Рефераты. Место и роль экономики США в глобализационном процессе






На место инфляции как последствия государственного воздействия пришло расстройство финансов, отрыв финансовой надстройки от реального основания, что сохраняет питательную среду для вспышек инфляции.

Распространилось чувство неудовлетворенности тем, что дела в Америке идут достаточно нехорошо, и осознание необходимых перемен для обновления конкурентоспособности своих корпораций в борьбе с иностранными соперниками. В ход пускаются все возможные меры для ее укрепления.

Государственная собственность в США была развита относительно слабо, теперь ее значение еще больше снизилось. Однако в целом, повернуть вспять развитие монополистических процессов невозможно. Новый вариант государственного регулирования порождает большое число острых проблем и противоречий в экономике.

США имеют множество преимуществ. Они имеют наивысший в мире уровень жизни. Их экспорт в другие страны вырос настолько, что Соединенные Штаты были наибольшим экспортером мира 1991-1992гг., а их торговый дефицит уменьшился. Им присущи динамизм и способность быстро восстанавливать силы, что и было продемонстрировано во время второй мировой войны, когда за короткий промежуток времени после Перл-Харбора они наладили производство тысяч кораблей, самолетов и танков. После запуска советского спутника в 1958г. Америка разработала космическую программу и высадила человека на луну. Средняя продуктивность США все еще остается наивысшей. Соединенные Штаты занимают очень важное место среди других государств в сфере обеспечения таких услуг, как консалтинг.

Но с другой стороны, существует ряд слабых сторон в экономике. В период между гражданской и второй мировой войнами норма сбережений США была самой высокой в мире и намного выше, чем японская. Но после второй мировой войны, когда  американцы стали больше сориентированы на потребление, норма сбережений начала снижаться. Еще одной, очень важной проблемой Соединенных Штатов является обучение. В школах введены низкие образовательные стандарты, в них плохая дисциплина, в то время как другие страны повысили требования к качеству образования. США не способны готовить работников, которые будут в состоянии конкурировать с работниками наших промышленных соперников.

Так же минусом является склонность мыслить кратковременными категориями, привычка планировать для кратковременных целей, так как их деятельность традиционно считается успешной, если прибыль постоянно возрастает, а дивиденды ежегодно увеличиваются. Кроме того, большинство менеджеров американских компаний почти не обращают внимания на долговременные задания и больше обращают внимание на такие краткосрочные вещи как маркетинг. Вследствие этого обычного для культуры США расчета на немедленную награду норма сбережений в американских семьях является самой низкой среди всех индустриальных стран.

2.2. Бюджетная политика США и ее влияние на глобализационный процесс

Важное место в системе институциональных структур регулирования мировой экономики и мирохозяйственных связей занимают международные экономические организации. В числе их важная роль принадлежит Международному валютному фонду (МВФ).

Период, длившийся с конца второй мировой войны до конца 50-х годов, характеризуется подавляющим экономическим и политическим превосходством США в мире. После болезненных уроков «великой депрессии» 1930-х годов и второй мировой войны США взяли на себя лидирующую роль в оказании помощи странам Западной Европы и Азии в деле восстановления разрушенной войной экономики. Эти усилия американского правительства приняли форму Плана Маршалла в Европе и различных программ помощи в Азии, особенно в Японии и Китае. В конце 40-х годов на основе решений многосторонних конференций при активной инициативе и преобладающей роли США было создано несколько международных организаций, в том числе Международный валютный фонд (МВФ) в 1944г.

МВФ был основан на Международной валютно-финансовой конференции в г. Бреттон-Вудсе (штат Нью-Хэмпшир, США), проходившей с 1 по 22 июля 1944 г. Представители 44 стран встретились, чтобы создать отлаженную и лучше функционирующую валютную систему, а также институциональный механизм, который бы обеспечивал ликвидность, регулирование платежей, валютную стабильность.

Валютная система, основывалась на утверждении фиксированных валютных курсов по отношению к доллару США и стабильной цене золота в долларах.

Целью создания МВФ было обеспечение на международном уровне контроля за соблюдением финансовой дисциплины странами-членами и поддержания ими стабильных валютных курсов.

Бреттонвудская система вводила двойственные условия стабильности. Требовалось, чтобы США проводили политику, направленную на поддержание доверия к фиксированному обменному курсу и цене золота в долларах. Требовалось также, чтобы страны-члены проводили политику, способствующую поддержанию соотношения их фиксированных обменных курсов и доллара США. Таким образом, эта валюта играла главную роль в системе, а США имели особые обязательства.

В начальный период деятельность МВФ была ориентирована на восстановление и реконструкцию экономики стран Западной Европы. С ростом числа участников и коренными изменениями в облике мира, которые произошли в 60-е годы, МВФ все больше превращался в орган, учитывающий и отражающий интересы многих, в том числе развивающихся стран. Вместе с тем эволюция МВФ отражала меняющееся положение Соединенных Штатов и доллара в мировых финансах. Это требовало адаптации деятельности МВФ к изменениям и процессам, происходящим в мировой экономике.

