Рефераты. Единая европейская валюта (евро)






p> Однако ЭКЮ не суждено было занять нынешнее место евро. Большинство стран-участниц высказались против введения единой валюты под названием ЭКЮ, усмотрев в этом взаимосвязь со старинной французской монетой. Поэтому, дабы не давать лишнего повода для межнациональных споров, было принято решение выбрать нейтральное название для валюты, которое устроило бы всех членов
ЕВС. В результате было принято решение о введении единой валюты под названием «евро».


1.2 Введение евро

После переговоров в Маастрихте в 1992 г. главами государств-членов ЕВС было принято принципиальное решение о поэтапном реальном формировании
Экономического и валютного союза, основанного прежде всего на введении единой европейской валюты. В процессе построения ЭВС в качестве главных стратегических целей были названы «независимая единая денежно-кредитная политика, направленная на поддержание ценовой стабильности, и создание единого внутреннего рынка, предполагающего полное снятие ограничений на перемещение капиталов»[1].

Главные компоненты ЭВС — единая валюта, получившая наименование
«евро», и единый Европейский центральный банк, которые неразрывно связаны друге другом. Подобно тому, как каждая национальная валюта всецело находится под юрисдикцией и контролем соответствующеюго государства в лице центрального банка, так единая, наднациональная валюта непременно требует наличия наднационального, международного органа, который осуществлял бы единую для всего региона денежно-кредитную политику.

Договор, предусматривающий поэтапное продвижение к Валютному союзу, подписан 12 странами в Маастрихте, в феврале 1992 г., ратифицирован и вступил в силу с 1 ноября 1993 года.

В январе 1994 г. был создан Европейский валютный институт во
Франкфурте-на-Майне, главной целью которого является подготовка к организации Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) и к эмиссии единой валюты - евро.

В декабре 1995 г. на заседании Европейского совета в Мадриде была принята программа введения евро, которая была развита и конкретизирована на заседании того же совета в Дублине в декабре 1996 года.

Эти и ряд других решений, принятые исполнительным органом — Комиссиией
Европейских сообществ (КЕС), предусматривают определенные критерии для стран - участниц ЭВС, установленные как "пропускные" для членства в валютном союзе, которые можно рассматривать как показатели "финансового здоровья". Ими являются:
- дефицит госбюджета не должен превышать 3% ВВП;
- государственный долг не более 60% ВВП;
- ежегодный рост цен не выше, чем 1,5% сверх среднего уровня инфляции в трех странах с минимальным уровнем инфляции среди государств-членов ЕС;
- средний размер долгосрочной процентной ставки не выше 2% сверх среднего уровня этих ставок в тех же трех странах;
- соблюдение установленных пределов колебаний между курсами валют (+15%).

Процесс продвижения к валютному союзу ЕС распался на три фазы:

1. Подготовительная — до 1 января 1996 года, в ходе которой страны- участницы сняли взаимные ограничения на движение платежей и капиталов и начали стабилизацию своих государственных финансов по критериям, установленным ЕС как «пропускные» для членства в валютном союзе.

2. Организационная — до 31 декабря 1998 года, нацелена на завершение окончательной стабилизации государственных финансов и на формирование правовой и институциональной базы валютного союза.

Европейский валютный институт во Франкфурте, функционирующий с 1 января 1994 года, в 1998 году был преобразован в Европейский центральный банк (ЕЦБ). Приняты конкретные решения в отношении денежной и валютной политики: на сессии в Дублине в декабре 1996 года решено, что евро получает статус официальной денежной единицы стран-участниц вместо их национальных валют. Соответственно в евро пересчитаны все частные и государственные активы и пассивы при сохранении для субъектов хозяйства платежных условий ранее заключенных контрактов. Пересчет в евро сумм в национальных валютах осуществляется с точностью до шести знаков после запятой. Паритет пересчета экю в евро установлен в пропорции 1:1. Форсируется подготовка к новой валюте в странах-участницах, особенно в административных органах, банках и других финансовых институтах. Но вся экономическая жизнь продолжает существовать на основе национальных валют.

3. Финальная. Первый этап этой фазы был рассчитан на период с 1 января

1999 года по 31 декабря 2001 года. Официальная аббревиатура евро -

EUR была утверждена International Standards Organization (ISO) и будет использоваться во всех коммерческих и финансовых организациях. Жёстко и необратимо зафиксированы курсы национальных валют стран-участниц по отношению к евро:

Таблица 1.1

Курсы европейских валют к ЕВРО, установленные Советом Европейского Союза

на уровне министров финансов 31.12.1998 г

|Наименование |Код валюты|Курс за 1 |
|валюты | |евро |
|Австрийский |ATS |13.760300 |
|шилинг | | |
|Бельгийский |BEF |40.339900 |
|франк | | |
|Ирландский фунт |IEP |0.787564 |
|Испанская песета|ESP |166.386000|
|Итальянская лира|ITL |1936.27000|
| | |0 |
|Люксембургский |LEF |40.339900 |
|франк | | |
|Немецкая марка |DEM |1.955830 |
|Нидерландский |NLG |2.203710 |
|гульден | | |
|Португальское |PTE |200.482000|
|эскудо | | |
|Финляндская |FIM |5.945730 |
|марка | | |
|Французский |FRF |6.559750 |
|франк | | |
|Греческая драхма|- |340.750 |

Евро становится самостоятельной полноправной денежной единицей. На этом этапе оно существовало только в безналичной форме. Хозяйствующие субъекты начали расчеты и операции в евро. Компании, наиболее связанные с внешней торговлей, европейской и международной предпочли как можно скорее перевести свои операции в режим евро. Государственные органы продолжали активную подготовку к переходу на евро, а также осуществляли информационное обеспечение этой подготовки. На данной стадии параллельно и равноправно функционировали и евро, и национальные валюты.

