Рефераты. Экологические аспекты в МЭО






p> §3.2. Экономическая база решения экологического кризиса.

Экономика экологического кризиса. Проблема экологической безопасности тесно связана с достижением экономической безопасности, утверждением равноправных экономических отношений, исключающих химическую эксплуатацию природных ресурсов, экспорт загрязняющих производств и опасных отходов,- эта мысль подчеркивалась на упоминавшейся выше конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Американский ученый Браун, директор Вашингтонского Института всемирного наблюдения подчеркивал в этой связи, что экстенсивное разрушение природных обеспечивающих систем и ухудшающиеся экологические условия представляют угрозу национальной и международной безопасности, которая сейчас соперничает с традиционной военной угрозой.

Здесь как раз требуются наиболее развитые формы международного сотрудничества на основе единых критериев, общепризнанных универсальных подходов. В этих целях необходимо придать динамизм существующим международным экологическим организациям и создать целый ряд новых. При этом ясно,что под них надо подвести соответствующую финансовую базу, возможно, наделить эти страны определенными наднациональными правами в деле регулирования процессов охраны окружающей среды.

Пока что «экологические бюджеты» стран и международных организаций сравнительно невелики, не адекватны масштабам решаемых задач, хотя они и быстро возрастают. В 1970г. на природоохранные мероприятия человечество затратило 40 млрд долл, в 1980г.-около 75 млрд долл, в 1990г.- приблизительно 150 млрд, а в 2000г. первоначально планировалось затратить около 250 млрд долл. В общем, хотя эти расходы и растут,но они несоизмеримы ни с грядущим экологическим кризисом, реально угрожающим человечеству, ни с совокупным оборонным бюджетом мирового сообщества, годовой обьем которого прямо и непосредственно действует против сохранения жизни на Земле. Эти соотношения между оборонными и экологическим бюджетами необходимо уже в самом ближайшим будущем поменять местами.

Неконтролируемый характер развития экологического кризиса прямо обусловлен тем обстоятельством, что на природоохранные цели индустриальные страны расходуют 1-2% своего ВНР, не оказывают должной поддержки развивающимся странам, в то время как только расчетная стоимость ущерба, ежегодно причиняемого окружающей среде,составляет в среднем 4-6% стоимости их ВНР.

В нашей стране, согласно недавно принятой программе «Экологическая безопасность России» утверждается, что «примерно 10 млрд рублей необходимо ежегодно вкладывать в восстановление экологических нарушений и предотвращение тотальной деградации природной седы». Но даже эта мизерная сумма, составляющая менее 1.3% от федерального бюджета, признается практически нереальной.

Поэтому конференция ООН в Рио-де-Жанейро в документе «Повестка дня на
XXI век» в IV разделе, определяющем финансовые ресурсы и механизмы, необходимые для осуществления экологической программы записала, что «все страны должны определить, как претворить Повестку дня на XXI век в национальную политику и программы». По оценкам Секретариата Конференции, среднегодовые расходы только на осуществлени в развивающихся странах мероприятий, содержащихся в Повестке дня на XXI век по решению экологических проблем, должны составить свыше 600 млрд долларов США.

Программы обеспечения экологической безопасности. Главное направление борьбы против стремительного ухудшения качества окружающей среды-это разработка критериев экологической безопасности и массовое внедрение экологически безопасных технологий. Конечно,такая переориетация с позиций современного мышления вызывает неприятие из-за своей первоначальной дороговизны. Однако надо осознать,что иного решения этой самой опасной для человества проблемы нет. И здесь как нигде необходимо самое тесное международное сотрудничество. Специфика этого сотрудничества состоит в том, что оно предполагает использование практически всех существующих форм международных экономических отношений: промышленно- производственного и научно-технического сотрудничества, сотрудничества в области добычи, распределения и использования сырья, топливных и энергетических ресурсов, валютно-финансового сотрудничества и т.д.

Экологическое сотрудничество обьективно должно базироваться на универсальной основе, отражать реальность самой проблемы. Возьмем проблему
Мирового океана-здесь нет политических границ, океан не подчиняется мировоззренческим посылкам. Ветры, реки, грунтовые воды- все это части единой природы,действующей по своим законам. Ясно, что человечество должно обьединить свои усилия для того, чтобы, во-первых, ослабить разрушение этой природы, во-вторых,в целях восстановления того,что еще можно восстановить для нормальной жизни человека на Земле. Поэтому необходимо смещение зоны интересов всех стран, национальных и международных организаций, занимающихся Мировым океаном, с военно-стратегических и политических позиций в сторону глобальных экологических задач цивилизации.

