Рефераты. Процессы и проблемы разгосударствления и приватизации в России







 

2.2. Денежная приватизация.


«Ваучерную приватизацию, по замыслу, должен был сменить так называемый денежный этап, на котором акции приватизирован­ных предприятий продавались бы стандартными методами, за «жи­вые» деньги»[4]. Должен был заработать и фондовый рынок. Фор­мально этап денежной приватизации начался с 1995 г. и имел две основные цели: во-первых, пополнение государственного бюджета, во-вторых, инвестиционная поддержка приватизированных компа­ний. На денежном этапе продажа акций уже не могла быть мас­совой и единовременной. Пакеты должны были выставляться на денежные аукционы постепенно и равномерно, обеспечивая беспе­ребойные денежные поступления в бюджет и инвестиции в разви­тие компаний. Намеченная схема не смогла эффективно заработать, по крайней мере, по трем причинам.

Во-первых, на заключительном этапе ваучерной приватизации в целях оживления затухавшего спроса были выставлены на торги и проданы пакеты акций наиболее привлекательных для инвесторов компаний. Во-вторых, у потенциальных инвесторов именно в это время появилась серьезная альтернатива для денежных вложе­ний—рынок государственных ценных бумаг В-третьих, из-за крайне низких темпов денежной приватизации на передний план выдвинулась задача поступлений в бюджет, оттеснив инвестицион­ную целевую составляющую.

 


 

 

3. Проблемы, отличительные особенности и последствия приватизации в России


Становление полноценной рыночной  экономики  предполагает  развитие  рынка ценных бумаг. Это отмечается практически  во  всех  программах  стабилизации российской экономики и  перехода  к  рынку.  В  настоящее  время  важнейшими видами ценных бумаг, поступающих на фондовый рынок  России,  являются  акции приватизированных предприятий и приватизационные чеки.

Особенностями  приватизационных  чеков  как  ценных  бумаг  являлись:  их обращение  без  ограничений,  целевой  характер  использования  в   качестве платежного средства, безвозмездная  форма  первичного  размещения,  массовый объем выпуска, который вряд ли будет  превзойден  эмитентами  других  ценных бумаг. Привлекательным для юридических лиц было то, что  обращение  ваучеров не облагалось налогами на операции с ценными бумагами.  Физические  лица  не уплачивали подоходный налог с сумм, полученных от  продажи  приватизационных чеков.

Эмиссия  приватизационных  чеков  многими  подвергалась  критике.  Лучшим контраргументом  является  ускорение  приватизационного  процесса,  создание реальных  механизмов  участия   всего   населения   в   приобретении   акций преобразуемых предприятий.

В начале приватизации ориентация на имеющийся у населения  и  коммерческих структур объем денежных  ресурсов  была  практически  невозможна  из-за  его несопоставимости  со  стоимостью  государственного  имущества,   подлежащего приватизации.  Кроме  того,  при  существовавшем  низком  уровне  дохода   у большинства населения  была  и  остается  высокой  предельная  склонность  к потреблению.  Именно  поэтому   вполне   обоснованным   было   безвозмездное размещение  приватизационных  чеков  в  качестве  дополнительных   платежных средств.


Купля-продажа ваучеров в течении всего периода  их  обращения  происходила при рыночной цене  при  неизменном  номинале.  Однако  в  первые  месяцы  их обращения выдвигалась идея создания механизма государственных гарантий  цены ваучера.  Необходимость  индексации  вкладов  не  возникла,   так   как   на протяжении всего  срока  действия  приватизационных  чеков  оценка  основных капиталов  акционерных  обществ  и  имущества,  выставляемого  на   конкурс, производилась в ценах 1992 г. На  чековых  аукционах  акции  приватизируемых предприятий продавались по аукционному курсу, а не по номиналу.

Довольно  обоснованной  выглядела  и  теоретическая   поддержка   именных приватизационных  бумаг.  Это  могло  бы  предотвратить  их   попадание   на разбалансированный     потребительский     рынок.     Практика     обращения приватизационных чеков на предъявителя показала их двойственное  влияние  на объем спроса на потребительском рынке. Средства,  полученные  гражданами  от продажи чеков, увеличивали объем спроса, но одновременно  значительная  доля денежной массы (в том числе наличной) была оттянута на  спекулятивный  рынок приватизационных чеков. Резкие различия в предложении акций  и  ваучеров  по регионам удалось сгладить  в  процессе  развития  биржевой  и  околобиржевой торговли приватизационными чеками.

Рассмотрение проблем, связанных с механизмом и итогами чековых  аукционов, сохраняет свою актуальность потому, что для денежных  аукционов  по  продаже акций  реорганизованных   предприятий   предлагается   аналогичный   порядок проведения. Кроме того, курс  акций,  установленный  на  чековых  аукционах, является базой для  курса  денежных  аукционов  и  вторичного  рынка  акций.

«Ценные бумаги приватизированных  предприятий  в  целом  достаточно  надежны, однако в настоящее время все же низкодоходны и малоликвидны.