Вторым, заключительным этапом третьей фазы перехода к валютному союзу
ЕС стал полный переход на евро. После 31 декабря 2001 года все счета, которые до тех пор выражались в национальных валютах участвующих стран стали в обязательном порядке конвертироваться по официальным курсам в евро.

С 1 января 2002 года в течение срока, который каждая страна определила самостоятельно, в обращение вводятся банкноты семи номиналов - 5, 10, 30,
50, 100, 200 и 500 евро, и монеты восьми номиналов - 1 и 2 евро, а также 1,
2, 5, 10, 20 и 50 евроцентов, замещающие прежние банкноты и монеты в национальных денежных единицах. В течение определенного срока старые национальные банкноты и монеты могут обращаться наравне с евро. После представленных в таблице 2 дат евро стал единственным законным платёжным средством в соответствующих странах.

Таблица 2.1

Порядок и сроки обмена европейских валют на ЕВРО

|Государст|Дата вывода |Завершение |Завершение обмена |
|во |национальной |обмена |национальной валюты на |
| |валюты из |национальной |евро Центральным Банком |
| |обращения |валюты на евро |Евросоюза |
| | |банками | |
|Австрия |28.02.2002 г. |Не установлен |Не ограничен |
|Бельгия |28.02.2002 г. |31.12.2002 г. |Не ограничен |
|Финляндия|28.02.2002 г. |Определяется |01.01.2012 г. |
| | |индивидуально | |
|Франция |17.02.2002 г. |30.06.2002 г. |17.02.2012 г. |
|Германия |31.12.2001 г. |28.02.2002 г. |Не ограничен |
|Нидерланд|31.12.2002 г. |01.01.2032 г. |01.01.2032 г. |
|ы | | | |
|Греция |28.02.2002 г. |Не установлен |01.01.2012 г. |
|Ирландия |09.02.2002 г. |30.06.2002 г. |Не ограничен |
|Италия |28.02.2002 г. |Не установлен |01.01.2012 г. |
|Люксембур|28.02.2002 г. |31.06.2002 г. |Не ограничен |
|г | | | |
|Португали|28.02.2002 г. |30.06.2002 г. |01.01.2022 г. |
|я | | | |
|Испания |28.02.2002 г. |30.06.2002 г. |Не ограничен |

Основные принципы, связанные с переходом к единой валюте состояли в следующем:

. Замещение национальных валют по фиксированным курсам начиналось с 1 января 1999 года.

. С 1 января 1999 года все ссылки в юридических документах на ЭКЮ заменяются ссылками на евро по курсу 1:1.

. Все ссылки в юридических документах на национальные денежные единицы останутся действительными точно так же, как если бы они относились к евро.

. Принцип непрерывности контрактов, который заключается в том, что

1)введение евро не ведёт к изменению каких-либо условий, зафиксированных в юридических документах, и не может служить предлогом для одностороннего изменения или отмены этих документов; 2) любые платежные обязательства, выраженные в евро или в национальных денежных единицах данной страны-участницы, могут погашаться должником в этой стране либо в евро, либо в национальной валюте.

. С 1 января 1999 гола по 31 декабря 2001 года принцип свободы выбора для участников сделок (национальная валюта или евро). При этом по отношению к участникам недопустимо в данном случае ни принуждение, ни запрещение со стороны государств-членов новой валютной системы. Это означает, что в новых контрактах и во всех связанных с ними документах может использоваться (по договоренности сторон) любая деноминация.

1.3 Роль Европейского Центрального банка как неотъемлемой части процесса перехода к евро

Неотъемлемой частью всего процесса перехода к единой валюте ЕС является наряду с введением евро, создание наднациональной банковской системы, под юрисдикцией которой будет находиться новая вненациональная валюта. В связи с этим в рамках ЕС был создан наднациональный
Европейский центральный банк и действующая под его руководством Европейская система центральных банков, в которую входят центральные банки всех стран-участниц ЭВС. В задачи ЕСЦБ и ЕЦБ входит:
- определение и осуществление валютной политики ЭВС;
- проведение международных валютных операций;
- хранение официальных валютных резервов стран-участниц ЭВС и управление ими (при этом какая-то часть валютных резервов остается в распоряжении правительств участвующих стран);
- обеспечение нормального функционирования платежной системы.

Кроме того, Европейский центральный банк будет выполнять в пределах своей компетенции консультативные функции, собирать статистическую информацию и, что особенно важно, участвовать в международном сотрудничестве, в частности, представляя ЭВС в международных финансовых организациях. Примечательно, также, что с ведома и одобрения ЕЦБ в работе этих организаций могут участвовать также и национальные центральные банки.

Характерная черта деятельности ЕЦБ состоит в том, что все принципиальные решения, принимаемые простым или квалифицированным (2/3) большинством голосов, предусматривают «взвешенное» голосование руководителей центральных банков, при котором «вес» (т.е. количество голосов каждого из них) определяется в соответствии с долей соответствующей страны (ее центрального банка) в общем капитале ЕЦБ. Это не относится к членам исполнительного правления, каждый из которых имеет один голос.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.