Рефераты. Территории в международном праве






касающимся пребывания иностранных судов в них, международные соглашения.

Как правило, для посещения открытых портов не требуется запрашивать у

властей прибрежного государства разрешение на заход или направлять им

уведомление об этом.

В морские порты, не объявленные открытыми, заход иностранных судов

допускается только с разрешения властей прибрежного государства,

полученного в порядке, установленном этим государством. Исключение

допускается, как показывает всеобщая практика и, следовательно,

международный обычай, только в случаях вынужденного захода судна (авария,

необходимость в медицинской помощи и др.). О таком заходе судно должно

сообщить властям соответствующего морского порта.

В последние годы в связи с возникшей угрозой загрязнения морской

среды, появлением судов с ядерными двигателями, возросшей интенсивностью

морского судоходства и по некоторым другим соображениям прибрежные

государства стали принимать правила, которые или ограничивают заход в

открытые порты некоторых категорий иностранных судов, или же

устанавливают определенные условия, без выполнения которых иностранное

судно может быть не допущено в открытый морской порт. Так,

законодательством Швеции, Дании, Финляндии, Марокко и других стран введен

разрешительный порядок для захода в их порты государственных

некоммерческих судов.

Естественно, международное право не может вопреки согласию государств

ограничивать законные проявления суверенной воли государств, включая их

право на регулирование допуска иностранных судов в свои порты. В. А.

Киселев справедливо заметил, что право прибрежного государства

предъявлять к иностранным судам определенные требования в качестве

условия допуска в порты вытекает из его суверенитета над внутренними

морскими водами и что это право должным образом учтено как в Конвенции о

территориальном море и прилежащей зоне (и. 2 ст. 16), так и в Конвенции

ООН по морскому праву (и. 2 ст. 25). Указанные нормы конвенций, пишет В.

А. Киселев, означают, что прибрежное государство не только может

предъявлять национальные требования в качестве условия допуска

иностранных судов в порты, но даже препятствовать заходу в

территориальные воды направляющихся в его порты судов, которые не

отвечают таким требованиям. Вместе с тем следует уточнить, что

прибрежное государство может в данном случае воспрепятствовать заходу

иностранного судна, направляющегося, как гласят положения конвенций, во

внутренние воды, а не в территориальное море или территориальные воды.

Столь же определенно такое правомочие вытекает также из п. 3 ст. 211

Конвенции ООН по морскому праву, который предусматривает право государств

устанавливать «особые требования для предотвращения, сокращения и

сохранения под контролем загрязнения морской среды в качестве условия для

захода иностранных судов в их порты или внутренние воды и для остановки у

их прибрежных терминалов». Это право закреплено также в ряде других

международных соглашений, в частности в Международной конвенции по охране

человеческой жизни на море 1974 года, гл. VIII которой требует, чтобы

иностранные ядерные суда перед заходом в порт представляли прибрежному

государству информацию о безопасности такого захода. Если прибрежное

государство сочтет, что заход атомного судна представляет угрозу для

водных путей или окружающей морской среды и т. д., то оно может не

допустить такое судно в свой порт.

Однако, характеризуя суверенное право прибрежного государства не

допускать захода иностранных судов в его морские порты в порядке

предупреждения любого нарушения условий, на которых эти суда допускаются

им в свои порты и внутренние воды, нужно иметь в виду, что это право не

осуществляется произвольно. Условия допуска иностранных судов в порты

формулируются в соответствующих законах и правилах прибрежного

государства, публикуемых им в «Извещениях мореплавателям» или иным

должным образом. Естественно, что прибрежное государство не может

выходить за рамки установленных им самим предписаний. Вместе с тем

поскольку прибрежное государство открывает свои порты для международного

общения и в интересах развития международного сотрудничества, указанные

законы и правила должны приниматься с учетом как общепринятых

международных стандартов и практики, так и интересов международного

сотрудничества, в том числе и в отношении регулирования допуска

иностранных судов в порты и обращения с ними там без какой-либо

дискриминации. В противном случае такие законы и правила не только не

будут соответствовать интересам равноправного международного

сотрудничества, но и способны причинить ему ущерб.

Совершенно очевидно, что «выборочные» запреты на заходы иностранных

судов в открытые для международного судоходства порты по политическим

мотивам ведут к подрыву принципа международного сотрудничества и являются

актами дискриминации, противоречащими принципу суверенного равенства и

равноправия государств. На этом поприще, как известно, систематически

проявляют себя США и некоторые из их союзников. На протяжении многих лет

американские власти заносили в «черные списки» морские суда, посещавшие

порты Кубы, и на этом основании не допускали их в порты США. В настоящее

время в порты США запрещен доступ судов, плавающих под флагом Албании,

Кубы, Кампучии, КНДР и Вьетнама, а для судов, имеющих национальность

государств — участников Варшавского Договора, заход запрещен в 11

американских портов. При этом для судов ряда социалистических стран

установлено требование заблаговременного запроса о разрешении на заход

даже в открытые для них порты.

