Рефераты. Правовой режим мирового океана






Этот режим зафиксирован в ч. XI Конвенции ООН по морскому праву 19&2 г.,

именуемой

"Район".

Район определен в ст. 1 Конвенции как оно морей и океанов и его

недра за пределами национальной юрисдикции. В ст. 133 применен термин

"ресурсы", который означает "все твердые, жидкие или газообразные

минеральные ресурсы, включая полиметаллические конкреции in situ' в Районе

на морском дне или в его недрах". Ресурсы, извлеченные из Района,

рассматриваются как "полезные ископаемые". ' В переводе с латинского — в

состоянии недвижимости, в покое.

Район и его ресурсы, согласно ст. 136, являются "общим наследием

человечества". Основанный на этом понятии правовой статус Района и его

ресурсов раскрывается в ст. 137 и последующих статьях.

Ни одно государство не может претендовать на суверенитет или

суверенные права либо осуществлять их в отношении какой-либо части Района

или его ресурсов; ни одно государство, физическое или юридическое лицо не

может присваивать какую-либо их часть. Все права на ресурсы Района

принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Международный

орган по морскому дну (Орган), включающий в качестве членов все государства

— участники Конвенции.

Орган является организацией, через посредство которой государства

осуществляют и контролируют деятельность в Районе, особенно в целях

управления его ресурсами. Он основан на принципе суверенного равенства всех

его членов.

Ресурсы Района не подлежат отчуждению. Однако полезные ископаемые,

добытые в Районе, могут быть отчуждены. Район используется на благо всего

человечества, независимо от географического положения государств и с учетом

интересов и нужд развивающихся государств и народов. Деятельность в Районе

организуется, осуществляется и контролируется Органом от имени всего

человечества и таким образом, чтобы способствовать здоровому развитию

мировой экономики и сбалансированному росту международной торговли. Орган

обеспечивает справедливое распределение финансовых и других экономических

выгод, полученных от деятельности в Районе.

В целях осуществления непосредственной разработки Района,

транспортировки, переработки и сбыта полезных ископаемых, добытых в Районе,

Международный орган по морскому дну создает Предприятие. Предприятие

обеспечивается такими средствами и технологией, которые могут потребоваться

для выполнения им своих функций.

Государства, государственные предприятия, физические или юридические

лица осуществляют деятельность в Районе на основе контракта с Органом.

В настоящее время характеристика режима. Района и его ресурсов

включает положения дополнительного акта от 29 июля 1994 г. — Соглашения об

осуществлении части XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Это

Соглашение рассматривается как составная часть Конвенции. В целях

определения оптимальных условий взаимовыгодного участия государств в

использовании богатств Мирового океана Соглашение вносит в ряд норм

Конвенции изменения и дополнения, касающиеся деятельности Органа,

Предприятия, установления принципов передачи технологии глубоководной

разработки морского дна и т, д.

Научные исследования могут осуществляться как самим Органом, так и

государствами. Все археологические и исторические объекты, найденные в

Районе, сохраняются или используются на благо всего человечества. Особое

внимание уделяется преимущественным правам страны их происхождения.

Конвенция 1982 г. исходит из того, что Район должен использоваться

исключительно в мирных целях. До принятия Конвенции в отношении дна морей и

океанов предусматривался режим частичной демилитаризации. Договор о

запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия

и других видов оружия массового уничтожения 1971 г. касается только оружия

массового уничтожения.

Деятельность в Районе не должна затрагивать правового статуса вод,

покрывающих Район, или правового статуса воздушного пространства над этими

водами

Правовое положение судов и военных кораблей

Военный корабль — это судно, принадлежащее к вооруженным силам какого-

либо государства, имеющее внешние знаки, отличающие его от невоенных судов,

находящееся под командой офицера, состоящего на службе правительства

данного государства, фамилия которого занесена в список военнослужащих, и

имеющее экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине.

Права и обязанности военного корабля в открытом море и иностранных

территориальных и внутренних водах регламентируются Женевскими конвенциями

1958 г., Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., другими соглашениями, а

также национальным законодательством соответствующих государств.

Иностранные военные корабли обладают: иммунитетом от юрисдикции

иностранного государства (нераспространения в открытом море законов и

правил иностранного государства, в территориальном море и внутренних водах—

уголовной, гражданской и административной юрисдикции); иммунитетом от

принудительных действий (арестов, обысков, конфискаций и т.п.);

специальными привилегиями (освобождение от таможенного досмотра,

большинства сборов и пошлин).