Значительную роль в международном экологическом сотрудничестве на
Европейском континенте может запланированное Итоговым документов Венского
Конгресса совещание по защите окружающей среды. В разделе «Окружающая среда» Итогового документа,в частности, записано:

«Признавая необходимость предупредительных действий, государства- участники будут укреплять сотрудничество и активизировать усилия, направленные на защиту и улучшение окружающей среды, имея в виду необходимость поддержания и восстановления экологического равновесия в атмосфере, водах и почве. Они будут делать это,в частности, совершенствуя свое внутреннее законодательство, свои международные обязательства и применяя наилучшие доступные средства с учетом уровней развития, а также сдерживающих факторов экономического и технического характера. Они подчеркивают важность Региональной стратегии охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в странах- членах ЕСК на период до 2000г. и далее.

Государства-участники убеждены в необходимости своевременного и эффективного сокращения выбросов серы или их трансграничных потоков. Они призывают Договаривающиеся Стороны и страны, подписавшие Конвенцию, присоединиться к Протоколу о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков по меньшей мере на 30% . Они рекомендуют тем государствам, которые еще не стали участниками Протокола, предпринять дальнейшие шаги по сокращению выбросов серы в соответствии с целями Протокола.

Государства-участники полагают,что ограничение и сокращение выбросов окислов азота или их трансграничных потоков заслуживают того,чтобы им было уделено первоочередное внимание в их программах по уменьшению загрязнения.
Они приветствуют разработку и принятие Протокола об ограничении выбросов окислов азота.

Государства-участники будут укреплять международное сотрудничество по природным ресурсам, флоре и фауне. Они будут поощрять скорейшее присоединение к соответствующим соглашениям и эффективное их выполнение.
Они также разработают дальнейшие эффективные меры по борьбе с деградацией почв,по защите флоры, фауны и среды их обитания на основе Декларации по этому вопросу, принятой Европейской экономической комиссией. Они будут активизировать обмен мнениями и опытом относительно путей и средств достижения более рационального использования природных ресурсов.

Они признают необходимость разработки в рамках Конвенции положений о снижении выбросов других соответствующих загрязнителей воздуха, таких, как углеводороды, и тех, которые приводят к образованию фотохимических окислителей. Они будут соответствующим образом укреплять сотрудничество,в том числе путем сбора и обработки необходимой информации.

Государства-участники предпримут все усилия,с тем чтобы как можно скорее стать сторонам и Венской конвенции о защите озонного слоя.

Государства-участники соглашаются, что следует предпринять дальнейшие шаги на национальном и международном уровнях по исследованию явления глобального потепления климата и роли, которую играют в нем выбросы токсичных, устойчивых и потенциально опасных вещств. Кроме того, они будут уделять особое внимание разработке соответствующих методов, алтерьнативных захоронению в море,с тем чтобы постепенно и существенным образом сокращать дампинг опасных отходов и сжигание ядовитых жидких отходов в море с целью скорейшего прекращения использования таких методов.

Надо иметь в виду,что Европа-наиболее кризисный в экологическом отношении континент, вносящий наибольший «вклад» в мировое загрязнение окружающей среды.И в то же время успешное международное сотрудничество на этом континенте могло бы стать важным прорывом мирового сообщества к решению этой глобальной проблемы.

Ясно,однако, и то обстоятельство,что международные усилия принесут желаемый эффект лишь в том случае, если они будут базироваться на усилиях каждой страны. Каждое новое техническое изобретение, новые технологии, изделия, деятельность на земле, связанная с водными бассейнами, реками и т.д. и т.п.-все это должно быть увязано в системе требований, среди которых экологическую безопасность надо ставить на первое место. При таком подходе международное сотрудничество по экологии будет эффективным, опираться на необходимую финансовую базу и прежде всего исходить из вполне осознанного экологического мышления как составной части нового международного экономического мышления.

§3.3. Глобальное экономическое сотрудничество и ООН и их программы.

а) Особенности и характер экономической деятельности ООН и структура ее организаций.

Цели экономической деятельности ООН и ее специфика. Организация
Обьединенных Наций- эта самая крупная, универсальная и наиболее авторитетная международная организация современности, призванная заниматься главными политическими проблемами, волнующими человечество. Политическая деятельность ООН находится в неразрывной связи с экономическими и социальными задачами, непосредственно связанными с мировой политикой.

Преамбула Устава ООН гласит, что его цель- содействовать экономическому и социальному прогрессу всех народов. В ней поставлены конкретные задачи в области исследования и разработки рекомендаций, создания специализированных учреждений, которые должны действовать в тесной связи с ООН. В деятельности этой организации экономическая и социальная сферы стали приоритетными. По некоторым данным,ими занимаются до 85% всего персонала Секретариата ООН. Остановимся на работе основных организаций ООН, непосредственно связанных с экономической деятельностью.

Значительное место в системе международных организаций ООН занимают специальные программы. Это прежде всего: Программа развития ООН (ПРООН),
Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП),
Университет ООН и Институт ООН.

б) Подсистема ООН-ЮНЕП.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.