Рефераты. Субъекты современного международного права






прошедших выборов в парламент, отставки и т. п.

Вопрос о признании нового правительства резко обостряется, если оно

создается в результате социальной революции или национально-освободительной

войны. В этом случае признание нового правительства, по существу, означает

и признание нового государства как субъекта международного права.

К признанию новых правительств примыкает признание органов

национального освобождения. Как говорилось выше, нация в ходе борьбы за

свою государственную независимость создает свои органы национального

сопротивления, и они могут признаваться в качестве таковых другими

государствами. Подобное признание применялось еще во время Второй мировой

войны (например, признание Польского комитета национального освобождения.

Антифашистского веча Югославии, «Сражающейся Франции»). Но особенно широкое

распространение этот вид признания получил после войны в процессе

национально-освободительной борьбы колониальных народов за свою

независимость. Этим признанием пользовались Народное движение за

освобождение Анголы, Африканская партия независимости Гвинеи и Островов

Зеленого Мыса, Народная организация Юго-Западной Африки со стороны многих

государств, а также ООН и Организация африканского единства (ОАЕ) как

единственные представители народов названных стран. В настоящее время им

пользуется Организация освобождения Палестины (ООП).

Признание восставшей и воюющей стороны. Оно относится к признанию

повстанцев на различных ступенях гражданской и национально-освободительной

войны. Главным юридическим последствием такого признания является

распространение на восставших и воюющих законов и обычаев войны, в

частности, Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним

1977 г.

Международно-правовое признание не должно использоваться в качестве

орудия давления и вмешательства во внутренние дела в отношении тех, кому

оно предназначено. Каждое новое государство имеет право на признание.

Однако, если новое государство возникло в результате территориальных

изменений (отделения от другого государства, разделения на два или

несколько государств и т. д.), то необходимой предпосылкой признания

является урегулирование новым государством вопросов правопреемства. Что

касается нового правительства, то оно имеет право на признание, если

осуществляет эффективный контроль над страной, ее населением и территорией.

Правительство, созданное за рубежом вопреки воле народа (марионеточное

правительство), не должно признаваться[13].

Признание де-юре (de jure) и де-факто (de facto). В зависимости от

объема юридических последствий, которое влечет за собой международно-

правовое признание, различается признание де-юре и де-факто.

Обе формы признания являются юридическими, поскольку влекут за собой

определенные правовые последствия для признаваемой стороны, хотя и в разном

объеме.

Признание де-юре - это признание в полном объеме. Оно окончательно и не

может быть взято назад. При нем с признаваемыми государством или

правительством в полном объеме устанавливаются дипломатические, консульские

и другие официальные отношения; признаются их права распоряжаться своими

имуществом, вкладами и другими ценностями, находящимися за границей, в

иностранных банках и т. д., иммунитет от юрисдикции иностранных судов. В

случае признания де-факто устанавливаются только консульские или торгово-

экономические отношения с признаваемой стороной. Оно носит временный и

переходный к признанию де-юре характер, но может быть взято и обратно. Чаще

всего такое признание применяется к новому правительству, а не к новому

государству, да и то сравнительно редко. Обычной формой признания является,

таким образом, признание де-юре.

От этих двух форм признания следует отличать «разовые контакты» с

непризнанным государством, правительством и т. д. Иногда их называют

фактическим признанием (не путать с признанием де-факто, которое, как и де-

юре, является юридическим признанием), но это не вполне точно. Скорее, в

таких случаях нужно говорить о фактическом непризнании: подобные контакты

нередко сопровождаются заявлением, что они не должны рассматриваться как

признание нового государства или правительства со стороны государства,

которое вступает в такие контакты.

Участие государств в международных организациях и их признание. Уставы

международных организаций, в том числе Устав ООН, не обусловливают принятие

в них новых государств признанием. Не нуждается в признании новое

правительство, учреждающее свое представительство при международной

организации.

С другой стороны, принятие нового государства в международную

организацию не означает его признания всеми государствами-членами.

Признание и членство в международных организациях - самостоятельные

институты международного права[14].

Заключение

Итак, в рамках данной контрольной работы автор постарался раскрыть

вопрос о субъектах современного международного права.

