Рефераты. Динамика численности населения в странах ЕС






Динамика численности населения в странах ЕС




Работа на тему:

 

Динамика численности населения в странах ЕС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2005

Содержание


Введение. 3

Глава 1. Образование ЕС.. 5

§ 1.1. Предпосылки создания ЕС.. 5

§ 1.2. Цели Договора ЕС.. 6

§ 1.3. Создание Европейского оборонительного сообщества. 7

§ 1.4. Роль и направления деятельности ЕС на мировой арене. 8

Глава 2. Изменение социального и экономического положения стран ЕС в период его образования  11

Глава 3. Особенности демографического развития стран ЕС.. 14

§ 3.1. Изменение численности населения ЕС.. 15

§ 3.2. Прирост населения в странах ЕС.. 17

§ 3.3. Экономические и социальные последствия старения нации в странах ЕС.. 21

Заключение. 25

Список литературы.. 29

Введение


Понятие «демографическая политика» определяется как общая деятельность государства по регулированию демографических процессов. Эта политика в определяющей степени связана с быстрым ростом населения в развивающихся странах, хотя некоторые международные организации пытались перенести опыт планирования семьи на ряд постсоциалистических стран, где эта проблема не имела и не имеет практического значения в силу более чем скромных показателей роста населения.[1] Демографическая политика в целом ряде густонаселенных стран с преобладанием отсталых производительных сил, бедностью подавляющей часть населения и недостаточным ресурсным потенциалом является жизненной необходимостью. Не случайно, довольно жесткий курс в области планирования семьи, т.е. ограничении рождаемости, проводили правительства Китая и Индии. При этом применялись и методы принуждения, ведущей к социальным конфликтам. Эта проблема в 90-е годы занимала значительное место и в деятельности ООН.

В 1994 г. на каирской Международной конференции по народонаселении ООН было принято несколько документов, которые в целом сформировал основные положения, и принципы концепции демографической политики этих документах главной причиной отсталости развивающихся стран был на зван быстрый рост их населения, невозможность обеспечить его работой, дат образование и средства к существованию.[2] Развернутые рекомендации в области планирования семьи составили стержень Программы действий, одобренной Международной конференцией. Положения ее приняты многими странами в качестве инструментов в национальной демографической полити­ке. Это то, что касается данной проблемы PC, испытывающих демографичес­кие перегрузки на экономику.

Актуальность темы выражена в демографической политике развитых стран, которые не испытывают демографической нагрузки. Более того, давно наметилась тен­денция к сокращению населения, что вызывает беспокойство.[3] Правительства ряда европейских стран, в частности Франции, предпринимают меры по уве­личению рождаемости, которые, однако, не дают каких-либо практических результатов. Растущие психологические нагрузки в городах, в которых живет подавляющая часть населения, напряженность в обществе, интенсификация всех видов труда, все новые потребности, формирующиеся на рынке и втор­гающиеся в жизнь людей, - все это не способствует увеличению численности семей, росту рождаемости. И закономерно происходит старение общества в развитых странах, что, несомненно, вызывает пессимистичные размышления относительно их будущего, в том числе и практические опасения, связанные с функционированием экономического механизма, обеспечивающего безбед­ную жизнь самого общества.

В более общем плане демографическая политика обычно состоит из мер, направленных на контроль роста населения, и включает образовательные программы по контролю рождаемости, широкую пропаганду, маркетинг и распределение противозачаточных средств, предложение добровольной сте­рилизации.[4] Часто принимаются, например, и такие социальные меры, как увеличение минимального возраста вступления в брак и повышение экономи­ческого статуса женщины. Однако, вероятно, наиболее эффективным мето­дом демографического контроля является повышение жизненного уровня, по­скольку при росте доходов рождаемость снижается, что статистически под­тверждается практически без исключения на примерах развитых стран.

