Рефераты. Мировая экономика






ТНК и ТНБ превратились в основной структурообразующий фактор мирового хозяйства. Капитал ТНК действует глобально за пределами государств происхождения, широко используя сравнительные преимущества в размещении производительных сил. 5- крупных ТНК контролируют около половины всего объема заграничных  прямых капиталовложений. В 70-м г. было 7 тыс. ТНК, в 92 - 73 тыс. + 170 тыс. дочерних компаний и филиалов за границей. Они контролируют 1/3 часть промышленности мира, особенно велико влияние в нефтяной, автомобильной, химической и фармацевтической отраслях. ТНК концентрируются главным образом в промышленно развитых странах благодаря интенсивному взаимопроникновению предпринимательского капитала и перекресчиванию структур международного производства этих государств, хозяйственной деятельности их компаний.  За исключением Японии, в хозяйстве которой роль иностранного капитала невелика, во всех других промышленно развитых странах интенсивно развивается взаимодействие и соперничество ТНК. США и Канада - 35% (доля капиталовложений) , ЕС - 29%, развивающиеся страны - 17%.

ТНК США - 80% экспорта Канады, значительная часть канадо-американской и американо-мексиканской торговли - поставки филиалов ТНК. Активно ТНК действуют в свободных экономических зонах. ТНК оказывают существенное влияние на цены на мировых рынках - господство ТНК приводит к появлению монопольных цен.


Вопрос 59.

Особенности процесса сбережений накопления  в развивающихся странах.


В развивающихся странах внутренние сбережения так же, как и в  промышленно развитых странах, являются важнейшим источником пополнения производственных фондов, обеспечивая более 95% инвестиций. Они составляют около 24% ВВП. Высокий уровень сбережений (более 30%) отмечался в Сингапуре, Алжире, Индонезии, Таиланде, Танзании. Норма внутренних сбережений сокращается в тех странах, которые испытывают трудности с обслуживанием внешнего долга. Основу внутренних сбережений составляют частные накопления, наиболее высоки в странах Африки, где доля частных накоплений достигает 90% общих сбережений.

В 90-е гг. в формировании накоплений развивающихся стран усиливается роль иностранного капитала, примерно 6% против 3% в 70-х гг. Приток иностранного капитала необязательно приводит к увеличению капиталовложений, иностранный капитал может замещать внутренние сбережения, то есть, финансировать потребление, отвлекать экспортные поступления для обслуживания внешнего долга.

Норма накопления в среднем 25%, однако в наименее развитых она не превышает 18%. В странах с низким уровнем национального дохода даже при высокой норме накопления абсолютные размеры капиталовложений малы, поэтому им не под силу осуществить быстрое развитие всех отраслей. В ряде стран норма сбережений имеет отрицательную величину (в группе беднейших стран в 92-м г. их 10).

Мотивы сбережений в промышленно развитых странах характерны и для развивающихся стран (рост доходов, переоценка богатства, пенсионное обеспечение, относительные цены). Но среда, в которой происходит процесс сбережения в развивающихся странах, отличается от промышленно развитых стран. Эти различия влияют на использование ресурсов и сроки движения капитала, характер предпочтений домашних хозяйств.

Доходы домашних хозяйств в развивающихся странах невелики. В странах, где большая часть совокупного спроса сберегается домашними хозяйствами подобного типа, реакция частных сбережений на время увеличения уровня дохода  проявляется слабо, так как этим доходам трудно ограничить потребление. Обычно развивающиеся страны с высоким уровнем дохода - имеют долее высокую норму сбережений, чем в странах с низким уровнем дохода. Доходы домашних хозяйств непостоянны, так как большая часть доходов создается в с/х, где цены колеблются под влиянием спроса на мировом рынке. Более высокие уровни сбережения в странах с низкой инфляцией подтверждают значение стабильной общеэкокномической ситуации.  Формирование сбережений домашних хозяйств происходит в условиях неразвитости кредитной системы. Мелкие предприниматели не имеют доступа к огромному рынку капитала, располагают весьма ограниченными возможностями для расширения производства. Значительную роль в аккумуляции сбережений играет неофициальная система. В ряде стран расширение масштабов ссудных операций ростовщиков. В результате средства замораживаются в ростовщических операциях, не зависят  от производства, создается экономический предел росту хозяйств, вовлекаются сбережения с сферу спекуляции, создается перенакопление. На частные сбережения в развивающихся странах оказывают влияние распределение доходов, уровень прироста населения, дохода на душу населения (доход на душу вырос на 1%, а сбережения хозяйств - на 0,3%).

Особенности форм сбережения общественного сектора: роль нефинансовых государственных предприятий, значение внешних поступлений внешнего долга. В развивающихся странах в общественном секторе значительное место занимают производственные предприятия, чистый доход которых является источником государственных расходов. Во многих случаях управляющие этих предприятий не руководствовались целями максимизации прибылей, что приводило к переводу средств из гос. бюджета и снижению сбережений государства. В связи с незрелостью финансовой инфраструктуры затрудняется сбор налогов, это понижает сбережения общественного сектора, на него также оказывают влияние колебания во внешних поставках и международных учетных ставках.

В большинстве развивающихся стран гос. сектор является дебитором, высокая доля гос. инвестиций в общем объеме капиталовложений.

Уровень частных сбережений негативно реагирует на нестабильность экономики. Страны, которые могут регулировать инфляцию, имеют более высокую норму сбережений, так как инфляция отрицательно  влияет на реальные ставки и увеличивает неопределенность, что приводит к уменьшению сбережений.


