Рефераты. Международное разделение труда в системе МЭО






p> В мире существуют общие правила привлечения иностранного капитала, которые наиболее выгодны, чем индивидуальные.Поэтому необходимо ими пользоваться.

Республика имеет серьезное экономические связи со многими странами : США, Германией, Францией, Австрией, Турцией, Южной Кореей и другими. Надо переходить к общемировой практике заключения соглашений на разведку, разработку и эксплуатацию месторождений природных ресурсов. Привлекает иностранный капитал для освоения нефтегазовых месторождений следует в соответствии с общепринятой в мире практикой. Ньютон писал : “ я видел дальше всех, потому что я стоял на плечах гигантов ”. Стартовой площадке нашего движения должен быть мировой опыт, мировые общие правила, иначе мы растеряем все свое богатсво. Кроме этих правил правительство республики стало применять, начиная с 1993 г., более жесткие меры в области развития внешнеэкономических связей, т.к. бесконтрольность может привести к серьезному перекосу в развитии экономики.

Кроме того улучшения инвестиционных политики Казахстану необходимо сбалансировать экспорт и импорт страны.


ЭКСПОРТНО - ИМПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ.

Ее необходимо разрабатывать в соответствии со стратегической программой “ Казахстан - 2030 ” . В соответствии с ней существуют следующие направления в сфере экспорта и импорта, которые отрастают повышения роли и места Республики Казахстан в международном разделении труда.

Экспортную стратегию республики предпочтительнее разрабатывать не вообще , а с ориентацией на определенные рынки с учетом их особенностей. Поэтому, при изучении возможностей проникновения на новые мировые рынки существенно важным является организация в республике систематической работы по проведению конъюнктурных исследований ( как по странам, так и по важнейшим товарным группам
).

Политика в области совершенствования географической направленности экспорта должна быть ориентирована на увеличения доли стран СНГ и Азии: это связано

1. географической близостью;

2. наличием на рынках этих стран высококачественных товаров по более низким ценам по сравнению с европейскими;

3. благоприятная коньюктура рынка по основным видам экспортируемой республикой продукции;

4. национальной-этническим факторов;

5. возможности получения новой технологии путем создания совместных предприятий или оффшорных предприятий.

В области же импорта так же необходима структура перестройка для того, чтобы улучить торговая сальдо, а так же рационально использовать возможные поступления.

Необходимо дать приоритет закупкам медикаментов и медицинского оборудования, отдельным видам продукции легкой промышленности, хотя республика располагает полной возможностью организовать их производство у себя за счет покупки новой технологии и создания совместных предприятий.

Второе направление - это каждой отраслью народного хозяйства республики необходимо разработать собственную импортную политику, особенно а аграрном секторе, легкой и пищевой промышленности, машиностроение.

Третье направление – это импорт новой технологии, которая с меньшими затратами позволит получить максимум продукции и удовлетворить потребности.
Необходимо организовать в нашей стране широкий лизинг. Решение этих проблем требует глубочайшего анализа мировой экономической ситуации. Кроме того, политика продавать все подороже, а покупать товары по дешевле – это политика люмпена. Продают как всегда товары, не находящих сбыта у себя, т.е. старого выпуска.

Поэтому надо стремиться покупать только товары последнего выпуска или новые технологии.

Но нельзя ограничиваться только импортном наукоемкой продукции.
Также выпуске новейшей техники и технологии, что способствовало бы повышению роли страны в МЭО.

КАЗАХСТАН НА РЫНКЕ НАУКОЕМКОЙ

ПРОДУКЦИИ

Под обменом наукоемкой продукцией в широком смысле понижают куплю- продажу патентов и лицензий, торговлю товарами, предоставление услуг.
Субъектами мирового рынка наукоемкой продукции являются государствами, фирмы, университеты и фонды, физические лица-ученые и специалисты. Объекты мирового рынка наукоемкой продукции – это результаты интеллектуальной деятельности в овеществленной (агрегаты, инструменты, технологические линии и т.п., а также промышленные образцы) и овеществленной форме (патенты, лицензии, «ноу-хау», товарные и другие). Используя терминологию международных специализированных организаций, объектом обмена наукоемкой продукции или технологического обмена в не овеществленной форме является промышленная собственность, под которой понимаются, прежде всего, изобретения, товарные знаки и промышленные образцы.

Технология становится товаром лишь в определенных условиях.
Общеизвестно, что даже из числа запатентованных новшеств используются во всем мире едва ли 3-5%. А в процессе превращения новой идеи в товар отсев еще больше. Из каждых 100 идей до стадии товарной формы доходит не больше одной; в свою очередь в каждых 100 новых товаров, в которых воплощены новые идеи, рынок отвергает свыше 90%. Технология становится товаром тогда, когда существует реальная возможность коммерциализации идеи, проведены экспертизы, отсев, определены возможные сферы ее использования. Для надежной защиты своих прав на технические новшества (изобретения) каждый создатель стремится запатентовать их в странах – потенциальных конкурентах.
На практике ведущие фирмы – разработчики новой техники и технологии одновременно патентуют свои новинки примерно в 25 странах-конкурентах, т.е. основных развитых индустриальных государствах. Правовые системы различные стран предусматривают различные сроки охраны прав на промышленную собственность – примерно от 10 до 20 лет. Этого срока вполне достаточно для истечения жизненного цикла технологий. Более того, в современных условиях происходит довольно быстрое сжатие сроков этого цикла. Поэтому все без исключения собственники технологии заинтересованы в максимально быстрой ее коммерциализации. Крупные корпорации Запада придерживаются следующей технологической стратегии.

