Содержание лекций:
Методы международной торговли. 1 Товарные биржи 2 Международные торги 3 Формы международной торговли 4 Внешнеторговая политика 7 Формирование интернациональной стоимости 8 Международный технологический обмен 10 Торговля результатами интеллектуальной деятельности 11 Международная лицензионная торговля 14 Международная миграция капитала 15 Международный кредит 16 Еврорынок 17 Валюта: сущность и классификация 18 Международная ликвидность 20 Валютный курс 20 Валютный рынок 22
Методы международной торговли.
Метод – это способ осуществления внешнеторгового обмена. Выделяют следующие методы:
1. Прямой – совершение операции непосредственно между производителем и потребителем.
Преимущества:
. Сокращает издержки производства
. Снижает риск и зависимость результатов деятельности от возможной недобросовестности и некомпетентности посредников
. Позволяет компании-производителю постоянно находится на зарубежном рынке, учитывать его изменения и своевременно реагировать
2. Косвенный – совершение операции через посредника
. Посредник обладает более высокой коммерческой квалификацией
. Нет необходимости концентрации финансовых и интеллектуальных ресурсов на первом этапе выхода на зарубежный рынок Доля посредников в международной торговле значительно выше, чем в внутренней. Функции посредников:
1. объединение товаров различных производителей в один набор, соответствующий спросу локального местного рынка
2. разукрупнение партий товара в интересах местной розничной торговли
3. приспособление товара к условиям местного локального рынка
4. физическое перемещение товара, включая транспортировку и складирование
5. установление цены в результате постоянного контакта с местным рынком и различными производителями
6. продвижение товара и его реклама
7. поиск покупателя и продажа товара
8. предоставление кредита покупателю
Виды торгово-посреднических фирм:
1. по характеру совершаемых операций: a. торговые – осуществляют операции от своего имени и за свой счет, работают с постоянными клиентами виды торговых фирм:
. торговые дома
. экспортные
. импортные
. оптовые
. розничные
. дистрибьюторы
. дилеры
. стокисты b. комиссионные – выполняют разовые поручения комитентов и действуют от своего имени, но за счет комитентов. виды комиссионных фирм:
. представители покупателя (продавца)
. консигнаторы – посредник, имеющий склад. Работает с экспортером
– консигнатором. Отношения между ними регулируются договором комиссии. При консигнации экспортер кредитует посредника на средний срок реализации товара. c. Агентские – выступают от имени и за счет принципала. Фирма сама заключает сделки или только посредничает. Характерно заключение договора на длительный срок. Юридически независимы.
Виды агентских фирм:
. Экспортные
. Резиденты
. Заграничные сбытовые (закупочные)
. Импортные
. Представители фирмы d. Брокерские – особый вид, в обязанности которых входит функция свести контрагентов. По законодательству многих стран брокеры не могут сами покупать или продавать. e. Фэкторы – торговые посредники, выполняющие широкий круг обязанностей от имени экспортера, причем фэкторы не только выполняют экспорт продукции принципала, но и финансируют экспортные сделки (оплата аванса производителю, выдача кредита покупателю).
Товарные биржи
Товарная биржа – это постоянно действующий оптовый рынок однородных заменимых товаров. В настоящее время на товарных биржах совершается около
20% операций. Также, товарная биржа является информационным центром.
Виды товарных бирж:
1. по собственности:
. публичные (владелец - государство)
. частные (владелец - АО)
2. по масштабам деятельности:
. международные
. региональные
3. по степени специализации:
. универсальные
. специализированные Американская классификация участников товарной биржи:
1. полные члены – физические лица, получающие доступ в биржевое кольцо, во все торговые секции биржи. Число определяется количеством постоянных брокерских мест.
2. неполные члены – брокеры и дилеры, имеющие право торговать в одной секции.
3. специальные члены – юридические лица, участвующие в торгах через доверенных рокеров и дилеров.
4. не члены биржи – все оперирующие владельцы брокерских мест. Платят аренду. В России – приглашенные. Виды товаров:
1. растительного происхождения
2. животного происхождения
3. энергетические и смазочные, химикаты
4. металлы, изделия и полуфабрикаты из них Характерные черты биржевых товаров:
1. должен быть однородным (заменимым)
2. должен быть пригоден для стандартизации
3. не должен быть скоропортящиеся
4. спрос и предложение должны носить массовый характер
5. предложение должно превышать спрос в течение продолжительного периода времени
6. спрос и предложение должны легко прогнозироваться Биржевая котировка – это установление цены на товар. Виды котировок:
1. цена продавца
2. цена покупателя
3. цена сделки Виды биржевых операций:
1. по результату осуществления сделки:
. действительные
. спекулятивные
2. по сроку реализации (основная цель товарной биржи – возможность спекуляции на разнице в цене)
3. по длительности:
. кассовые
. срочные Контанго – это разница в цене товара, если цена товара по срочным сделкам выше, чем по кассовым. Бэквордейшн – это разница в цене товара, если цена товара по кассовым сделкам выше, чем по срочным.
