Рефераты. Китай в мировой экономике






Масштабы и темпы модернизации системы образования Китая в значи­тельной степени превосходят усилия, предпринятые его конкурентами. Даже сегодня образовательная система Японии остается замкнутой и в основном невосприимчивой к влиянию извне, так же как и к переменам в целом, что японцы воспринимают как серьезное препятствие в стремлении к прогрессу в сфере экономики и роста знаний. Корейские университеты, будучи более открытыми, чем японские, только недавно начали активно привлекать к сотрудничеству зарубежных преподавателей, хотя уже на протяжении многих лет нанимают на работу корейских граждан, получив­ших образование за рубежом. Китайским высшим учебным заведениям от­крытость присуща еще в большей степени, и, по крайней мере, элитные за ведения демонстрируют не только готовность, но и энтузиазм в отношении освоения учебных программ и других перемен. Ведущие китайские университеты стремятся к модернизации своей инфраструктуры и повышению профессионального уровня, создавая альянсы с западными университе­тами и компаниями, активно привлекая профессорско-преподавательский состав, получивший образование за рубежом.

Активно развивая собственную систему образования, Китай, помимо этого, возлагает надежды на приток своих студентов, которые неизбежно вернутся в страну из зарубежных стран. Китайские студенты в настоящее время представляют собой самый многочисленный контингент иностран­ных студентов в Соединенных Штатах. Согласно данным Института меж­дународного образования, более 64 000 студентов из материкового Китая обучались в США в 2002-2003 годах. В том же учебном году Соединен­ные Штаты также приняли более 8 000 студентов из Гонконга и свыше 28 000 из Тайваня, что в целом превысило цифру в 100 000. Помимо дру­гих стран, китайские студенты также получают образование в Европе, Ав­стралии и Японии. Правительство Китая прикладывает все больше усилий к тому, чтобы вернуть самых талантливых и ярких выпускников на роди­ну, обещая «зарубежные» условия работы и участие в самых заманчивых проектах. Но даже без дополнительного стимулирования со стороны государства в страну возвращаются студенты, ученые и руководящие кадры, которых привлекает изобилие возможностей, предлагаемых бурным экономическим ростом. Возвращающиеся специалисты привозят с собой не только багаж академических знаний, но и то, в чем так нуждается со­временный Китай, - навыки и опыт практической работы»[13, c. 46].

Другим важным источником технологических, научных и управленчес­ких знаний являются экономики Тайваня и Гонконга. Отчасти подталки­ваемые «младшими» китайскими коллегами, дышащими им в затылок, обе территории, не говоря уже о Сингапуре, вкладывают значительные сред­ства в модернизацию своих образовательных систем на протяжении двух последних десятилетий. Гонконг сегодня может гордиться восемью универ­ситетами, в то время как в конце семидесятых их было только три. Эти университеты, а некоторые из них являются учебными заведениями ми­рового класса, играют ведущую роль в совершенствовании инфраструкту­ры трудовых ресурсов Китая. В них обучается все больше студентов с ма­терика, и многие из местных выпускников впоследствии напрямую или косвенно сотрудничают с материковыми предприятиями»[10, c. 57].

Итак, Китаю предстоит пройти еще долгий путь, пока он не преодоле­ет основные слабые стороны своей экономической системы, такие как от­сутствие развитого сектора услуг, поддерживающего производственную базу, в который стоит направить избыточный персонал, банковская систе­ма, которой осталось немного до окончательного развала, а также ограни­ченная способность генерировать технологические инновации. Однако, ис­ходя из прошлого опыта, можно с уверенностью сказать, что Китай пре­одолеет все эти трудности, становясь еще сильнее по мере решения насущных проблем. Главная сила Китая состоит в том, что он не одинок и, более того, является ядром дополняющих друг друга экономических систем, все в большей степени интегрирующихся в единую экономику Большого Китая.

 

1.2. Синергия Большого Китая

 

В культурном, экономическом и геополитическом отношении Китай - это не только Китайская Народная Республика, но и Гонконг, предпринима­тельский центр, с 1997 года являющийся отдельной административной об­ластью с собственной юрисдикцией, регулирующей торговлю и иностран­ные капиталовложения. Это и Тайвань, технологически развитый остров, который, несмотря на спорный политический статус (Китай считает Тай­вань провинцией-предателем), принимает все более активное участие в экономической жизни Китая, и, возможно, еще в большей степени китай­ский Сингапур, который является центром разработки современных тех­нологий и базой многих мультинациональных компаний. И, конечно же, китайская диаспора, члены которой составляют элиту делового мира Юго-Восточной Азии и занимают активную позицию в деловых кругах всего мира.

Соберите эти разные части китайской головоломки, и вы получите по­тенциал, не имеющий себе равных: трудовые ресурсы, которые не только являются крупнейшими в мире, но и объединяют большое количество уче­ных, инженеров и опытных руководителей; современную, быстроразвивающуюся технологическую инфраструктуру и лидирующую позицию в об­ласти новейших технологий (Тайвань - крупнейший производитель ноут­буков в мире); огромный капитал (сумма в 0,75 трлн. долларов экономи­ки Китая, Тайваня, Гонконга и Сингапура находится в иностранных резерв­ных фондах) и доминирующую позицию в торговле (гавань для контейне­ров в Гонконге является одной из самых оживленных и современных в мире); главные базы и региональные штаб-квартиры многонациональных предприятий Азии (Шанхай, Гонконг и Сингапур); понимание мирового бизнеса (китайская диаспора) »[16].

