Рефераты. Правопреемство в международном праве (Контрольная)






Правопреемство в международном праве (Контрольная)

Киевский институт внутренних дел

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Предмет: Международное право

Тема: Правопреемство в международном праве

Преподаватель: Яцина Иван Петрович

Студента 32 группы, III курса факультета хозрасчетной заочной формы

обучения

Малик Андрея Игоревича

№ зачетной книжки 3Х-95/311 №________________

дом. адрес: 252151 Киев-151 Мишина 2-38

тел. (044) 271-22-84

Киев 1998

План.

1. Понятие правопреемства. Конвенции о правопреемстве.

2. Правопреемство в отношении договоров.

3.Правопреемство в отношении государственной собственности и

государственных архивов.

4. Правопреемство в отношении государственных долгов.

5. Заключение.

В ходе истории бывают случаи, когда одно государство разделяется на два

или более новых, когда два или более государств объединяются в одно новое,

когда на части территории государства создается новое государство, когда

одно государство входит в состав другого, когда часть территории одного

государства переходит к другому. Крупными примерами такого рода изменений

являются: вхождение в 1990 г. ГДР в состав ФРГ, так называемое объединение

Германии; отделение в 1991 г. Латвии, Литвы и Эстонии от тогда еще

существовавшего СССР, последовавшее несколько позднее полное прекращение

существования этого Союза и возникновение на его территории двенадцати

независимых государств; образование в 1992 г. на территории бывшей

Социалистической Федеративной Республики Югославии в качестве

самостоятельных государств Боснии и Герцеговины, Македонии, Словении,

Хорватии, а также Сербии и Черногории, объединившихся в Союзную Республику

Югославию; возникновение в 1993 г. на месте Чехо-Словакии самостоятельных

Чехии и Словакии. Во всех этих случаях возникает вопрос о влиянии изменений

на международные обязательства, о судьбе собственности, или, иначе говоря,

о правопреемстве.

Правопреемство - это переход прав и обязанностей в результате смены

одного государства другим в несении ответственности за международные

отношения какой-либо территории.

В международном праве государство понимается как единство трех

элементов: население, территория, власть. Правопреемство связано с

изменениями только одного элемента - территории. Изменение численности

населения или организации власти таких последствий не порождают.

Правопреемство - давний институт международного права, который получил

широкое распространение в международной практике последних десятилетий. О

нем шла речь в 60 - 70-е годы применительно к независимым государствам,

возникшим на месте бывших колониальных владений западных государств (около

80). Концепция правопреемства применялась также в связи с преобразованием

общественно-политических укладов таких стран, как Россия, на месте которой

в 1917 г. возникла РСФСР, а в 1922 г. - СССР; Китай, ставший с 1949 г.

Китайской Народной Республикой; Куба после свержения в 1959 г.

диктаторского режима.

В осуществлении правопреемства, сколько бы государств ни было его

участниками, всегда различимы две стороны: государство-предшественник,

которого полностью или в отношении части территории сменяет новый носитель

ответственности за международные отношения, и государство-преемник, то есть

государство, к которому эта ответственность переходит. Понятие “момент

правопреемства” означает дату смены государством-преемником государства-

предшественника в несении указанной ответственности. Объектом

правопреемства является территория, применительно к которой сменяется

государство, несущее ответственность за ее международные отношения.

Многие случаи правопреемства говорят о том, что государства не

придерживались единых правил, все решалось с учетом конкретных условий, в

соответствии со сложившейся политической обстановкой. Иногда государства

расходятся по коренным аспектам правопреемства. Так после Второй мировой

войны власти ФРГ исходили из того, что германский рейх как субъект права и

историко-политическая реальность никогда не переставал существовать. ФРГ

рассматривалась как воплощение этого факта. В отличие от этого, другие

правительства, в том числе и советское, придерживались того мнения, что в

результате войны германский рейх прекратил свое существование, а ФРГ

является лишь одной из правопреемниц прежней Германии.