В период с 1962 по 1970 гг. в МВФ сформировались специальные и дополнительные механизмы кредитования. Исполнительный совет МВФ принял условия и положения Генеральных соглашений о займах, были созданы механизмы компенсационного финансирования и финансирования буферных запасов. Совет управляющих утвердил план введения специальных прав заимствований.

Однако эти действия МВФ, в которых была велика роль США, не помогли сохранить бреттонвудскую систему. Поскольку США всячески сопротивлялись этому пересмотру, он произошел в форме мирового валютного кризиса. В основе этого кризиса лежало изменение соотношения сил в мировой экономике в результате послевоенного развития, создание европейской валютной системы.

В первую очередь, претерпела серьезные изменения расстановка сил между развитыми индустриальными странами. Быстрый экономический рост Японии, возросшая конкуренция со стороны западноевропейских компаний, как на международной арене, так и в самих США, привели к тому, что США практически утратили господствующие позиции в экономике на мировом рынке.

На внутренний рынок США хлынули иностранные товары.

Стремление американских корпораций расширить зарубежную деятельность привело к резкому увеличению вывоза капитала из США в Западную Европу, что оказало негативное воздействие на состояние платежного баланса США. Положение доллара в качестве опоры мировой валютной системы резко ухудшилось. Еще в конце 60-х годов открыто обсуждался вопрос о необходимости девальвации доллара. Однако США всячески сопротивлялись этому, используя также и механизм МВФ и пытаясь переложить бремя поддержания доллара, а вместе с ним и действующей мировой валютной системы на плечи своих партеров из стран Западной Европы и на Японию.

В начале 1971 г., несмотря на все усилия со стороны США, ведущие Европейские центральные банки прекратили действия по поддержке доллара, а немецкий Бундесбанк был вынужден на короткий период времени даже закрыть рынок иностранной валюты во Франкфурте. США были поставлены перед необходимостью решительных действий.

В августе 1971 г. США прекратили размен доллара на золото, и это означало отход от обязательств, взятых ими в рамках МВФ. В декабре 1971 г. под эгидой МВФ было заключено Смитсоновское соглашение, предусматривающее изменение взаимных паритетов валют промышленно развитых стран и повышение цены золота. Был установлен более широкий диапазон колебаний валютных курсов (2,25% вместо 1% в обоих направлениях) с тем, чтобы сделать механизм регулирования менее уязвимым для спекулятивных действий и сделать более гибким соотношение валютных курсов.

В середине 1972 г. Совет управляющих МВФ принимает резолюцию об учреждении Комитета по реформированию международной валютной системы, известного как Комитет 20-ти. США пытались проталкивать через этот комитет выгодные им планы переустройства мировой валютной системы. Однако эти планы были перечеркнуты событиями начала 70-х годов, когда произошел пересмотр цен на энергоносители и сырье, за чем последовал глубокий мировой валютный кризис.

В начале 1973 г. был вновь девальвирован доллар, но это уже не могло спасти старого мирового валютного порядка. Переход к плавающим валютным курсам. Возникла новая валютная система. Прекратилось использование золота в качестве основы валютной системы.

Мировые нефтяные кризисы в 1974 и 1979 гг. вызвали необходимость помогать странам в преодолении дефицита торгового баланса, причиной которого стало резкое повышение цены на нефть. В середине 1974 г. МВФ создает нефтяной фонд «oil facility», для того чтобы резервные средства стран-членов ОПЕК направлялись в страны, нуждающиеся в зарубежной помощи.

В условиях интернационализации хозяйственной жизни роль МВФ оказалась недостаточной для принятия срочных и порой радикальных решений по стабилизации мировой экономики. Кризисные потрясения 70-х годов заставили развитые страны, включая США, искать новые механизмы международной координации политики. В эти годы центр тяжести принятия ответственных решений в области мировой экономики сместился от МВФ к начавшимся с 1975 г. регулярным встречам на высшем уровне представителей стран «большой семерки», а также на уровне руководителей центральных банков и министров финансов. Опыт последующих двух десятилетий показал, что предметом для консультаций на этих встречах в числе других важных вопросов всегда был курс доллара, кредитно-денежная и налогово-бюджетная политика США. Однако и в МВФ, и в созданной в 70-е годы «Группе 7», США стремятся в максимальной степени проводить политику, соответствующую их интересам.

Располагая колоссальным запасом прочности своей экономики, США в определенных, выгодных для них ситуациях, подчеркивали приверженность рыночным принципам, а в других ситуациях готовы были от этих принципов отступить, если это требовали интересы их экономики.

Существенные сдвиги в деятельности МВФ произошли в начале 80-х годов в связи с мировым кризисом задолженности, в эпицентре, которого оказались развивающиеся страны. Влияние США заметно сказалось на изменении подходов МВФ к этой проблеме. Кроме того, США выдвигали собственные планы решения этой проблемы, используя свое экономическое и финансовое влияние.

К 1981 г. размеры задолженности развивающихся стран превзошли их возможности по обслуживанию долгов. В 1982 г. развернулся мировой долговой кризис.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.