Рефераты. Евросоюз (ЕС) и СНГ






p> 9 мая 1950 года произошло событие исторической важности. Французский министр иностранных дел Робер Шуман предложил Федеративной Республике
Германии и другим странам Европы объединиться во имя осуществления мирных целей. Предпосылок для создания такого альянса было более чем достаточно, это была и реальная экономическая угроза, так как неотвратимо надвигался кризис сталелитейной промышленности, спрос на их продукцию сокращался, цены падали. Странам Европы необходимо было восстановить разрушенную войной экономику, и нельзя было допустить, чтобы основные отрасли промышленности скатились к спекуляции, протекционизму и организованному дефициту. Франция и Германия становились согласно Декларации равными партнерами в качественно новом союзе, который должен был взять на себя ответственность за совместное управление угольной и сталелитейной промышленности обеих стран. В будущем этому союзу предстояло сыграть роль краеугольного камня европейской федерации. В Декларации определялись ряд принципов строительства будущей Европы:
1. Многовековое соперничество между Францией и Германией должно быть прекращено: новое объединение наций должно непосредственно касаться
Франции и Германии и в то же время стран, разделяющих те же цели.
2. Ближайшим шагом будет достижение цели, имеющее, хотя и ограниченное, но решающее значение, а именно франко-германское производство угля и стали, управление которым будет поручено совместному Высшему руководящему органу.
3. Объединение экономических интересов поможет повысить уровень жизни людей и проложит путь экономическому сообществу.
4. Решения, принятые руководящими органами Сообщества, будут носить обязательный характер для всех присоединившихся стран. Их члены будут независимы, и назначаться с общего согласия.
Договор об учреждении Европейской объединением угля и стали, сроком на
50 лет, был подписан 18 апреля 1951 года. Он был ратифицирован шестью подписавшими его государствами, а 10 августа 1952 года его высший руководящий орган, председателем которого стал Ж.Монне, начал работу в
Люксембурге.
Новаторские принципы, положенные в основу первого Европейского Сообщества были поистине революционными. «Мир на земле, практические достижения, подлинная солидарность, слияние насущных интересов, общность судеб, которая отныне станет общей» – вот те ключевые фразы, в которых заключен дух Сообщества и его метод, которым следует и сейчас. В плане Шумана четко прослеживается 4 принципа, на которых покоится все здание Сообщества.
1. Превосходство институтов. Создание демократических институтов, руководствующихся законом и накопленным коллективным опытом. «Благодаря этому опыту и этой мудрости, люди, действующие в рамках одних и тех же правил, не увидят изменений в их собственной натуре, но вместе с тем их поведение будет постепенно меняться».'- Строить отношения между государствами на мирной и демократической основе, избавиться от стремления превосходства, преодоление национализма – такова была политика первого сообщества, именно благодаря этим принципам это Сообщество имело продолжение и дало блестящие результаты.
2. Независимость органов Сообщества. Для того чтобы институты могли выполнять свои функции, их необходимо наделять определенными полномочиями.
Те гарантии, которые имел Высший руководящий орган стран ЕОУС, и которые перешли на существующие ныне институты, делятся на 3 категории: - Члены руководящих органов назначаются с согласия правительств. Они не обязаны следовать инструкциям государств-членов, служащие общеевропейских учреждений также находятся в подчинении Сообщества в целом. - Финансовая самостоятельность Сообщества обеспечена налогами, из которых слагаются его соответствующие средства. - Высший руководящий орган (как и Комиссия сегодня), подотчетен только Ассамблее (сегодня это Европейский Парламент), которая может вынести вотум недоверия квалифицированному большинству.
3. Межинституциональное сотрудничесигво. Высший руководящий орган является верховным органом новой системы. Наряду с ним создался еще Совет
Министров. Его роль была строго ограничена: его решения могут приниматься большинством и в ограниченном ряде случаев. Правом на инициативу обладал исключительно высший руководящий орган. Эта прерогатива. которой в наши дни обладает Комиссия, имеет первостепенное значение. Обеспечивая защиту интересов Сообщества. Диалог между 4 институтами, основанный скорее на сотрудничестве, нежели на подчинении, начался в 1951 году. Каждый из них осуществлял свои функции в рамках всесторонней системы принятия решений, стоящей выше федеральной.
4. Равенство государств. После того как вопрос о представительстве государств в Совете был согласован, необходимо было решить проблему их относительного веса в Совете. Некоторые страны, опасаясь оказаться в меньшинстве, учитывая их долю в общем производстве угля и стали, настаивали на принципе равенства Германия отстаивала принцип представительства с учетом доли производства. Это естественно создавало препятствия согласию сторон. В итоге долгих дискуссий был заложен один из основных правовых принципов со всеми подразумеваемыми этическими нормами, благодаря которому концепция Сообщества обрела свое полное значение.

Европейская интеграция происходит в несколько этапов и в разных формах. За Европейским объединением угля и стали (ЕОУС), созданным в 1953 г., через 5 лет последовали Европейское сообщество по атомной энергии
(Евратом) и Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Таким образом, сначала акцент был сделан на экономической интеграции. До создания этих
Сообществ, Европа имела уже неудачный опыт политического союза:
Европейское оборонительное Сообщество (ЕОС). основанного на договоре Шести от 25 мая 52 г. и Европейского политического Сообщества (ЕПС). Цель этих
Сообществ интегрирование вооруженных сил европейских государств, но это требовало общей внешней политики, что в свою очередь вызвало острые дискуссии, приведшие к провалу плана.

