Рефераты. Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев






территории РФ и не мог вернуться в страну своего постоянного проживания по

обстоятельствам, указанным в определении понятий "беженец" и "вынужденный

переселенец" (Ст. 1, п. 1 законов РФ "О беженцах" и "О вынужденных

переселенцах").

Если же предусмотренный двухмесячный (!) срок уже пропущен,

ходатайство о статусе от Вас теперь никто не примет. Но зато в соответствии

с законом РФ "О гражданстве РФ" (Ст. 13, гл. 1) Вы можете настаивать на

своем праве считаться гражданами России, так как на момент принятия Закона

"О гражданстве" Вы уже проживали на территории РФ. Это относится, в

частности, к месхетинским туркам, покинувшим Узбекистан, и к бывшим жителям

Азербайджана.

Кстати о прописке в законе не сказано ни слова. Известно, что с 1

октября 1993 г. прописка как разрешение на жительство в России отменена и

носит теперь вроде бы регистрационный характер. Вынужденный переселенец,

например, может самостоятельно выбрать место жительства, проживать не

только у родственников, но и у любых других лиц, независимо от размера

занимаемой ими жилой площади. Это — по закону, а на практике во многих

местах все осталось как встарь.

Но одно следует знать твердо: наличие прописки или отсутствие ее в

паспорте не может препятствовать получению статуса беженца или вынужденного

переселенца. Прописка, называемая ныне регистрацией, и статус — разные, не

зависящие друг от друга вещи.

Порядок предоставления статуса беженца и вынужденного переселенца.

Специальная процедура признания человека беженцем или вынужденным

переселенцем предусматривает следующие этапы:

— обращение с ходатайством о признании беженцем (вынужденным переселенцем);

— предварительное рассмотрение ходатайства (в отношении вынужденных

переселенцев) оно должно осуществляться в течение трех дней;

— принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства, либо

отказ его рассматривать;

— выдача свидетельства, либо уведомления об отказе в рассмотрении

ходатайства по существу (получивший свидетельство может смело идти в

паспортный стол – милиция обязана сразу же зарегистрировать Вас по месту

пребывания);

— рассмотрение ходатайства по существу (оно может длиться до трех месяцев);

— принятие решения о признании беженцем (вынужденным переселенцем) либо об

отказе в признании беженцем (вынужденным переселенцем);

— выдача удостоверения беженца (вынужденного переселенца) либо уведомление

об отказе в признании беженцем (вынужденным переселенцем) (ст. 3 Закона РФ

"О беженцах" и ст. 3 Закона РФ "О вынужденных переселенцах".

Итак, решение о статусе должны принимать территориальные миграционные

службы в течение трех месяцев со дня подачи заявления. Решение должно

выдаваться заявителю в письменной форме в течение пяти дней после принятия.

Сроки рассмотрения ходатайства.

Прежде всего решается, примут ли Ваше ходатайство к рассмотрению или

нет ("откажут в регистрации"). Это может быть сделано в тот же день, но

установленные законами сроки — от трех до пяти дней. Рассматривается

принятое ходатайство не более трех месяцев со дня его регистрации. Если

ходатайство послано через посольство (консульство), то эти сроки

исчисляются с того дня, когда орган миграционной службы получит документы.

В случае положительного решения каждому претендующему на признание его

вынужденным переселенцем выдается (или направляется) свидетельство о

регистрации ходатайства. Сведения о членах семьи, не достигших восемнадцати

лет, заносятся в свидетельство одного из родителей. Такая же процедура

предполагается законом и для регистрации ходатайства о признании беженцем.

Основания отказа в признании человека беженцем или вынужденным

переселенцем.

Общее правило — если орган миграционной службы посчитает причины

Вашего переезда не подпадающими под положения соответствующих законов РФ, а

также, если стало известно, что заявитель совершил преступление "против

мира, человечности или другое тяжкое умышленное преступление". Вынужденным

переселенцем не признают и того, кто:

— указывает в ходатайстве только экономические, экологические или

технологические основания;

— утверждает, что он гражданин России, но не имеет соответствующего

документа;

— в течение 12 месяцев без уважительных причин не обратился в миграционные

службы с соответствующим ходатайством;

— просрочил месячный срок со дня утраты статуса беженца в связи с

приобретением гражданства Российской Федерации.

Гораздо больше оснований для отказа в регистрации ходатайства (т. е.

вообще в приеме на рассмотрение) устанавливает утвержденное 8 сентября 1994

г. российским правительством "Положение о порядке работы с иностранными

гражданами и лицами без гражданства, прибывшими и находящимися в России в

поисках убежища...". Отказать могут, если у заявителя была возможность

выехать из своей страны не только в Россию, но и в третью страну, где живут

его близкие родственники; если до того, как попасть в Россию, он проехал

через страну, к властям которой мог обратиться с таким же ходатайством;

если когда-то уже обращался с ходатайством, но получил отказ; если живет в

России на законных основаниях (имеет вид на жительство, прописан) или если

супруг (супруга) имеет российское гражданство.

