Россия, ведя переговоры по торговле услугами, должна учитывать, что ей необходимо представить перечень обязательств по доступу иностранных поставщиков услуг на отечественный рынок. Перечень составляют двоякие ограничения: общие для всех секторов услуг и специфические, касающиеся определенного сектора. При этом специфические обязательства должны рассматриваться примерно по 160 видам услуг, систематизированным по 12 секторам согласно классификатору ВТО. В работе по составлению российских обязательств задействованы около 50 федеральных министерств и ведомств, органы государственной и судебной власти.
В процессе выработки обязательств по доступу иностранных поставщиков услуг необходимо найти баланс между интересами по защите своего внутреннего рынка и потребностью в иностранных инвестициях для создания современной инфраструктуры; между преимуществами, которые получают российские поставщики на внешних рынках в результате присоединения к ВТО, и степенью активности иностранцев на территории РФ.
Устранение противоречий между интересами российских и иностранных производителей потребует больших усилий. В первую очередь это связано с тем, что сфера услуг, меры по ее регулированию являются относительно новой проблемой для нашей страны. В настоящий момент Россия особенно нуждается в создании стройной, более совершенной системы правового регулирования сферы услуг, в этом отношении положительное значение может иметь использование опыта ВТО по урегулированию внешнеэкономической деятельности в сфере услуг.
Кроме того, все еще остается проблема соответствия международного метода статистического учета услуг системе статистике, принятой в России.[20] В отличие от ВТО в российской статистике производство материальных и нематериальных благ объединено, учет ведется по «списку», включающему следующие позиции: . транспорт и связь . торговля, общественное питание, МТС и сбыт, заготовки . информационно-вычислительное обслуживание . сфера операций с недвижимостью . ЖКХ, непроизводственные виды бытового обслуживания . здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение . образование, культура и искусство . наука и научное обслуживание . кредитование, финансы, страхование, пенсионное обеспечение . аппарат управления, организация управления, кооперация и общественные организации[21]
Следует учитывать, что по мере «взросления» ВТО, и ГАТС в частности, к странам, вступающим в эту организацию, будут предъявляться высокие требования.
На современном этапе позиция России на международном рынке услуг не слишком обнадеживающая. Россия хотя и входит в число ведущих 30 стран – участниц международной торговли услугами, выступает в качестве нетто- импортера. Экспорт всех видов услуг, по данным ВТО, в 1994 г. составлял 8951 млн. долларов, в 1997 г. – 13500 млн. долларов (1,0% в мировом экспорте услуг), а российский импорт – соответственно 15443 млн. и 18700 млн. долларов (1,4% в мировом импорте услуг в 1997 г.). По масштабам экспорта Россия опережала ряд крупных участников международной торговли услугами – Мексику, Индию и Бразилию, а по импорту – Австралию, Швецию, Норвегию, Швейцарию, Сингапур, Бразилию, Мексику, Индию.
Нетто-экспортером на мировом рынке Россия остается в сфере транспортных услуг. Так, до 1996 г. около половины всего экспортного потенциала России в торговле услугами обеспечивалась за счет транспортных услуг. Однако уже в 1997 г. эта доля сократилась до 25%.[22] Как свидетельствует мировой опыт, при проведении экономических преобразований необходимо уделять большое внимание развитию системы транспортных коммуникаций. В настоящее время Россия по степени развития основных видов транспорта существенно отстает от мирового уровня. В частности, по уровню соответствия принятым международным стандартам в совокупности по всем видам транспорта Россия занимает 45-е место в мире, по железнодорожному транспорту – 34-е место, по автодорогам – 43-е, по авиатранспорту – 46-е и по портовому хозяйству – 50 - е.
Импорт же транспортных услуг повышается, что свидетельствует о тенденции к вытеснению с рынка российских транспортных фирм. В России транспортные расходы на единицу произведенной продукции в 6 раз больше, чем в США и в 4,5 раза больше, чем в Китае, хотя транспортные масштабы этих стран соизмеримы с российскими. Производительность труда на отечественном транспорте вполовину ниже, чем в США. Поскольку стоимость транспортировки и уровень производительности труда оказывают существенное влияние на себестоимость продукции, такое положение не может не сказаться на конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке.[23]
Туризм как наиболее динамично развивающаяся сфера услуг занимает первое место в отраслевой структуре российской торговли услугами. На него приходится более 50% ее объема. Но поскольку в настоящее выезд отечественных граждан за рубеж существенно превосходит въездной поток, туризм является и крупнейшей расходной статьей российского баланса услуг.