Этим экономическим системам, которые все больше объединяются в единый комплекс (Сингапур вовлечен несколько в меньшей степени) и се более зависимыми от бизнеса материкового Китая, присущие синергические признаки капитала, навыков, знаний, человеческих ресурсов, которые могут обеспечить невиданные ранее в развивающихся странах масштабы и темпы развития. Объем продаж Большого Китая (КНР, Гонконг, Тайвань и Сингапур) со­ставляет почти 1,4 трлн. долларов, уступая лишь Европейскому Союзу и Соединенным Штатам и в два раза превышая объем продаж Японии. В условиях мировой экономики, которая приобретает все более глобальный характер, этот объем закладывает основы мощного рыночного влияния, поскольку решения других стран - участников рынка по вопросам, связан­ным с торговлей и экономикой, обусловлены широким контекстом них ин­тересами в сфере экспорта. Большой Китай становится центром еще бо­лее крупной и быстроразвивающейся экономики Азии: материковым Ки­тай уже является самым крупным экспортным рынком Южной Кореи, в то время как Большой Китай представляет собой крупнейший рынок практически для всех остальных стран Азии.


Глава 2. Путь в Америку

 

В XIX веке слабый Китай был вынужден принять под давлением Запада целый ряд неравных и унизительных договоров, заставляющих страну от­крыть двери иностранной торговле. Одно из подобных соглашений было подписано с Соединенными Штатами, Проблема заключалась в той, что Запад, стремясь заполучить такие китайские товары, как чай и шелк, вза­мен мог предложить лишь немного того, что действительно интересовало бы китайцев (это часть истории о том, как англичане были вовлечены в торговлю опиумом). По прошествии почти двух веков торговля между бывшими соперниками процветает, и опять создается впечатление, что аме­риканцы больше заинтересованы в китайских товарах, чем китайцы в аме­риканских. Сегодня уже продавать товары стремится Китай, и находящиеся в американских и европейских портах товары китайского производства от­нюдь не ограничиваются чаем и шелком.

Рис. 1. Торговый баланс Китая с США

На рис. 1. приведены графики, отображающие объем товаров и услуг, продаваемых Китаем Соединенным Штатам. Цифры относятся не только собственно к Китаю (Китайской Народной Республике, сокращенно КНР), но и к Большому Китаю (включая Гонконг, Тайвань и Макао, за исключе­нием Сингапура). Приведенные данные свидетельствуют об усилении про­цесса интеграции экономических систем Китая и подтверждают обоснованность основной претензии со стороны U.S. China Business Council, американ­ской торговой группы, в состав которой входят основные американские экспортеры товаров в Китай. Суть претензий заключается в том, что дан­ные по КНР искажены, так как не учитывают роли Гонконга как перева­лочного пункта. (То есть немалая часть экспорта из Китая идет через Гон­конг, и большое количество товаров, экспортируемых США и предназна­ченных для материкового Китая, разгружается в Гонконге.) «Мы включа­ем услуги, потому что, в отличие от сферы продажи товаров, где наблю­дается хронический дефицит, в области торговли услугами (перевозки и консультации) США располагают значительным активным балансом» »[15, c. 38].

Члены U.S. China Business Council также считают, что дефицит торгов­ли США с Китаем искусственно завышен, поскольку Соединенные Шта­ты учитывают импорт и экспорт иным образом: импорт учитывается на условиях СИФ (включая стоимость, страхование и фрахт), а экспорт учи­тывается на условиях ФАС (франке вдоль борта судна). U.S. China Business Council утверждает, что перерасчет импорта и экспорта на условиях ФОБ (франко-борт) увеличил бы объем экспорта на 1% и уменьшил бы объем импорта на целых 10%»[15, c. 44]. Но даже в этом случае активное сальдо торгово­го баланса Китая с США осталось бы значительным, и с учетом уровня ро­ста дефицита новые цифры отражали бы всего лишь данные за шесть ме­сяцев. Более того, подобная корректировка показателей торговли США не изменила бы позиции Китая по отношению к другим американским торгов­цам. Оборонительная позиция U.S. China Business Council является разобла­чающей и наводит на мысль о влиятельных лобби, «обрабатывающих». Ки­тай, в число которых входят такие главные экспортеры китайского рынка, как Воеing, и компании, конкурентоспособность которых зависит от китай­ского импорта.

Отдельные составляющие дефицита, в частности китайский импорт в США, не менее важны, чем общие цифры торгового дефицита. Согласно данным подразделения внешней торговли Бюро переписи США, все четыре основные категории импортируемых из Китая в 2003 году товаров носили технологический характер: разнообразные промышленные изделия - 28,5 млрд. долларов (стоимость на условиях СИФ), оборудование для офисов и автоматической обработки данных - 24,3 млрд. долларов, телесвязь и оборудование для звукозаписи - 17,5 млрд. долларов, электрооборудование - 12,6 млрд. долларов. Такие трудоемкие категории, как одежда и обувь, занима­ют пятое и шестое места - 12,6 и 11,1 млрд. долларов соответственно, про­должая понижающуюся шкалу по категориям, но не по объему»[15, c. 56].  В 1999 году, к примеру, текстиль, одежда (вместе) и обувь занимали, соответственно, второе и третье места.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.