На первом этапе жизненного цикла предпочтение отдается продаже готовой продукции, в которой воплощены идеи, принципы, процессы, способные обеспечить покупателю новое качество при использовании данного товара.

На втором этапе технологический обмен сопровождается или осуществляется в виде прямых инвестиций, что открывает для продавца новые рынки, позволяет увеличить массу прибыли.

На третьем этапе предпочтение традиционно отдавалось продаже лицензий, т.е. уступке прав собственности на запатентованную и не запатентованную
(«ноу-хау) технологию, ее использование. Источником приобретения технологии могут быть и мелкие фирмы, испытывающие недостаток собственных средств для доведения технологии до рыночной стадии, прежде всего, небольшие компании венчурного типа. Притягательным моментом в данном случае служит возможность приобщения к новой технологии практически в момент ее появления.

В настоящее время основным препятствием для участия Казахстана в международном технологическом обмене является отсутствие экономико-правовой основы: закона об интеллектуальной собственности, засекречивание отечественных технологий, несоответствие отечественной продукции международным стандартам.

Вместе с тем с вхождением Казахстана в международной технологический обмен и в рынках технологий открываются хорошие возможности интеграции в мировое хозяйство, структурной перестройки, налаживания рыночной экономики и изживания энергосырьевой направленности экспорта. Технология может передаваться на коммерческой и некоммерческой основе, быть внутрифирменной, внутригосударственной и международной. Основную долю технологии, передаваемой в некоммерческой фирме, составляет непатентоспособная информация: огромные информационные массивы специальной литературы, компьютерные банки данных, справочники и другие; конференции, выставки, симпозиумы; обучение, стажировка, практика студентов, ученых и специалистов, миграция ученых и специалистов из научных в коммерческие структуры и обратно, создание фирм венчурного типа специалистами из университетов и корпораций, промышленный шпионаж.

Основными формами передачи технологии на коммерческой основе являются: продажа технологии в материализованном виде (станков, агрегатов, оборудования, технологических линии и др.); связанные с прямыми инвестициями строительство, реконструкция, модернизация предприятия, фирм, производств; портфельные инвестиции, лизинг; продажа патентов и лицензий,
«ноу-хау»; совместное проведение НИОКР, научно-производственное кооперирование; инжиниринг.

Казахстану для проведения переговоров по обмену технологиями необходимо учитывать по возможности все преимущества и недостатки, которые каждая страна может получить и знать качество технологий в страновом аспекте. Поскольку американские технологии традиционно отличаются трудосберегающим характером, европейское – ресурсосберегающим, японские вобрали в себя оба компонента, а технологии новых индустриальных стран более трудоемки, менее капиталоемки и совершенны, то в зависимости о цели технологического обмена можно сделать акцент на экономии материальных, трудовых затрат либо на решении социальных проблем (занятости) или экологических. Кроме того, следует оценить и учесть при расчетах технико- экономических характеристик возможность и необходимость вовлечения в производство местных сырья, топлива, энергии, рабочей (в том числе квалифицированной) силы и транспортную составляющую. Хотя в ближайшие годы экспорт и импорт наукоемкой продукции Казахстаном, в том числе, современной технологии будет незначителен, республика должна знать общемировые обычаи и правила по этому виду обмена товаров хорошо.

Республика может испытывать в решении вопроса обмена наукоемкой продукции определенные трудности в период перестройки своей экономики на рыночной лад. Однако выход на мировой рынок по линии наукоемкой продукции требует решение следующих проблем:

1. Прежде всего необходимо составит реестр новых технологий, соответствующих или превышающих мировой уровень;

2. Составить реестр высокотехнологических видов продукции, которые могут быть предложены на мировой рынок и которые могут конкурировать на мировом рынке;

3. Необходимо изучить мировой рынок высоких технологий в страновом и технологическом аспектах, знать конъюнктуру мирового рынка;

4. Продажа собственных технологий, высокотехнологичной конкурентоспособности продукции;

По указу Президента в республике должна быть создано семь Национальных научных центров, из которых в 1994 году создано четыре центра;

1. Национальный ядерный центр;

2. Национальный центр по комплексной переработке сырья;

3. Национальный центр по радиоэлектронике и связи;

4. Национальный центр по биотехнологии.

Кроме того предполагается создание Национального парка новых технологий под Капчагаем и Национального технопарка (Приозерск).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.