Некоторые государства требуют получения предварительного разрешения

для захода в свои порты научно-исследовательских или ледокольных судов.

Вряд ли такого рода требования соответствуют общим принципам мореплавания

и поощрения научных исследований. Указанные требования явно расходятся с

положениями Конвенции ООН по морскому праву, которая устанавливает, что

прибрежные государства принимают меры для облегчения .доступа в свои

гавани и содействия в предоставлении помощи морским исследовательским

судам, соблюдающим положения конвенции (ст. 255).

Что касается военных кораблей, то, как и в любую часть внутренних

морских вод, в морские порты, в том числе открытые, указанные корабли

могут заходить по получении предварительного разрешения или приглашения

(например, нанести визит вежливости) прибрежного государства либо, если

законодательство прибрежного государства это допускает, после

предварительного уведомления. Прибрежное государство может устанавливать

число и класс (равно как порядок и срок пребывания) иностранных военных

кораблей, допускаемых в его порты.

Арктика и Антарктика

Арктика – часть земного шара, ограниченная Северным полярным кругом и

включающая в себя окраины материков Евразия и Северная Америка, а также

Северный Ледовитый Океан. Территория Арктики поделена между США, Канадой,

Данией, Норвегией и Россией на полярные сектора. Согласно концепции

полярных секторов все земли и острова, находящиеся к северу от

арктического побережья соответствующего приполярного государства в

пределах сектора, образованного этим побережьем и сходящимся в точке

Северного полюса меридианами, считаются входящими в территорию данного

государства. Нужно заметить, что боковые границы полярных секторов не

являются государственными границами. СССР закрепил свои права в полярном

секторе постановлением ЦИК СССР 1926г. Исключения составляют острова

архипелага Шпицберген, принадлежащие Норвегии.

Антарктика представляет собой территорию земного шара южнее 60

градусов южной широты и включает в себя материк Антарктиду, шельфовые

ледники и прилегающие моря. Правовой статус Антарктиды определен

Договором об Антарктиде 1959г., в котором участвует около 40 государств.

Это соглашение государств-участников Договора в 1995г. признано

бессрочным.

В соответствии с положением Договора 1959г. все территориальные

претензии государств в Антарктике «замораживаются».

Договором установлено, что Антарктика может использоваться только в

мирных целях. В Антарктике запрещается:

1. создание военных баз и укреплений

2. проведение военных маневров

3. испытания любых видов оружия

4. проведение ядерных взрывов

5. сброс радиоактивных отходов

За соблюдением Договора установлен строгий контроль. Каждое

государство-участник Договора может назначать своих наблюдателей, которые

имеют право доступа в любой район Антарктики в любое время. Наблюдатели и

научный персонал станций в Антарктике находятся под юрисдикцией

государства, чьими гражданами они являются.

Правовой режим живых и минеральных ресурсов Антарктики

регламентируется Конвенцией о сохранении морских живых ресурсов

Антарктики 1980г., Конвенцией по регулированию освоения минеральных

ресурсов Антарктики 1988г.

Последним ограничительным документом стал Мадридский протокол 1991г.,

предусматривающий 50-летний мораторий на ведение в Антарктиде геолого-

разведочных и горно-добывающих работ. Считается, что подписание этого

документа, вместо подготовленной конвенции о минеральных ресурсах

«шестого континента», связано с опасением ряда стран опоздать с созданием

соответствующей техники к разделу антарктического «пирога».

То есть можно говорить о проблемах, с которыми столкнулась Россия в

Антарктике. Если не будет финансирования наших станций, то мы будем

вынуждены уйти оттуда, а уйдя один раз, мы потеряем Антарктику навсегда.

И под конец я хочу сказать, что у России есть еще одна проблема с

территорией -эта проблема - Каспийское море. После развала СССР сразу

несколько стран стали претендовать на ресурсы Каспия, но так как до сих

пор не определено, что есть Каспий-море или озеро-проблема разделения его

на участки очень затруднена. То есть в срочном порядке необходимо

принимать какие-нибудь резолюции.

Список литературы.

1) Бабурин С.Н. «Территория государства: правовые и геополитические

проблемы», М., 1997 г.

2) Ильин Ю.Д. «Лекции по международному публичному праву», г.Харьков,

изд-во Консум, 1996 г.

3) Лукашук И.И. «Международное право. Общая часть», М., 1997 г.

4) «Международное морское, воздушное и космическое право: общее и

особенное», М., 1992 г.

5) «Международное право», под ред. Колосова Ю.М. и Кузнецова В.И., М., 1995

г.

6) «Мировой океан и международное право. Основа современного правопорядка в

мировом океане», М., 1986 г.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.