Вопрос 60.

Основные направления экономической политики и стратегии индустриальных стран в 70-90-е гг.


С 60-х гг. после проведения политики экономического роста был взят курс на перераспределение созданного национального дохода, цель: строительство государства всеобщего благоденствия - предоставить всем членам общества определенные социальные права (фиксированная минимальная зарплата, значительные государственные расходы на социальные нужды, предоставление пенсий, медицинское обеспечение на основе страховки, система безвозмездной помощи нуждающимся, защита наемной рабочей силы от неопределенностей и случайностей, в 75-м г. на соц. цели было выделено 22% ВВП). определялась эта политика тем, что социальное обеспечение формировало цену рабочей силы, что являлось капитальным вложением в человеческий фактор, социальные выплаты поддерживали уровень потребления, являясь компонентом спроса. Эта политика привела к изменению различных видов доходов в их общей структуре: 60% доходов - различные виды заработной платы, возросла доля прямых переводов.

Политика полной занятости, поддержание безработицы на минимальном уровне. США - безработица 3-4%, Великобритания - 1,5%. Воздействие на качественные характеристики рабочей силы, выделение средств на образование и переподготовку. Политика полной занятости увеличила социальную мобильность. Также в 60-е гг. вводились элементы планирования

С середины 70-х гг. в промышленно развитых странах произошли острые структурные и экономические кризисы, перед их лицом прежние традиционные меры оказались бессильными, отход от активного регулирования государства экономики. Задача - переход на новый тип экономического развития с использованием интенсивных факторов. Теория стимулирования спроса уже не отвечала потребностям, был совершен переход на рыночные методы регулирования.  В основе - неоклассическая теория, теория монетаризма, рациональных ожиданий, которая базируется на том, что должна быть обеспечена максимальная свобода действия рыночных сил, и они сами справятся с экономическими трудностями.  Теория и практика монетаризма предполагала поддержку определенных темпов роста денежной массы, неизменной от состояния рыночной конъюнктуры. Вся экономическая стратегия западных стран была направлена на повышение гибкости экономической системы.  Основное место -  структурная политика, которая направлена на быстрое реагирование на изменения в мировой экономике. Сокращение роли государства.

В 80-е гг. переход на методы регулирования предложения. Основной метод регулирования - кредитно-денежный механизм; сокращение бюджетов, стремление сделать их бездефицитными, изменения налогообложения компаний и физических лиц (снижение налоговых ставок). Осуществление нейтральности налоговой системы по всем хозяйственным системам (ликвидация промежуточных ставок налогов; сокращение доли прямых государственных субсидий). Приватизация государственной собственности (наибольший масштаб в Англии, сейчас почти полностью ликвидирован государственный сектор).

Доля государственных предприятий в к. 80-х гг. сократилась с 9% ВВП до 7% промышленно развитых стран. 

Трудности в мобилизации ресурсов на социальные цели (сокрушение в Германии, Швеции, Англии уровня социального обеспечения до уровня 70-х гг., так как пересмотрены или отменены системы индексации заработной платы).   В некоторых странах отменены законы по минимальной заработной плате, так как минимальная зарплата растет быстрее, чем средний уровень зарплаты в стране, что ведет к довольно значительным различиям в уровне доходов населения (доходы богатейших - 5-10%, доходы беднейших - 20%). В США в 70-е гг. зарплата составляла 60% всех видов доходов, в 90-е гг. - 52%, так как увеличились доходы от собственности, акций.

Направления 80-х гг. - 1) стремления к усилению конкурентоспособности западных стран (следовательно, отстранение от работы малопроизводственных сфер экономики). 2) корректирование в зависимости от уровня деловой активности. 3) корректирование рабочих мест, времени.  Это способствовало росту производительности труда (в 70-е гг. он превысил рост заработной платы на 10%).

Но государственное регулирование не может опускаться ниже определенного уровня,  так как рынок все не может регулировать.

Основные направления внешнеэкономической политики:

Их изменение связано с тем, что вторая половина 20 в. ознаменована расширением внешнеэкономических связей и повышением их роли. Процесс интеграции охватил весь воспроизводственый процесс. Внешнеэкономические связи превратились из дополнительных в определяющие. Правительства стремятся создать национальному капиталу условия для завоевания позиций на международном рынке.

Вторая половина 20 в. - тенденция к координации внешнеэкономической стратегии и политики.  Либерализация внешнеэкономических отношений, внедрение многосторонних валютных обменов и платежей, сокращение количественных ограничений в области движения капитала, начавшееся еще в 50-х гг., изменилось в 80-90-х гг. Несмотря на внешнюю либерализацию государства стали вводить скрытые средства для защиты внутреннего рынка. Произошло снижение таможенных пошлин,  были введены технические стандарты.  Применение протекционистских мер было запрещено договорами.  За 80-е гг. импорт не увеличился, а сократился. Импорт индустриальных стран составил 17% всего импорта (что касается развивающихся стран - 20%, СССР - 30%).  В валютной и кредитной сферах произошло дерегулирование. Во внешнеэкономической политике наблюдалась двойственность (в 90-х гг. наблюдались противоречивые тенденции во внутренней и внешней экономической политике). В кредитной сфере после снятия ограничений произошел рост капитала, финансовых потоков. В валютной сфере произошло увеличение колебаний валютных курсов в 4 раза,  что создало условия для валютного соперничества. Поддержание роли своей валюты (прежде всего США) проводилось путем валютных интервенций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.