Этот режим зафиксирован в ч. XI Конвенции ООН по морскому праву 19&2 г.,
именуемой
"Район".
Район определен в ст. 1 Конвенции как оно морей и океанов и его
недра за пределами национальной юрисдикции. В ст. 133 применен термин
"ресурсы", который означает "все твердые, жидкие или газообразные
минеральные ресурсы, включая полиметаллические конкреции in situ' в Районе
на морском дне или в его недрах". Ресурсы, извлеченные из Района,
рассматриваются как "полезные ископаемые". ' В переводе с латинского — в
состоянии недвижимости, в покое.
Район и его ресурсы, согласно ст. 136, являются "общим наследием
человечества". Основанный на этом понятии правовой статус Района и его
ресурсов раскрывается в ст. 137 и последующих статьях.
Ни одно государство не может претендовать на суверенитет или
суверенные права либо осуществлять их в отношении какой-либо части Района
или его ресурсов; ни одно государство, физическое или юридическое лицо не
может присваивать какую-либо их часть. Все права на ресурсы Района
принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Международный
орган по морскому дну (Орган), включающий в качестве членов все государства
— участники Конвенции.
Орган является организацией, через посредство которой государства
осуществляют и контролируют деятельность в Районе, особенно в целях
управления его ресурсами. Он основан на принципе суверенного равенства всех
его членов.
Ресурсы Района не подлежат отчуждению. Однако полезные ископаемые,
добытые в Районе, могут быть отчуждены. Район используется на благо всего
человечества, независимо от географического положения государств и с учетом
интересов и нужд развивающихся государств и народов. Деятельность в Районе
организуется, осуществляется и контролируется Органом от имени всего
человечества и таким образом, чтобы способствовать здоровому развитию
мировой экономики и сбалансированному росту международной торговли. Орган
обеспечивает справедливое распределение финансовых и других экономических
выгод, полученных от деятельности в Районе.
В целях осуществления непосредственной разработки Района,
транспортировки, переработки и сбыта полезных ископаемых, добытых в Районе,
Международный орган по морскому дну создает Предприятие. Предприятие
обеспечивается такими средствами и технологией, которые могут потребоваться
для выполнения им своих функций.
Государства, государственные предприятия, физические или юридические
лица осуществляют деятельность в Районе на основе контракта с Органом.
В настоящее время характеристика режима. Района и его ресурсов
включает положения дополнительного акта от 29 июля 1994 г. — Соглашения об
осуществлении части XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Это
Соглашение рассматривается как составная часть Конвенции. В целях
определения оптимальных условий взаимовыгодного участия государств в
использовании богатств Мирового океана Соглашение вносит в ряд норм
Конвенции изменения и дополнения, касающиеся деятельности Органа,
Предприятия, установления принципов передачи технологии глубоководной
разработки морского дна и т, д.
Научные исследования могут осуществляться как самим Органом, так и
государствами. Все археологические и исторические объекты, найденные в
Районе, сохраняются или используются на благо всего человечества. Особое
внимание уделяется преимущественным правам страны их происхождения.
Конвенция 1982 г. исходит из того, что Район должен использоваться
исключительно в мирных целях. До принятия Конвенции в отношении дна морей и
океанов предусматривался режим частичной демилитаризации. Договор о
запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия
и других видов оружия массового уничтожения 1971 г. касается только оружия
массового уничтожения.
Деятельность в Районе не должна затрагивать правового статуса вод,
покрывающих Район, или правового статуса воздушного пространства над этими
водами
Правовое положение судов и военных кораблей
Военный корабль — это судно, принадлежащее к вооруженным силам какого-
либо государства, имеющее внешние знаки, отличающие его от невоенных судов,
находящееся под командой офицера, состоящего на службе правительства
данного государства, фамилия которого занесена в список военнослужащих, и
имеющее экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине.
Права и обязанности военного корабля в открытом море и иностранных
территориальных и внутренних водах регламентируются Женевскими конвенциями
1958 г., Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., другими соглашениями, а
также национальным законодательством соответствующих государств.
Иностранные военные корабли обладают: иммунитетом от юрисдикции
иностранного государства (нераспространения в открытом море законов и
правил иностранного государства, в территориальном море и внутренних водах—
уголовной, гражданской и административной юрисдикции); иммунитетом от
принудительных действий (арестов, обысков, конфискаций и т.п.);
специальными привилегиями (освобождение от таможенного досмотра,
большинства сборов и пошлин).
В открытом море военные корабли в отношении иностранных невоенных
судов вправе:
производить осмотр судна, если имеются достаточные основания
полагать, что оно занимается пиратством, несанкционированным вещанием, не
имеет государственной принадлежности или, хотя несет иностранный флаг,
имеет ту же государственную принадлежность, что и производящий осмотр
корабль;
вести борьбу с пиратством — преследовать и захватить пиратское судно
и находящееся на нем имущество, арестовать находящихся на нем лиц;
осуществлять преследование по «горячим следам»;
сотрудничать в пресечении несанкционированного вещания;
осуществлять иные правомочия, предусмотренные международными
договорами.