Международные торги
Международные торги – это метод заключения договоров купли-продажи, при которм покупатель объявляет конкурс для продавцов с заранее определенными технико-экономических характеристик и после сравнения полученных результатов заключает договор на более выгодных условиях. Для организации торгов создается тендерный комитет. В него входят представители заказчиков, а также специалисты в данной области. Возглавляет комитет руководитель компании-заказчика.
Перед комитетом ставятся следующие задачи:
1. Организация торгов:
. Публикация объявлений о торгах
. Определение вида и условий торгов
2. Анализ предложений участников торгов
3. Окончательное решение о передаче заказов
В настоящее время в международной торговле выделяют следующие виды торгов:
1. открытые торги
Торги, участие в которых могут принять все желающие фирмы, причем все фирмы обязаны выкупить у тендерных комитетов условия торгов. Объявления об организации публикуются в СМИ. Такие торги проводятся на сравнительно несложное оборудование и услуги.
Победителем может стать маломощная, неопытная фирма, снижающая цены.
2. открытые торги с предварительной квалификацией
Данный тип торгов проводится в два тура:
1. в первом туре принимают участие все желающие фирмы. Эти фирмы присылают в тендерный комитет на технико-экономические предложения, а квалификационный документ, в котором указывается уровень компании, опыт.
2. На основе этих документов проводятся закрытые торги среди отобранных фирм (обычно около 8 фирм).
3. закрытые торги
К участию в торгах приглашается ограниченное число фирм и консорциумов, имеющих достаточно высокий авторитет. Организаторы уверены в возможностях поставщиков, поэтому участниками являются крупные фирмы. Тендерный комитет не производит публичного вскрытия предложений референтов и не объявляет ни состава участников, ни предложенных ими условий.
4. гласные торги
Торги, при которых тендерные комитеты организуют публичное вскрытие предложений и оглашают условия в присутствии фирм, участвующих в торгах, причем итоги торгов с указанием победителя и суммы контракта публикуются в СМИ.
5. негласные торги
Торги, при поведении которых тендерные комитеты не вскрывают предложения в присутствии оферентов и не публикуют сведения о победителе в СМИ. Такие торги размещают заказчики, покупающие повторно оборудование.
6. единичные торги
Это организация торгов при участии одного оферента, как правило, обладателя патента, или в случаях затруднения заключения обычного внешнеторгового контракта купли-продажи.
Аукционы
Аукционы – это торги, специализирующиеся на сбыт реальных товаров со строго индивидуальными свойствами. Торги проводятся либо с повышением цены (гласным или немым способом), либо с понижением цены. Покупатели могут повышать цены до какого-то минимального уровня (от 0,01% до 0,025%). В роли организаторов могут выступать как компании, которым это выгодно и они таким способом монополизировали рынок. В основном это имеет место в антиквариате. Также в роли организатора могут выступать компании-производители элитного товара. Объектами аукциона являются: пушнина, чай, шерсть, пряности, табак, живой скот, щетина и т.д. В азиатских странах торговля чаем контролируется государством. Товары на аукционах сортируются по одинаковому количеству в партии – лоты. Лоты формируются в более крупные партии – стренги. За месяц до аукциона публикуется каталог с товарами.
Формы международной торговли
1. экспорт – вывоз товара за рубеж, на условиях FOB, цена в долларах США.
2. импорт – ввоз товара из-за рубежа, на условиях CIF, цена в долларах США
3. реэкспорт – вывоз за рубеж ранее ввезенной продукции, не подвергшейся в реэкспортирующей стране существенной переработке.
Существенная переработка:
1. изменение наименования
2. добавленная стоимость составляет более 50% от первоначальной.
Причины реэкспорта:
1. использование традиционных мест в международной торговле
2. вынужденный реэкспорт
3. реэкспорт с целью получения прибыли на разнице в ценах
4. реэкспорт как составная часть более сложной внешнеэкономической операции
5. реэкспорт как инструмент обхода сложных торгово-политических барьеров
4. реимпорт – ввоз ранее вывезенной продукции, не подвергшейся в стране - реимпортере существенной переработке.
5. встречная торговля – все виды товарообменных сделок объединяются в это понятие.
Эксперты ООН делят на:
. бартерные
. торгово-компенсационные
. промышленно-компенсационные
Эксперты ОЭСиР делят на:
. торговая компенсация – однократная операция на небольшую сумму, включающую обмен крайне разнородными товарами, которые органически не связаны между собой.
. промышленная _______________________________________ - сделки на более крупную сделку, обычно соответствующую продаже оборудования или готовых предприятий, при этом существует связь между продаваемыми товарами.
Страницы: 1, 2, 3, 4