Киевский институт внутренних дел
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Предмет: Международное право
Тема: Правопреемство в международном праве
Преподаватель: Яцина Иван Петрович
Студента 32 группы, III курса факультета хозрасчетной заочной формы
обучения
Малик Андрея Игоревича
№ зачетной книжки 3Х-95/311 №________________
дом. адрес: 252151 Киев-151 Мишина 2-38
тел. (044) 271-22-84
Киев 1998
План.
1. Понятие правопреемства. Конвенции о правопреемстве.
2. Правопреемство в отношении договоров.
3.Правопреемство в отношении государственной собственности и
государственных архивов.
4. Правопреемство в отношении государственных долгов.
5. Заключение.
В ходе истории бывают случаи, когда одно государство разделяется на два
или более новых, когда два или более государств объединяются в одно новое,
когда на части территории государства создается новое государство, когда
одно государство входит в состав другого, когда часть территории одного
государства переходит к другому. Крупными примерами такого рода изменений
являются: вхождение в 1990 г. ГДР в состав ФРГ, так называемое объединение
Германии; отделение в 1991 г. Латвии, Литвы и Эстонии от тогда еще
существовавшего СССР, последовавшее несколько позднее полное прекращение
существования этого Союза и возникновение на его территории двенадцати
независимых государств; образование в 1992 г. на территории бывшей
Социалистической Федеративной Республики Югославии в качестве
самостоятельных государств Боснии и Герцеговины, Македонии, Словении,
Хорватии, а также Сербии и Черногории, объединившихся в Союзную Республику
Югославию; возникновение в 1993 г. на месте Чехо-Словакии самостоятельных
Чехии и Словакии. Во всех этих случаях возникает вопрос о влиянии изменений
на международные обязательства, о судьбе собственности, или, иначе говоря,
о правопреемстве.
Правопреемство - это переход прав и обязанностей в результате смены
одного государства другим в несении ответственности за международные
отношения какой-либо территории.
В международном праве государство понимается как единство трех
элементов: население, территория, власть. Правопреемство связано с
изменениями только одного элемента - территории. Изменение численности
населения или организации власти таких последствий не порождают.
Правопреемство - давний институт международного права, который получил
широкое распространение в международной практике последних десятилетий. О
нем шла речь в 60 - 70-е годы применительно к независимым государствам,
возникшим на месте бывших колониальных владений западных государств (около
80). Концепция правопреемства применялась также в связи с преобразованием
общественно-политических укладов таких стран, как Россия, на месте которой
в 1917 г. возникла РСФСР, а в 1922 г. - СССР; Китай, ставший с 1949 г.
Китайской Народной Республикой; Куба после свержения в 1959 г.
диктаторского режима.
В осуществлении правопреемства, сколько бы государств ни было его
участниками, всегда различимы две стороны: государство-предшественник,
которого полностью или в отношении части территории сменяет новый носитель
ответственности за международные отношения, и государство-преемник, то есть
государство, к которому эта ответственность переходит. Понятие “момент
правопреемства” означает дату смены государством-преемником государства-
предшественника в несении указанной ответственности. Объектом
правопреемства является территория, применительно к которой сменяется
государство, несущее ответственность за ее международные отношения.
Многие случаи правопреемства говорят о том, что государства не
придерживались единых правил, все решалось с учетом конкретных условий, в
соответствии со сложившейся политической обстановкой. Иногда государства
расходятся по коренным аспектам правопреемства. Так после Второй мировой
войны власти ФРГ исходили из того, что германский рейх как субъект права и
историко-политическая реальность никогда не переставал существовать. ФРГ
рассматривалась как воплощение этого факта. В отличие от этого, другие
правительства, в том числе и советское, придерживались того мнения, что в
результате войны германский рейх прекратил свое существование, а ФРГ
является лишь одной из правопреемниц прежней Германии.
Под эгидой ООН приняты две конвенции о правопреемстве: Венская
конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. и
Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной
собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. Обе
эти конвенции, задуманные в качестве средства “обеспечения более надежной
правовой основы международных отношений”, не получив к началу 1993 г.