В территориальных и внутренних водах военные корабли подчиняются
правилам судоходства и пребывания, установленным прибрежным государством
Международно-правовые вопросы безопасности плавания
Правовые вопросы оказания помощи и спасания на море регламентируются
Международной конвенцией для объединения некоторых правил относительно
оказания помощи и спасания на море 1910 г. и Протоколом 1967 г. к ней,
Конвенцией об открытом море 1958 г., Международной конвенцией по охране
человеческой жизни на море 1974 г. и Протоколом 1978 г. к ней,
Международной конвенцией по поиску и спасанию на море 1979 г., Конвенцией
ООН по морскому праву 1982 г., другими документами.
Соглашениями предусмотрен ряд мер по обеспечению безопасности
плавания: все суда должны быть оснащены навигационным оборудованием и
радиоаппаратурой, обеспечены находящимися в исправном состоянии
спасательными средствами.
Капитаны судов обязаны оказывать помощь любому обнаруженному в море
лицу, которому угрожает гибель; следовать на помощь терпящим бедствие
судам; после столкновения оказывать помощь пострадавшему судну. Уклонение
от оказания помощи признано преступлением. Спасание осуществляется
безвозмездно, однако спасавшему судну может быть выплачено вознаграждение.
Государства обеспечивают принятие необходимых мер в деле обеспечения
поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море у их берегов. В этих
целях они организуют морскую поисково-спасательную службу; координируют
деятельность национальных средств спасания; разрешают немедленный допуск
спасательных судов в свои территориальные воды и воздушное пространство для
целей поиска и спасания; обмениваются информацией о спасательных единицах и
береговых станциях наблюдения, средствах связи. Национальные спасательно-
координационные центры, получив информацию о бедствии, устанавливают
местонахождение терпящего бедствие судна, определяют зону, в которой
необходимо вести поиск, организуют поисково-спасательные операции и т.д.
Список использованной литературы
1. Аджаров К. А. Мировой океан: правовой режим. Краснодар, 1983.
2. Барсегов Ю. Г. Концепция "общего наследия человечества" в международном
морском праве (теоретические вопросы) // Сов. ежегодник международного
права. 1984. М., 1986.
3. Бекяшев К. А., Сапронов В. Д. Мировое рыболовство: вопросы
международного сотрудничества. М., 1990.
4. Головатый С. П. 200-мильная экономическая зона в Мировом океане
(международно-правовые проблемы). Киев, 1984.
5. Клименко Б. М. Международно-правовой режим глубоководного морского дна и
его ресурсов // Сов. государство и право. 1989. № 4.
6. Лазарев М. И. Теоретические вопросы современного международного морского
права. М., 1983.
7. Мировой океан и международное право: Основы современного правопорядка в
Мировом океане / Отв. ред. А. Мовчан, А. Янков. М., 1986.
8. Конвенция относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому
каналу 1888 г. // Международные отношения и внешняя политика СССР. М.,
1957. С. 19—
9. Конвенция о режиме проливов 1936 г. // Действующее международное право
Сост. Ю. М. Колосови Э. С. Кривчикова Л. З.
10. Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. // Ведомости
СССР. 1964. №43.
11. Конвенция об открытом море 1958 г. // Ведомости СССР. 1962, № 46.
12. Конвенция о континентальном шельфе 1958 г, // Ведомости СССР. 1964. №
28.
13. Договор о Панамском канале 1977 г. // Действующее международное право /
Сост. Ю. М. Колосов и Э.С. Кривчикова.
14. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. // Там же.
15. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против
безопасности морского судоходства, 1988 г. // Международное
сотрудничество в борьбе с преступностью / Сб. документов / Сост. П.Н.
Бирюков и В.А. Панюшкин. Воронеж, 1997.
16. Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против
безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном
шельфе, 1988 г.//Там же.
17. Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30
ноября 1995 г.//СЗ. 1995. № 49. Ст. 4694.
18. Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и
прилежащей зоне Российской Федерации» от 31 июля 1998 г. // СЗ. 1998. №
31. Ст. 3833.
19. Курс международного права.М., 1992.
20. Международное морское право. Справочник / Под ред. Г.С. Горшкова. М.,
1985.
21. Молодцов С.В. Международное морское право. М., 1987.
22. Мировой океан и международное право / Отв. ред. А.П. Мовчан, А. Янков.
М., 1986 .
-----------------------
[1] Конвенция Россией ратифицирована в 1997 г
Страницы: 1, 2, 3, 4