В открытом море военные корабли в отношении иностранных невоенных

судов вправе:

производить осмотр судна, если имеются достаточные основания

полагать, что оно занимается пиратством, несанкционированным вещанием, не

имеет государственной принадлежности или, хотя несет иностранный флаг,

имеет ту же государственную принадлежность, что и производящий осмотр

корабль;

вести борьбу с пиратством — преследовать и захватить пиратское судно

и находящееся на нем имущество, арестовать находящихся на нем лиц;

осуществлять преследование по «горячим следам»;

сотрудничать в пресечении несанкционированного вещания;

осуществлять иные правомочия, предусмотренные международными

договорами.

В территориальных и внутренних водах военные корабли подчиняются

правилам судоходства и пребывания, установленным прибрежным государством

Международно-правовые вопросы безопасности плавания

Правовые вопросы оказания помощи и спасания на море регламентируются

Международной конвенцией для объединения некоторых правил относительно

оказания помощи и спасания на море 1910 г. и Протоколом 1967 г. к ней,

Конвенцией об открытом море 1958 г., Международной конвенцией по охране

человеческой жизни на море 1974 г. и Протоколом 1978 г. к ней,

Международной конвенцией по поиску и спасанию на море 1979 г., Конвенцией

ООН по морскому праву 1982 г., другими документами.

Соглашениями предусмотрен ряд мер по обеспечению безопасности

плавания: все суда должны быть оснащены навигационным оборудованием и

радиоаппаратурой, обеспечены находящимися в исправном состоянии

спасательными средствами.

Капитаны судов обязаны оказывать помощь любому обнаруженному в море

лицу, которому угрожает гибель; следовать на помощь терпящим бедствие

судам; после столкновения оказывать помощь пострадавшему судну. Уклонение

от оказания помощи признано преступлением. Спасание осуществляется

безвозмездно, однако спасавшему судну может быть выплачено вознаграждение.

Государства обеспечивают принятие необходимых мер в деле обеспечения

поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море у их берегов. В этих

целях они организуют морскую поисково-спасательную службу; координируют

деятельность национальных средств спасания; разрешают немедленный допуск

спасательных судов в свои территориальные воды и воздушное пространство для

целей поиска и спасания; обмениваются информацией о спасательных единицах и

береговых станциях наблюдения, средствах связи. Национальные спасательно-

координационные центры, получив информацию о бедствии, устанавливают

местонахождение терпящего бедствие судна, определяют зону, в которой

необходимо вести поиск, организуют поисково-спасательные операции и т.д.

Список использованной литературы

1. Аджаров К. А. Мировой океан: правовой режим. Краснодар, 1983.

2. Барсегов Ю. Г. Концепция "общего наследия человечества" в международном

морском праве (теоретические вопросы) // Сов. ежегодник международного

права. 1984. М., 1986.

3. Бекяшев К. А., Сапронов В. Д. Мировое рыболовство: вопросы

международного сотрудничества. М., 1990.

4. Головатый С. П. 200-мильная экономическая зона в Мировом океане

(международно-правовые проблемы). Киев, 1984.

5. Клименко Б. М. Международно-правовой режим глубоководного морского дна и

его ресурсов // Сов. государство и право. 1989. № 4.

6. Лазарев М. И. Теоретические вопросы современного международного морского

права. М., 1983.

7. Мировой океан и международное право: Основы современного правопорядка в

Мировом океане / Отв. ред. А. Мовчан, А. Янков. М., 1986.

8. Конвенция относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому

каналу 1888 г. // Международные отношения и внешняя политика СССР. М.,

1957. С. 19—

9. Конвенция о режиме проливов 1936 г. // Действующее международное право

Сост. Ю. М. Колосови Э. С. Кривчикова Л. З.

10. Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. // Ведомости

СССР. 1964. №43.

11. Конвенция об открытом море 1958 г. // Ведомости СССР. 1962, № 46.

12. Конвенция о континентальном шельфе 1958 г, // Ведомости СССР. 1964. №

28.

13. Договор о Панамском канале 1977 г. // Действующее международное право /

Сост. Ю. М. Колосов и Э.С. Кривчикова.

14. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. // Там же.

15. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против

безопасности морского судоходства, 1988 г. // Международное

сотрудничество в борьбе с преступностью / Сб. документов / Сост. П.Н.

Бирюков и В.А. Панюшкин. Воронеж, 1997.

16. Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против

безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном

шельфе, 1988 г.//Там же.

17. Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30

ноября 1995 г.//СЗ. 1995. № 49. Ст. 4694.

18. Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и

прилежащей зоне Российской Федерации» от 31 июля 1998 г. // СЗ. 1998. №

31. Ст. 3833.

19. Курс международного права.М., 1992.

20. Международное морское право. Справочник / Под ред. Г.С. Горшкова. М.,

1985.

21. Молодцов С.В. Международное морское право. М., 1987.

22. Мировой океан и международное право / Отв. ред. А.П. Мовчан, А. Янков.

М., 1986 .

-----------------------

[1] Конвенция Россией ратифицирована в 1997 г

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.