На долю других видов услуг в 1997 г. приходилось около 20% общего объема торговли услугами.[24]
В последнее время наблюдается благоприятная динамика отраслей услуг в российской экономике, быстрое формирование целого ряда услуг, прежде всего телекоммуникаций, кредитно-финансовых, деловых, расширение торговли.[25]
Конкурентоспособность России проявляется главным образом в области услуг связи (в основном за счет космических разработок) и в сфере еще имеющихся научно-технических разработок (в торговле ройалти и лицензиями). Однако в то же время Россия отстает от западных стран на 15 – 20 лет. В рейтинге стран по уровню телекоммуникационных систем она занимает 42-е место. Отставание системы связи в России от общемировых стандартов объясняется недостаточными ассигнованиями на эти цели. В 1990 – 1992 гг. расходы на развитие телекоммуникационных систем составляли 0,2% ВВП (39-е место в мире). Чтобы приблизиться к мировому уровню, по оценкам специалистов, необходимы инвестиции в размере 60 млрд. долларов. Сейчас основные телекоммуникационные системы комплектуются на 40 % за счет оборудования иностранного производства.[26]
В условиях становления многоукладной экономики и развития рыночных отношений в стране происходят существенные изменения в сфере услуг. Значительно возрастают объемы услуг, специфически присущих рыночной экономике (банковских, финансовых, риэлторских, страховых, юридических).[27] В торговле финансовыми услугами Россия вероятно и в дальнейшем будет действовать через зарубежные финансовые структуры. Так, до середины 1998 г. в России было зарегистрировано около 1600 отечественных банков, из которых лишь 4 имели полноценные филиалы за границей.[28]
Страхованию в России отводилась второстепенная роль. Объем страхового обеспечения в расчете на душу населения в России остается чисто символической величиной. При среднемировом уровне потребности в страховых услугах около 2000 – 2050 $ в год на душу населения размер таких услуг в России в 1000 раз меньше, всего 2$. Для сравнения: фактические реальные величины страхового обеспечения на душу населения в России в 900 раз меньше, чем в Англии, в 1120 раз меньше, чем в США, 1420 раз меньше, чем в Швейцарии. [29]
В структуре российской торговли услугами почти отсутствует экспорт маркетинговых, управленческих, аудиторских, консультационных, компьютерных и ряда подобных сравнительно новых видов услуг.
В международном обмене услугами основным для России, в отличие от большинства развитых стран, является внешнеторговый канал – трансграничная торговля. Однако в импорте услуг существенная доля приходится на второй канал – торговлю услугами филиалов иностранных компаний, находящихся на российской территории. В России представлены филиалы многих компаний – мировых лидеров в различных отраслях услуг, опыт которых в существенной степени влияет на формирование рыночных отношений в нашей стране.
Улучшение ситуации в сфере услуг в России во многом зависит от иностранных вложений. Наибольший интерес для зарубежных инвесторов представляют такие отрасли деловых услуг, как посредничество и консалтинг, а из ряда потребительских услуг – общественное питание, торговля, гостиничная индустрия. Заметная активность наблюдается в области рекламы и образовательных услуг.[30]
Заключение
На протяжении двух последних десятилетий наблюдается тенденция повышения роли услуг в экономике стран мира. Что же касается России, то ее позиция на мировом рынке услуг в настоящее время не очень устойчива: она входит в тридцатку крупных стран – участниц международной торговли услугами, но продолжает оставаться нетто-импортером услуг. На Россию приходится 1,4% мирового импорта услуг и 1,0% мирового экспорта.
Но все же не стоит говорить, что состояние сферы услуг в России «безнадежно». Сфера эта действительно молодая, получившая развитие в основном в последнее десятилетие. Но во главе компаний этой отрасли в отличие от промышленности и сельского хозяйства стоят, как правило, динамичные, инициативные специалисты с широкими зарубежными связями, легко усваивающие все новое, понимающие уровень конкурентоспособности своей фирмы на отечественном и мировом рынках, потребность в протекционистской защите. Другое дело – готовность и способность соответствующих правительственных структур собрать воедино, обобщить и оценить всю эту обширную информацию, выработать на ее основе более совершенную систему правового регулирования сферы услуг, используя опыт зарубежных стран.
Улучшение ситуации в сфере услуг сильно зависит от иностранных инвестиций, но в то же время, либерализируя эту сферу, необходимо поддерживать баланс между интересами по защите своего внутреннего рынка и потребностью в инновациях для создания современной инфраструктуры. Ведь без крупномасштабной сферы услуг с развитым транспортом, связью, торговлей, финансово-кредитным и страховым секторами, комплексом деловых услуг, сферами образования и здравоохранения, отвечающим современным требованиям, Россия не сумеет создать эффективное рыночное хозяйство и достойно войти в мировую экономику. Поэтому нашей главной задачей на современном этапе перехода на рыночные основы и интеграции в мировое хозяйство должно стать ускорение развития сферы услуг. Список литературы
1. Аброскин А. Сфера услуг и экономическое развитие// Вопросы статистики.1998. №10 2. Алдакушина Е.С. Современная международная торговля услугами// Внешняя торговля. 1999. №3 3. Демидова Л. Сфера услуг в постиндустриальной экономике// Мировая экономика и международные отношения. 1999. №2 4. Максимова М. ВТО и интересы России// Экономист. 1998. №9 5. Медведева Т. Развитие отечественного рынка страховых услуг// Экономист.