Миграционная служба не имеет права отказать Вам в приеме ходатайства

только на том основании, что у Вас нет каких-то документов и Вы не можете

их достать.

Если Вам отказал в регистрации ходатайства или не дает статус

территориальный орган, то — в Федеральную миграционную службу России или в

суд. В жалобе, направляемой в ФМС, помимо анкетных данных заявителя следует

указать, какое решение какого территориального органа миграционной службы

обжалуется, а также должна содержаться информация, необходимая для

рассмотрения спорного вопроса по существу. К жалобе следует приложить

уведомление территориального органа миграционной службы о принятом решении.

Если отказала ФМС — то только в суд. Причем лучше сразу же после того, как

получили письменное (на специальном бланке) уведомление об отказе. Жалоба

на действие (бездействие) миграционных властей подается в суд по месту

нахождения территориального органа миграционной службы, принявшего решение

об отказе (см. Закон РФ "Об обжаловании в суд действий и решений,

нарушающих права и свободы граждан" в редакции ФЗ от 14.12.95 г.). Суд

обязан принять Вашу жалобу, если со дня получения уведомления прошло не

больше месяца. При этом ни пошлин, ни судебных издержек оплачивать не надо.

В нашем, увы, пока еще не правовом государстве, обращение в суд за

разрешением гражданских споров не стало пока нормой. Как, например,

обращение в больницу в случае недомогания. В то же время, известны случаи

(например, в Москве, Саратове и др. городах), когда суд в считанные минуты

решает вопрос, из-за которого человек мучался годами, обивая пороги

миграционных служб. Суд дает возможность просителю стать (на основе закона)

в позицию требующего защиты своих прав.

Если Вы не доверяете своему районному суду, есть возможность

обжаловать его решение в городском, затем Верховном суде. И имейте в виду,

с беженцев в суде берут копейки – 10 процентов минимальной зарплаты. Не

будете бороться – останетесь ни с чем. Дорогу осилит идущий!

Утрата статуса беженца или вынужденного переселенца.

В Законе "О беженцах" указаны три основания утраты статуса:

1) если беженец получил российское гражданство (тогда он может приобрести

статус вынужденного переселенца) или гражданство любого другого

государства;

2) если он выехал из России на постоянное жительство в другую страну;

3) если добровольно обратился за помощью или защитой к тому государству, из

которого ранее вынужденно уехал в Россию.

Статус вынужденного переселенца утрачивается:

— с принятием нового гражданства;

— выездом из России на постоянное жительство;

— по истечении срока действия статуса (5 лет).

По закону человека можно лишить статуса беженца или вынужденного

переселенца — если человек получил статус на основании умышленно ложных

сведений о себе или представил фальшивые документы. Если он осужден по

вступившему в законную силу приговору суда за совершенное преступление. Для

остальных членов семьи ничего не меняется (кроме, разумеется, уменьшения

связанных с составом семьи норм предоставления жилья, ссуд, пособий и т.

п.).

Территориальный орган миграционной службы обязан выдавать беженцу и

вынужденному переселенцу удостоверение установленного образца. Документ

должен выдаваться каждому члену семьи старше 18 лет. Сведения о детях

моложе 18 лет вписываются в удостоверение только одного из родителей.

Законом "О вынужденных переселенцах" прямо предусматривается, что

Удостоверение действует на всей территории Российской Федерации. Так что,

получив статус, допустим, в Казани, Вы сохраняете все предусмотренные

законом права, оказавшись хоть во Владивостоке, хоть в Москве.

Можно ли поменять статус беженца на статус вынужденного переселенца?

После получения российского гражданства Вы по закону уже не беженец.

Необходимо в течение одного месяца обратиться в территориальный орган

миграционной службы, где Вы были зарегистрированы, и оформить новое

ходатайство — о признании Вас вынужденным переселенцем.

Этот срок исчисляется с того ли числа, когда паспортно-визовая служба

приняла решение о признании Вас гражданином РФ, или же с того дня, когда Вы

получили извещение — сами узнали об этом ? В Законе "О вынужденных

переселенцах" этот нюанс не упомянут, и некоторые ретивые миграционные

службы отказываются выдавать новый статус вчерашнему беженцу, если он вдруг

пропустит месячный срок. А пропускают в основном потому, что милиция не

очень-то спешит посылать извещения, да и почта работает весьма нерегулярно.

То есть личной вины человека тут нет, за что же его наказывать?

Я считаю что в данном случае следует действовать по аналогии с нормами

гражданского судопроизводства РФ: месячный срок исчисляется с того момента,

когда человеку вручено (под расписку) соответствующее извещение. Кстати, в

судах уже рассматривались жалобы на отказ в статусе из-за пропуска

месячного срока, исчисляемого миграционной службой со дня принятия решения

о гражданстве. И суды такие дела решают положительно!

Выбор места жительства в России.