В связи с тем что, экономическая и политическая жизнь России имела и имеет свои особенности как к началу проведения приватизации и разгосударствления собственности, так и в конце этих процессов, то, вследствие этого, приватизационные процессы носили также свои отличительные стороны»[5]. В связи с этим данные особенности и отличия российского варианта приватизации привели, некоторым образом, к определенным проблемам, негативным эффектам, возникшим в ходе первого этапа приватизации и разгосударствления и после него. На сегодняшний момент можно подвести небольшие итоги проведения только первого этапа приватизации, поскольку этап денежной приватизации находятся в стадии развития и распространения. В связи с этим можно добавить, что приватизационные процессы первого этапа имели и свои определенные проблемы, затрудняющие развитие этих процессов, как в начале развертывания компании, так и в конце ее, по мере воплощения в жизнь этого этапа приватизации, вследствие все тех же отличительных особенностей политической и экономической ситуации в России, приведшей и к отличительным особенностям в первом этапе приватизации. Попробуем выявить наиболее основные отличия и особенности приватизации, проблемы, возникшие в процессе приватизации, а также затруднявшие ход развития приватизации на основе предшествующего перед этим анализа отличительного от других стран экономического и политического положения России, проведенного Комитетом по собственности и приватизации.

Для реформирования суперцентрализованной и катастрофически неэффективной советской экономики была остро необходима немедленная приватизация как можно большей части отечественных предприятий. Важно подчеркнуть, что к концу 1991 года была уже по существа утрачена реальная управляемость формально государственных предприятий из центра: перестроечный закон о предприятии искоренил саму управляемость. Таким образом, в экономике России благополучно сочетались все отрицательные стороны как социалистического, так и капиталистического способов производства.

Приватизация в естественном смысле этого слова - то есть нормальная продажа государством своего имущества в частные руки - была в сложившихся условиях невозможна по трем основным причинам. Во-первых, такая приватизация - дело небыстрое, а реформа экономики требовалась незамедлительно.

Во-вторых, такая приватизация - дело "штучное", для которого понадобилась бы буквально армия хорошо подготовленных специалистов для представления интересов обеих сторон: и продавца, и покупателей.

Наконец, в-третьих - и это препятствие неодолимее всех остальных - в стране попросту не было достаточного количества денежных средств. Даже если бы хватало и времени и экспертов, чтобы нормально продавать государственное имущество, никто не мог бы его - в сколько-нибудь значимых количествах - купить. Деньги, правда можно было бы привлечь с Запада - однако Запад не решился на это, зная и экономическую и политическую обстановку тогда в России. Да и вряд ли таким уж удачным решением было бы в одночасье продать огромную долю национального богатства иностранным инвесторам.

Три перечисленные выше препятствия и продиктовали стратегию разгосударствления российской экономики. А в условиях нехватки времени - означало, проведение приватизации по команде или "строем".

Таким образом, чрезмерная гонка приватизации повлекла за собой возникновение некоторых негативных явлений и проблем.

Так, например, Комитет по собственности и приватизации полагает, что в "ходе приватизации были допущены многочисленные нарушения прав субъектов федерации и местных органов власти, определенных Федеративным договором и Конституцией РФ", что "способствовало росту напряженности во взаимоотношениях федеральных органов власти с субъектами федерации".


Однако, кажется, что массовая приватизация, каким бы способом она ни проводилась, не могла не обострить отношений федеральных властей с регионами, беря во внимание добровольную сдачу экономической основы своей власти. Тем более, что местные власти не получили от "полубесплатной" приватизации ничего, хотя бы в виде небольшого денежного пополнения в бюджет.

Вторая проблема возникшая в процессе приватизации, - это таковая, что, раздача населению ваучеров вместо именных приватизационных счетов привела к тому, что 1/4 ваучеров была продана - соответственно некая сумма денег дополнительно попала к той части населения, которая еле-еле сводит концы с концами, то есть сразу вышла на рынок товаров первой необходимости, что в свою очередь привело к увеличению инфляции.

Более того, считается, что аналогичный эффект продуцируется и теперь, когда масса работников приватизированных предприятий, получивших свои акции почти бесплатно, продает их на вторичном рынке: средства, находящиеся в распоряжении коммерческих структур, активно поступают на рынок потребительских товаров. Если люди, находясь в тяжелом финансовом положении, продают то, что разумнее было бы попридержать, это негативное явление - но неизбежное.

Итак, можно сказать, что постприватизационная перепродажа акций увеличивает темпы инфляции (здесь важно заметить связь между приватизацией и безработицей. Дело в том, что наиболее разрушительный эффект инфляции состоит как в том, что в перспективе она неизбежно порождает широкомасштабную безработицу. Поэтому тут наблюдается косвенное влияние приватизации на уровень повышения или понижения безработицы посредством изменения уровня инфляции).

Далее, если наблюдать связь между инфляцией и приватизацией, то по мнению Комитета приватизация ничтожно мало средств поставила бюджету. Однако, тут же можно сделать оговорку, что ведь она и предполагалась быть - полубесплатной, полудешевой.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.