Цель работы – рассмотреть демографическую политику стран ЕС, проследить ее динамику роста и падения, рассмотреть факторы, способствующие такому скачкообразному поведению численности населения


 

 


Глава 1. Образование ЕС

 

§ 1.1. Предпосылки создания ЕС

 

Идея создания единой Европы имеет многовековую историю. Однако, именно Вторая мировая война и ее разрушительные последствия создали реальную основу для европейской интеграции.[5]

Уроки войны привели к возрождению идей пацифизма и пониманию необходимости не допустить рост национализма в послевоенном мире. Другой реальностью, заложившей основу процесса европейской интеграции, стало стремление стран Западной Европы восстановить пошатнувшиеся в результате войны экономические позиции. Для стран, потерпевших поражение в войне, насущной потребностью являлось восстановление собственных политических позиций и международного авторитета. В связи с началом  холодной войны, сплочение рассматривалось и как важный шаг в сдерживании советского влияния в Западной Европе.

К окончанию Второй мировой войны сформировались два принципиальных подхода к европейской интеграции: федералистский и конфедеративный. Сторонники первого пути стремились к построению наднациональной Европейской федерации или Соединенных Штатов Европы, т.е. к интеграции всего комплекса общественной жизни, вплоть до введения единого гражданства. Второй подход предусматривал ограниченную интеграцию, основанную на принципах межгосударственного согласия, с сохранением суверенитета стран-участниц. Для сторонников этого подхода процесс объединения сводился к тесному экономическому и политическому союзу при сохранении своих правительств, органов власти и вооруженных сил. Весь ход европейской интеграции представляет собой постоянную борьбу этих двух концепций.



§ 1.2. Цели Договора ЕС


Главными целями Договора о ЕЭС стали создание таможенного союза и общего рынка для свободного движения товаров, лиц, капиталов и услуг на территории Сообщества, а также введение общей политики в области сельского хозяйства. Подписавшие его страны обязывались начать сближение в своей экономической политике, гармонизировать законодательства в области экономики, условий труда и жизни и т.д.[6] Евратом создавался с целью объединения усилий для развития ядерной энергетики в мирных целях.

Еще на подготовительном этапе к подписанию Римских договоров часть западноевропейских стран посчитала предложенный федералистский вариант социально-экономической интеграции чрезмерным. Такие страны как Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария образовали в 1960 Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). В рамках этой организации интеграция ограничивалась построением зоны свободной торговли. Однако по мере успешного развития ЕЭС одна за другой страны ЕАСТ стали стремиться к переходу в ЕЭС.

Сближение государств континента в социально-экономической сфере стало стержнем процесса европейского объединения. Становление Европейского экономического сообщества прошло несколько этапов:

– создание зоны свободной торговли с отменой таможенных пошлин, квот и других ограничений в торговле между государствами-участниками при сохранении их автономии в таможенной и торговой политике по отношению к третьим странам (1957–1968);

– создание таможенного союза с введением вместо автономных средств торговой и таможенной политики общего таможенного тарифа и перехода к единой торговой политике в отношении третьих стран (1968–1987);

– создание единого внутреннего рынка, предусматривавшего помимо мер таможенного союза осуществление мероприятий, обеспечивающих свободное движение услуг, капиталов и рабочей силы (1987–1992);

– создание Экономического и валютного союза, предусматривавшего введение единой валютной и денежной политики ЕС (1992–2002) с заменой национальных валют единой валютой – евро.[7]

Проект Европейского экономического сообщества содержал в себе как элементы федералистского, так и конфедералистского подходов, которые усиливались или ослаблялись в зависимости от политической и экономической конъюнктуры.


§ 1.3. Создание Европейского оборонительного сообщества


Знаменательной вехой на пути развития интеграции стала попытка федералистов создать Европейское оборонительное сообщество (ЕОС) и Европейское политическое сообщество (ЕПС). В 1952 Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Люксембург и Нидерланды подписали договор, учреждавший ЕОС. Согласно этому документу, в рамках ЕОС должны были интегрироваться под единым командованием военные контингенты этих 6 стран, что означало потерю контроля государствами над собственными вооруженными силами. Борьба федералистов и конфедералистов в ходе ратификации этого договора привела к тому, что в августе 1954 Национальное собрание Франции отвергло Договор о ЕОС. После этой неудачи была прекращена и подготовка договора о ЕПС. Планы создания политического союза не были реализованы и в 1960–1970-х.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.