1999. №11 6. Мировая торговля услугами в 1998 году// Бюллетень иностранной коммерческой информации. 1999. №64 7. Онищенко И. «Интернет» в современной экономике// Мировая экономика и международные отношения. 1997. №9 8. Панкратьева Н. Система статистических показателей сферы услуг как сектора экономики// Вопросы статистики. 1998. №4 9. Россия в мировой экономике / Под ред. В.Д. Адрианова. М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС»,1996. 10. Селезнев А. Развитие производства нематериальных благ// Экономист.
1998. №8 11. Третьяков Р., Ефимов В. Комплексная система страхования – стратегический сектор экономики// Общество и экономика. 1999. №2 12. Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник. М.:ИНФРА-М,1998.
Таблица 1 Сфера услуг в постиндустриальной экономике[31] (доля отраслей сферы услуг в макроэкономических показателях развитых зарубежных стран)
| |1 |2 |3 |4 |5 | | | |Торговля,|Транспорт|Кредитно-ф|Услуги |Услуги | | | |обществен|, связь, |инансовые,|населению|госсектора|Всего | | |. |складское|деловые, |: |, включая | | | |питание, |хозяйство|страховани|социальны|социальные| | | |гостиницы| |е |е и | | | | | | | |личные | | |
США |22,7 |22,4 |4,3 |4,2 |13,2 |15,2 |14,7 |17,5 |14,8 |14,5 |69,6 |73.8 | |Англия |19,8 |19,6 |5,8 |5,6 |9,4 |11,9 |8,6 |11,8 |21,5 |19,4 |5,17 |68,3 | |Франция |17,0 |17,5 |5,8 |5,7 |8,7 |11,3 |5,7 |7,2 |24,8 |28,0 |62,0 |69,7 | |Италия |21,2 |21,9 |6,0 |6,3 |12,9 |15,9 |2,7 |3,2 |15,2 |16,1 |58,0 |63,4 | |Швеция |13,7 |14,1 |6,7 |6.7 |6,4 |8,9 |6,9 |8,2 |32,7 |32,0 |66,4 |69,9 | |Япония |18,0 |16,7 |5,5 |5,5 |4,4 |4,7 |20,8 |25,9 |6,4 |6,0 |55,1 |58,3 | |
----------------------- [1] см. Панкратьева Н. «Система статистических показателей сферы услуг как сектора экономики»// Вопросы статистики – 1998 - №4
[2] см. Фомичев «Международная торговля» [3] см. Демидова Л. «Сфера услуг в постиндустриальной экономике»// Мировая экономика и международные отношения - 1999 - №2 [4] см. «Мировая торговля услугами в 1998 году»// Бюллетень иностранной коммерческой информации - 1999 - №64 [5] см. Аброскин А. «Сфера услуг и экономическое развитие»// Вопросы статистики - 1998 - №10 [6] см. Алдакушина Е.С. «Современная международная торговля услугами»// Внешняя торговля - 1999 - №3 [7] см. Внешняя торговля – 1999 -№3 [8] см. МЭМО – 1999 - №2 [9] см. Внешняя торговля - 1999 - №3 [10] см. МЭМО – 1999 - №2 [11] см. «Россия в мировой экономике» под. ред. Адрианова В.Д. М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС». 1996. [12] см. Онищенко И. «Интернет в современной экономике»// МЭМО – 1997 – №9 [13] см. Внешняя торговля – 1999 - №3 [14] см. Медведева Т. «Развитие отечественного рынка страховых услуг»// Экономист – 1999 - №11 [15] см. Фомичев В.И. «Международная торговля»: Учебник. М.: ИНФРА-М. 1998. [16] см. МЭМО – 1999 - №2 [17] см. МЭМО - 1999 - №2
[18] см. Вопросы статистики – 1998 -№10 [19] см. Максимова М. «ВТО и интересы России»// Экономист – 1998 - №9 [20] см. Внешняя торговля – 1999 - №3 [21] см. Селезнев А. «Развитие производства нематериальных благ»// Экономист – 1998 - №8 [22] см. Внешняя торговля – 1999 - №3 [23] см. «Россия в мировой экономике» под. ред. Адрианова В.Д. [24] см. Внешняя торговля – 1999 - №3 [25] см. МЭМО – 1999 - №2 [26] см. «Россия в мировой экономике» под. ред. Адрианова В.Д. [27] см. Вопросы статистики – 1998 - №4 [28] см. Внешняя торговля – 1999 - №3 [29] см. Третьяков Р., Ефимов В. «Комплексная система страхования – стратегический сектор экономики»// Общество и экономика – 1999 - №2 [30] см. Внешняя торговля – 1999 - №3 [31] МЭМО - 1999 – №2
Страницы: 1, 2, 3, 4