В заключении отметим, что современное международное право охватывает

сферой своего действия все государства; оно стало в этом плане, несомненно,

универсальным. Старое классическое международное право содержало нормы,

которые устанавливали различную степень зависимости одних государств от

других (колонии, протектораты и т. п.). Современное международное право

провозглашает принцип суверенного равенства.

Различия отмечаются и по субъектам. В старом классическом международном

праве единственным субъектом были государства. В современном международном

праве государства остаются основным субъектом, но вместе с ними в

современном международном праве действуют и новые субъекты - международные

организации.

Правосубъектность международных организаций во многом отлична от

правосубъектности государств, но данное обстоятельство не является

основанием для отказа международным организациям быть субъектами

международного права. Значительную поддержку в отстаивании своей точки

зрения сторонникам правосубъектности международных организаций оказало

Консультативное заключение Международного суда ООН от 11 апреля 1949 г. по

вопросу возмещения ущерба, понесенного на службе ООН. В нем Организация

Объединенных Наций была признана субъектом международного права. В

заключении Суда подчеркивалось также то, что правосубъектность ООН

неравнозначна правосубъектности государства[15].

Изменилось и отношение международного права к индивиду. Современное

международное право уделяет значительно больше внимания индивиду, и в

частности правам человека. В современном международном праве сложилась

отрасль, нормы которой регулируют сотрудничество государств в области прав

человека. Ничего этого не было в старом международном праве. Претерпел

изменения и институт ответственности. Ответственность за совершение

международных преступлений в современном международном праве наряду с

государствами несет и индивид. Примером тому служат деятельность и решения

Нюрнбергского и Токийского международных военных процессов подтвердивших

международную ответственность государств и уголовную ответственность

индивидов за совершение преступлений против мира и человечества.

Список литературы

1. Бирюков П.Н. Международное право. – М.: Юристъ, 1998

2. Калалкарян Н.А. Мигачев Ю.И. Международное право. — М.: «Юрлитинформ»,

2002.

3. Лукашук И.И. Международное право: Общая часть. М., 1996.

4. Международное право / Отв. ред. Г. И. Тункин. М., 1994.

5. Международное право в документах. – М., 1998

6. Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. —

М.: Междунар. отношения, 2000

7. Шестаков Л.Н. Понятие международного права //Вестник Московского

университета, Серия 11, Право, 1997, N 6

-----------------------

[1] Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С.

Кривчикова. — М.: Междунар. отношения, 2000, с. 77

[2] Международное право //Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. —

М.: Междунар. отношения, 2000, с. 77

[3] Бирюков П.Н. Международное право. – М.: Юристъ, 1998, с. 48

[4] Калалкарян Н.А. Мигачев Ю.И. Международное право. — М.:

«Юрлитинформ», 2002, с. 41-42

[5] Калалкарян Н.А. Мигачев Ю.И. Международное право. — М.:

«Юрлитинформ», 2002, с. 43

[6] п. 1 Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня

1945 г.) //Международное право в документах. – М., 1998.

Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных

отношений и сотрудничества между государствами в соответствии Уставом

Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г. //Международное право

в документах. – М., 1998.

[7] Бирюков П.Н. Международное право. – М.: Юристъ, 1998, с. 52

[8] Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С.

Кривчикова. — М.: Междунар. отношения, 2000, с. 54

[9] Бирюков П.Н. Международное право. – М.: Юристъ, 1998, с. 62

[10] Калалкарян Н.А. Мигачев Ю.И. Международное право. — М.:

«Юрлитинформ», 2002, с. 40

[11] Бирюков П.Н. Международное право. – М.: Юристъ, 1998, с . 63

[12] Калалкарян Н.А. Мигачев Ю.И. Международное право. — М.:

«Юрлитинформ», 2002, с. 49

[13] Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С.

Кривчикова. — М.: Междунар. отношения, 2000, с. 89

[14] Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С.

Кривчикова. — М.: Междунар. отношения, 2000, с. 90

[15] Шестаков Л.Н. Понятие международного права //Вестник Московского

университета, Серия 11, Право, 1997, N 6

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.