Однако это не означало отказа Европы от объединения, памятуя о неудаче идеи ЕОС, было решено начать создание Европейского союза в сфере экономики. Европа снова приходит в движение. 29 мая 1956 года в Венеции проходит встреча министров иностранных дел государств Шести, где принимается решение о начале межправительственных переговоров, к участию, в которых приглашаются и другие европейские государства.
25.03.57. Ведутся 2 серии переговоров, одна из которых завершается подписанием государствами-членами ЕОУС Римских договоров, а другая созданием Европейской Ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) 3 мая 60 г., куда вошли Австрия, Дания, Норвегия,
Португалия, Швеция. Швейцария и Соединенное Королевство.

Римские договоры, учредившие ЕЗС и Евратом, в совокупности с
Парижским договором о создании объединения ЕОУС, образовали конституционные основы Европейского Союза. Ратифицированные в течение нескольких месяцев парламентами всех государств-членов, Римские договоры получили гораздо большую поддержку, нежели Парижский договор о ЕОУС, что еще раз подтвердило важность интеграционного процесса. Все Европейские договоры имели единую цель – экономический рост и более высокий жизненный уровень, опирающийся на политический союз народов Европы. Ближайшие цели договора о ЕЭС состояли в создании Таможенного Союза. Предусматривающего свободное движение товаров в пределах государств-членов, отмене квот и иных препятствий на пути межгосударственной торговли, а также в свободном движении лиц, капиталов и услуг.

Помимо этого договор предполагал ряд других направлений общей политики как сельское хозяйство, транспорт и конкуренция, гармонизация законодательства, социальная политика, внешнеторговая политика. А некоторые статьи Договора уполномочивали органы Сообщества даже на создание дополнительных направлений общей политики (не предусмотренные договором), начиная с региональной политики и заканчивая политикой защиты потребителя.

Изначально Сообщество сделало упор на достижение 4 свобод – свобода движения лиц, товаров, услуг и капиталов, затем акцент переместился на решение проблемы права граждан Сообществ на жительство и экономическую деятельность в других государствах ЕЗС. гармонизации законодательств и формирования единой бюджетной политики. Тем не менее, внешняя политика оставалась в ведении самих государств-членов. Что же касается отношений ЕЭС с другими государствами, то здесь это регулировалось многочисленными соглашениями.

Договор о создании Европейского Сообщества по атомной энергии предусматривал совместное развитие ядерной энергии в мирных целях, но и здесь государства-члены столкнулись с рядом трудностей, которые могли быть решены только через единую согласованную политику.

Договоры об ЕЭС и Евратоме вступили в силу 1 января 1958 г. Все три
Сообщества (ЕОУС, ЕЭС, и Евратом) имели общие Парламентскую Ассамблею и
Суд. Буквально в первые годы создания Европейских Сообществ были налицо заметные сдвиги и успехи, это и снижение таможенных пошлин для торговли внутри ЕЭС, единая сетка тарифов для торговли с остальным миром. Эти успехи начинают привлекать другие страны не входящие в ЕЭС. 8 июля 1959г. –
Греция заявляет о просьбе получения статуса ассоциированного члена. Через полгода ее примеру следует Турция.

Совершенно неожиданно возникает необходимость регулирования социальной политики Европы и как следствие этого – создание Европейского социального фонда. Цель – предоставление помощи рабочим и фирмам с тем, чтобы они могли адаптироваться к быстро меняющимся экономическим условиям.
Приоритетными объектами стали – занятость профессиональное обучение или переобучение.

Вновь возник вопрос о политическом союзе, «второй план Фуше», но и он не был одобрен Шестеркой, основная проблема заключалась в том, что не было согласия в вопросе механизма политического сотрудничества.

09.07.61. ЕЭС и Греция подписали Соглашение об Ассоциированном членстве, что положило началу параду заявлений с просьбой о членстве в
Европейских Сообществах (Ирландия, Дания, Соединенное Королевство,
Норвегия).

Основной заботой Сообщества долгое время оставалась единая аграрная политика, которая требовала осторожного подхода и тщательной подготовительной работы. Аграрная политика касалась ряда принципиальных вопросов – от создания единого рынка и, следовательно, цен на большинство продукций сельского хозяйства, до гарантий поддержки как лиц, занятых в сельском хозяйстве, так и товаров, производимых в ЕЭС.

09.02.62. – Испания изъявляет желание вступить в ЕЭС, 3 месяца спустя ее примеру следует Португалия.

Прогресс ЕЭС не мог пройти без критических этапов своего развития, это и период 65 г. «политика пустого кресла», проводимая Францией в ответ на желание Комиссии полностью контролировать через Европарламент общий бюджет, что расширило бы полномочия Европарламента. В апреле 67 года в Греции происходит государственный переворот, что вызвало замораживание соглашения ЕЭС с Грецией об ассоциированном членстве. В том же году
Франция в очередной раз противится присоединению Соединенного Королевства к Сообществу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.