минимально необходимого для вступления в силу числа ратификаций (15), не
стали действующими. Тем не менее эти конвенции являются наиболее
авторитетными актами в рассматриваемой области и содержат общие ориентиры
для решения вопросов правопреемства.
Что касается договоров, то правопреемство не касается договоров,
установивших границы и их режим, а также обязательств относительно
пользования любой территорией, установленных в пользу иностранного
государства. Так при воссоединении Германии не была поставлена под сомнение
граница по Одеру - Нейссе, установленная договором между Польшей и ГДР 1950
г.
При переходе части территории от одного государства к другому действует
принцип подвижности договорных границ, в соответствии с которым границы
действия договора сокращаются или расширяются вместе с границами
государства. Или, иначе, договоры государства-предшественника утрачивают
силу в отношении переданной территории, а договоры государства-преемника
приобретают силу. При объединении государств все их договоры сохраняют
силу, но применяются лишь в отношении той части территории объединенного
государства, в отношении которой они находились в силе в момент
правопреемства. При объединении Сирии и Египта в Объединенную Арабскую
Республику это положение было закреплено во Временной конституции ОАР 1958
г.: “Соглашения и договоры остаются в силе в тех региональных рамках,
которые были установлены для их осуществления в момент их ратификации в
соответствии с нормами международного права”*. Правомерность такого
решения была признана
___________________________________________________________________
* Цитаты из: “ООН в документах” Международные отношения, М., 1995 г.
другими государствами. В некоторых случаях они предпочли дополнительно
урегулировать конкретные вопросы специальными соглашениями. Так, в 1960 г.
между СССР и ОАР был заключен протокол по вопросам осуществления советско-
сирийского соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве. Он
предусматривал, что осуществление будет происходить только в пределах
сирийского региона.
Приведенные правила относятся и к случаю, когда одно государство
присоединяется к другому, которое сохраняет свою правосубъектность. Особым
случаем в этом плане было вхождение ГДР в ФРГ, в результате чего первая
утратила свою правосубъектность, а вторая сохранила. Сложность состояла в
том, что общественно-политические и правовые системы этих государств
принципиально отличались. Большие различия были в их международных
обязательствах. Поэтому по согласованию с другими заинтересованными
государствами было принято следующее положение: международно-правовые
договоры, заключенные ГДР, должны рассматриваться с ее партнерами с точки
зрения обеспечения доверия, интересов участвующих государств и договорных
обязательств ФРГ, а также с учетом компетенции Европейских сообществ. Более
того, должно было учитываться их соответствие принципам свободного,
демократического и правового государственного устройства. В результате
такого рассмотрения договоры ГДР подлежали сохранению, пересмотру или
аннулированию. Что же касается договоров ФРГ, то они сохранили свою силу и
распространили действие на территорию бывшей ГДР. Эти положения были
закреплены в договоре об объединении Германии 1990 г.
Если при разделении государства одна из частей продолжает существовать
как государство-предшественник, то в его договорных отношениях не
происходит изменений. Исключением являются те договоры, которые
непосредственно связаны с отошедшей территорией. Сказанное относится и к
членству в ООН. Что же касается государства, образовавшегося на
отделившейся территории, то по этому поводу имеются две различные позиции.
Согласно первой, традиционной, новое государство не несет обязательств по
договорам государства-предшественника.
В 1947 г. от Индии отделился Пакистан. По этому поводу Секретариат ООН
занял следующую позицию: “...в международном статусе Индии нет изменений;
она продолжает существовать как государство со всеми договорными правами и
обязанностями и, следовательно, со всеми правами и обязанностями члена ООН.
Отделившаяся территория, Пакистан, будет новым государством; оно не будет
обладать правами и обязанностями прежнего государства и, разумеется, не
будет членом ООН”.
Иная позиция отражена в Конвенции о правопреемстве в отношении
договоров. Договоры государства-предшественника сохраняют свою силу и для
Страницы: 1, 2