверить, будто местный продавец газет и «Дженерал моторс» - это братья по крови, одинаково подчиненные неподконтрольным силам рынка и одинаково пассивные, если не считать участия в определении государственных дел, - поверит чему угодно» (№ 1, стр. 380).

Но верили многие. Однако большая сила инерции и ряд менее значительных факторов поддерживали этот миф. Серьезная экономическая дискуссия – она называется теоретическим построением моделей – ведется в рамках более широких общепринятых положений, которые никогда не исследовались. «Мы исходили из существования конкуренции на рынке». Поэтому верность результата этих исследований зависит не от их соответствия реальности, а от того, насколько последовательно он происходит из этих общепринятых положений.

Однако существовали (и существуют) и более тенденциозные факторы, действующие вопреки реальности. «Учебники, которые содержат основы экономического образования, являются важным, а зачастую и разочаровывающим источником доходов. Для пишущего учебник самое мудрое – высказать точно то, что уже было сказано ранее, с небольшими вкраплениями чего-то новенького, что издатель выпятит в своей рекламе. Тем самым, обеспечивая спокойное принятие учебника к изданию, между тем как автор, который смело вторгается в реальную жизнь, например мир большой корпорации, многим рискует» (№ 1, стр. 381).

Рискованно бросать вызов убеждениям шаблонного преподавания и подрывать успокоительное влияние существующих экономических теорий. Принятая точка зрения, как отмечал Гелбрейт в своей работе, подразумевала – и все еще подразумевает, - что все производители зависимы от рынка; даже монополии вынуждены держаться в рамках из-за своего стремления к получению максимальной прибыли. А раз фирма целиком подчинена обезличенным рыночным силам, у нее нет возможности к расширению. Она пассивна в том, что касается потребителей и общественности в целом. «Такой взгляд на экономическую, социальную и политическую жизнь позволял и до сих пор позволяет каждый год обучать сотни тысяч студентов экономической теории, не допуская мысли о том, что в силу своих врожденных и органически присущих черт крупная корпорация оказывает влияние на цены, стоимость, технологию, вкусы покупателей, военные расходы и правительственную политику. Правда, не всех студентов можно убедить в этом. Но зато гораздо спокойнее, если тема власти корпорации не становится предметом открытого обсуждения» (№ 1, стр. 381).

Такое социальное успокаивание, по мнению Гелбрейта, не было задумано специально. Оно отражает неосознанный инстинкт тех, кто смирился с экономикой, где властвуют корпорации. Для такого психологического спокойствия могли быть и определенные социальные причины. Лучше избавить людей от будоражащих мыслей. Но именно это и высказывает сомнение.

Первая задача, которую ставил перед собой Гелбрейт при написании «Нового индустриального общества» состояла в том, чтобы установить доминирующую роль нескольких крупных корпораций, показать их долю в общем производстве. Из-за крупных корпораций и их роли в современной экономике проистекает двойственный характер индустриальной экономики: все еще существуют миллионы мелких предприятий, однако половина частного производства находится в руках крупных предпринимателей. Гелбрейт считает, что он справился «с этой несложной задачей» (№ 1, стр. 382). Он использует достаточное количество статистических данных, достоверность которых неоспорима.

Крупная фирма стремится установить контроль над силами, воздействующими на нее; это делает возможным планирование. Крупная фирма затрачивает больше усилий, чтобы избавиться от диктата рынка, игра сил которого зачастую непредсказуема. Цены, собственность, реакция потребителя должны находиться под максимальным контролем. «Если в результате больших капиталовложений через три или пять лет предполагается выпустить новую модель автомобиля, должна существовать уверенность, какой – в доступных пределах – будет цена. Аналогичным образом должна быть уверенность в основных источниках поставок. И в себестоимости. Исходя из прибылей и соответствующих тесных связей с соответствующими крупными банками, должна существовать уверенность, что будет получен необходимый капитал. А когда автомобиль появляется на свет, необходимы дилеры для его продажи и покупатели, которые уже жаждут получить именно эту смесь оригинальности и банальности. И наконец, необходимо достаточное влияние на государство, чтобы построить автострады, по которым люди смогут ездить на автомобиле, и чтобы неблагоприятное относительно безопасности или соблюдения чистоты воздуха не помешало продавать автомобили и пользоваться ими.» (№ 1, стр. 382).

Если согласиться с тем, что автомобили – или резиновые шины, или сталь, или химикаты, или сотни других продуктов – должны производиться в огромных количествах по требованию покупателей, то необходимость в планировании и организации контроля становится необычайно важной. Экономисты, мышление которых подчинено безличностной власти рынка, протестуют против всякого планирования и контроля. То же делают и представители корпораций, твердя немудреные заповеди системы свободного предпринимательства. Истина же, по мнению Гелбрейта, признается лишь теми, кто облечен серьезной ответственностью по руководству, - управляющими корпораций, для которых планирование при контроле над окружающей средой – это факт повседневной жизни, и школами бизнеса, которые уделяют много внимания технике планирования и рыночного контроля.

По мере того, как «Новое индустриальное общество» приобретало очертания, росло понимание и системы, в которой все части современной корпоративной экономики оказывались в поразительной взаимовыгодной зависимости друг от друга. Это открытие во многих отношениях явилось самым обнадеживающим для Гелбрейта результатом его усилий над книгой. И потому нынешнее регулирование совокупного спроса в экономике – гарантия, что падение эффективной покупательной способности не приведет вновь к катастрофическому кризису – больше не выглядело как нечто новое в экономической политике. Скорее оно становилось элементом приспособления общества к нуждам корпоративного планирования. Оно стало необходимо из-за нестабильности, присущей сравнительно жесткой системе корпоративных цен и заработной платы и большей свободе действий в области капиталовложений, свойственной корпорациям. Цель регулирования совокупного спроса – помешать большим колебаниям сбыта, чего никакая отдельно взятая корпорация не может предусмотреть. Тем самым добавился еще один элемент надежности к планированию деятельности корпораций.

Точно так же власть корпорации над ценами ликвидировала возникавшие проблемы в связи с оплатой рабочей силы, «ибо теперь, после некоторой обязательной взаимной перебранки с профсоюзным руководством можно было пойти на повышение платы и объявить об этом общественности» (№ 1, стр. 382). Профсоюз стал своего рода подсобным органом, наблюдающим за повседневным выполнением работы и разрешением мелких споров. И неудивительно, что, не имея необходимости бороться, он перестал быть социально боевым.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.