Беженцы и вынужденные переселенцы могут свободно выбирать место

жительства в России, в том числе — в одном из населенных пунктов,

предлагаемых территориальным органом миграционной службы. При этом беженец

обязан сняться с учета в территориальном органе миграционной службы и

встать на учет по новому месту пребывания в течение 7 дней со дня прибытия,

а вынужденный переселенец — в течение месяца. Проживать у родственников или

знакомых можно независимо от размеров их жилплощади. Было бы только их

согласие (см. ст. 6 Закона РФ "О вынужденных переселенцах" и ст. 8 Закона

РФ "О беженцах").

Однако это положение закона в ряде регионов не исполняется. Так, акты,

принятые в Ставропольском и Краснодарском краях, Ростовской области и др.

(более чем в 20 субъектах РФ) грубо нарушают ст. 27, 55 Конституции РФ,

Международный Пакт о гражданских и политических правах 1996 г., Декларацию

прав и свобод человека 1991 г., Закон РФ "О праве граждан на свободу

передвижения и выбор места жительства и пребывания в пределах РФ" от

25.06.93, законы РФ "О вынужденных переселенцах" и "О беженцах", Правила

регистрации граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства,

утвержденные постановлением Правительства РФ N 713 от 17.07.95, в редакции

14.02.97 (этим постановлением в Москве, Московской области и С.-Петербурге

сняты ограничения на регистрацию беженцев), а также постановление

Правительства РФ N 290 от 14.03.97

Надо отметить, что администрация С.-Петербурга после принесенного

прокуратурой протеста сняла ограничения на регистрацию беженцев и

вынужденных переселенцев и отменила свои собственные правила регистрации. А

в Московском городском суде в декабре 1997 г. рассматривалось заявление

Генеральной прокуратуры с требованием к московскому мэру о признании

недействительным распоряжения N 121, по которому постановка на учет в

миграционной службе Москвы допускалась только для беженцев, получивших в

столице регистрацию по месту жительства (постоянную прописку). В ходе

судебного производства сама мэрия г. Москвы признала это свое распоряжение

недействительным и отменила его.

Прокуратура опротестовала и многие другие региональные акты. Однако, к

сожалению, не во всех случаях это привело к их реальной отмене.

И наконец Конституционный суд РФ Постановлением 4-П в феврале 1998 г.

отменил все ограничения в регистрации по месту жительства и по месту

пребывания для граждан Российской Федерации.

Важно знать, что постановление Правительства РФ от 12.03.97 N 290

расширяет действие Правил регистрации и снятия граждан РФ с

регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах

РФ (эти Правила были утверждены 17.07.95). Теперь они полностью

распространяются на всех граждан бывшего СССР, прибывающих из государств-

участников СНГ и стран Балтии. Таким образом, самые высокие исполнительные

и судебные органы издали ряд документов, подтверждающих, что эта проклятая

"прописка" действительно отменена. И потому мы настоятельно рекомендуем,

если Вам откажут в регистрации по основаниям, противоречащим Закону, не

бояться идти в суд с жалобой на неправомерные действия должностных лиц.

Есть масса случаев (в том числе в Москве), когда подобные жалобы

удовлетворялись.

Обязанности региональных миграционных служб и Федеральной миграционной

службы.

Основная обязанность миграционных служб — легализовать Ваше положение,

выдать статус. Ходатайство о статусе нужно подавать в территориальные

миграционные службы (ТМС). При этом Федеральная миграционная служба обязана

осуществлять контроль за деятельностью своих ТМС и, обнаружив нарушения,

пересматривать их решения. Для этой цели образована Апелляционная комиссия

ФМС. Работу этой комиссии нельзя назвать эффективной, решения по жалобам

принимаются с нарушением срока, жалобы часто не удовлетворяются и заявителю

об этом даже не сообщается.

ФМС обязана также вести учет лиц, ходатайствующих и получивших статус,

аккумулировать всю информацию об обстановке в странах исхода, а также

обобщать и направлять в органы МВД информацию о лицах, подлежащих

депортации.

С жалобой на неправомерные действия сотрудников миграционной службы

нужно обратится в Федеральную миграционную службу или в суд по месту

расположения территориального органа миграционной службы.

С жалобой на неправомерные действия сотрудников ФМС можно обратиться в

Правительство РФ или в суд по месту расположения ФМС.

Заключение

В нашем, увы, пока еще не правовом государстве, обращение в суд за

разрешением гражданских споров не стало пока нормой. Как, например,

обращение в больницу в случае недомогания. В то же время, известны случаи

(например, в Москве, Саратове и др. городах), когда суд в считанные минуты

решает вопрос, из-за которого человек мучался годами, обивая пороги

миграционных служб. Суд дает возможность просителю стать (на основе закона)

в позицию требующего защиты своих прав.

Если Вы не доверяете своему районному суду, есть возможность обжаловать его

решение в городском, затем Верховном суде. И имейте в виду, с беженцев в

суде берут копейки – 10 процентов минимальной зарплаты. Не будете бороться

– останетесь ни с чем. Дорогу осилит идущий!

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.