Под эгидой ООН приняты две конвенции о правопреемстве: Венская

конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. и

Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной

собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. Обе

эти конвенции, задуманные в качестве средства “обеспечения более надежной

правовой основы международных отношений”, не получив к началу 1993 г.

минимально необходимого для вступления в силу числа ратификаций (15), не

стали действующими. Тем не менее эти конвенции являются наиболее

авторитетными актами в рассматриваемой области и содержат общие ориентиры

для решения вопросов правопреемства.

Что касается договоров, то правопреемство не касается договоров,

установивших границы и их режим, а также обязательств относительно

пользования любой территорией, установленных в пользу иностранного

государства. Так при воссоединении Германии не была поставлена под сомнение

граница по Одеру - Нейссе, установленная договором между Польшей и ГДР 1950

г.

При переходе части территории от одного государства к другому действует

принцип подвижности договорных границ, в соответствии с которым границы

действия договора сокращаются или расширяются вместе с границами

государства. Или, иначе, договоры государства-предшественника утрачивают

силу в отношении переданной территории, а договоры государства-преемника

приобретают силу. При объединении государств все их договоры сохраняют

силу, но применяются лишь в отношении той части территории объединенного

государства, в отношении которой они находились в силе в момент

правопреемства. При объединении Сирии и Египта в Объединенную Арабскую

Республику это положение было закреплено во Временной конституции ОАР 1958

г.: “Соглашения и договоры остаются в силе в тех региональных рамках,

которые были установлены для их осуществления в момент их ратификации в

соответствии с нормами международного права”*. Правомерность такого

решения была признана

___________________________________________________________________

* Цитаты из: “ООН в документах” Международные отношения, М., 1995 г.

другими государствами. В некоторых случаях они предпочли дополнительно

урегулировать конкретные вопросы специальными соглашениями. Так, в 1960 г.

между СССР и ОАР был заключен протокол по вопросам осуществления советско-

сирийского соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве. Он

предусматривал, что осуществление будет происходить только в пределах

сирийского региона.

Приведенные правила относятся и к случаю, когда одно государство

присоединяется к другому, которое сохраняет свою правосубъектность. Особым

случаем в этом плане было вхождение ГДР в ФРГ, в результате чего первая

утратила свою правосубъектность, а вторая сохранила. Сложность состояла в

том, что общественно-политические и правовые системы этих государств

принципиально отличались. Большие различия были в их международных

обязательствах. Поэтому по согласованию с другими заинтересованными

государствами было принято следующее положение: международно-правовые

договоры, заключенные ГДР, должны рассматриваться с ее партнерами с точки

зрения обеспечения доверия, интересов участвующих государств и договорных

обязательств ФРГ, а также с учетом компетенции Европейских сообществ. Более

того, должно было учитываться их соответствие принципам свободного,

демократического и правового государственного устройства. В результате

такого рассмотрения договоры ГДР подлежали сохранению, пересмотру или

аннулированию. Что же касается договоров ФРГ, то они сохранили свою силу и

распространили действие на территорию бывшей ГДР. Эти положения были

закреплены в договоре об объединении Германии 1990 г.

Если при разделении государства одна из частей продолжает существовать

как государство-предшественник, то в его договорных отношениях не

происходит изменений. Исключением являются те договоры, которые

непосредственно связаны с отошедшей территорией. Сказанное относится и к

членству в ООН. Что же касается государства, образовавшегося на

отделившейся территории, то по этому поводу имеются две различные позиции.

Согласно первой, традиционной, новое государство не несет обязательств по

договорам государства-предшественника.

В 1947 г. от Индии отделился Пакистан. По этому поводу Секретариат ООН

занял следующую позицию: “...в международном статусе Индии нет изменений;

она продолжает существовать как государство со всеми договорными правами и

обязанностями и, следовательно, со всеми правами и обязанностями члена ООН.

Отделившаяся территория, Пакистан, будет новым государством; оно не будет

обладать правами и обязанностями прежнего государства и, разумеется, не

будет членом ООН”.

Иная позиция отражена в Конвенции о правопреемстве в отношении

договоров. Договоры государства-предшественника сохраняют свою силу и для

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.