Рефераты. Право международных организаций






гл. VII Устава). Некоторые элементы принципа, связанные с ответственностью,

содержатся в Уставах международных военных трибуналов в Нюрнберге и Токио.

Особую роль в реализации принципа играет Совет Безопасности ООН. Определив,

что применение силы государством является актом агрессии (ст. 39 Устава

ООН), он заключает соглашения с государствами-членами ООН о предоставлении

в его распоряжение воинских формирований, техники, срёдств обслуживания.

Ратифицированные в соответствии с конституционной процедурой каждого

государства, эти соглашения приобретают характер источника международного

права (ст. 43 Устава ООН).

Российская Федерация в 1995 г. приняла Закон "О порядке предоставления

Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в

деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и

безопасности", ст. 2 которого говорит об участии Российской Федерации в

международных принудительных действиях с использованием вооруженных сил,

осуществляемых по решению Совета Безопасности, принятому в соответствии с

Уставом ООН для устранения угрозы миру, нарушений мира или акта агрессии. В

ст. 11 специально оговаривается, что правовым основанием для Российской

Федерации является особое соглашение с СБ ООН о выделении российских

контингентов и помощи, как это отмечается и в ст. 43 Устава ООН.

Принцип территориальной целостности государств.

Устав ООН (п. 4 ст. 2) запрещает применение силы против территориальной

целостности государств в виде вторжения, аннексии, оккупации, любых попыток

расчленения государственной территории, если это не связано с применением

международных санкции.

Обязанности государств, политических универсальных и региональных

организаций, других субъектов заключаются в следующем: они не должны

посягать прямо или косвенно, при помощи силы или угрозы силой на

государственную территорию, ее части или естественные ресурсы. Они должны

воздерживать от любых действий, могущих прямо или косвенно нанести

существенные ущерб территории государства или ее составным частям или

ресурсам.

Государства имеют право на целостность своей территории и ее частей; в

случае нарушения своих прав они могут применить принудительные меры,

допускаемые международным правом, могут обратиться в Совет Безопасности и

Генеральную Ассамблею ООН, региональные организации, созданные в

соответствии со ст. 52-54 Устава ООН. Понятие территориальной целостности

не противоречит правомерным территориальным изменениям, предпринимаемым

государствами по договоренности, с согласия населяющего их народа,

выраженного посредством плебисцита.

Международному праву известны случаи нарушения территориальной целостности

государства в качестве санкции за совершение международного преступления;

так, в результате второй мировой войны был установлен особый режим

управления Западным Берлином, территория Германии была разделена на зоны,

управляемые от имени четырех держав - участниц антигитлеровской коалиции.

Принцип нерушимости государственных границ определяет сотрудничество

государств по установлению границ, их охране, решению спорных вопросов в

связи с границами.

Государства обязаны не нарушать установленные внутренними и международными

нормами правила о режиме границ. Так, режим охраны границы Российской

Федерации, установленный Законом "О государственной границе Российской

Федерации" 1993 г., предусматривает строго визовый въезд на территорию

России, Шенгенское соглашение 1990 г., заключенное 9 государствами Европы,

напротив, установило принцип безвизового пересечения границы гражданами

государств - участников Соглашения. Правом государства является

установление или снятие таможенных и иных ограничений, связанных с

прохождением границы физическими лицами, транспортными средствами,

товарами.

В отношении границ также действует институт мер доверия, выражающийся в

запрете передвижения войск или проведения учений вблизи границ, создания

зон безопасности и др., в установлении транспарентности (прозрачности)

границ для отдельных видов товаров, услуг. Такой режим установлен между

некоторыми странами СНГ.

Нарушение границ считается международным преступлением, в связи с чем

возможно применение самых жестких ответных мер, предусмотренных, в

частности, в ст. 39-47 Устава ООН: применение вооруженных сил, других

санкций чрезвычайного характера, вплоть до ограничения суверенитета

виновного государства.

Принцип всеобщего и полного разоружения под эффективным международным

контролем.

Формирование принципа всеобщего и полного разоружения как правовой нормы

началось с включения в Устав ООН права Генеральной Ассамблеи обращаться к

государствам-членам с рекомендациями по поводу разоружения и регулирования

вооружений. Полная же формулировка принципа в том виде, в каком он

существует в настоящее время, сложилась из содержания преамбул практически

всех известных договоров, конвенций, соглашений о конкретном разоружении.

Особое значение среди них имеют универсальные - открытые для всех

государств -договоры. Первым среди них является Московский договор о

запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве

и под водой 1963 г., подтвердивший, что "главной целью является

скорейшее—достижение соглашения о всеобщем и строгом разоружении под

строгим международным контролем в соответствии с целями ООН.

Механизм соблюдения договоров по разоружению складывается из трех основных

элементов: 1) национальных средств и методов разоружения и контроля за

разоружением со стороны других участников, 2) средств и методов,

предусмотренных самим договором для данного вида вооружений, 3)

универсальных институтов, например. Совета

Безопасности ООН, к которому апеллирует большинство договоров, конвенций по

разоружению.

Принцип мирного разрешения международных споров является функциональным

принципом международного права. Конкретизация принципа, согласованное

понимание и толкование его положений, а также соображения по поводу его

развития предпринимаются через систему актов Генеральной Ассамблеи ООН, ее

деклараций и резолюций, таких, как Декларация о принципах международного

права, касающихся дружественных отношений государств (1970 г.), Манильская

декларация о мирном разрешении международных споров 1982 г., и региональных

актов, например. Итоговый документ Совещания в Валлетте "Принципы

урегулирования споров и положения процедуры СБСЕ по мирному урегулированию

споров" 1991 г.

В случае, если спор имеет серьезный характер и если его продолжение может

угрожать интересам безопасности сторон и всеобщему миру, Совет Безопасности

ООН может рекомендовать сторонам принять конкретную процедуру

урегулирования, а в случае отказа обратиться с призывом к сообществу

государств применить уставные санкции против нарушителей по ст. 40-41

Устава ООН.

Особенностью содержания принципа мирного разрешения международных споров

является входящий в его структуру достаточно обширный перечень способов

мирного разрешения межгосударственных противоречий. Один только Устав ООН

содержит их около десятка. Кроме упомянутых ранее, ст. 33 называет

двусторонние переговоры, добрые услуги, посредничество, являющиеся

традиционными, и новые - обращение к региональным органам, обследование.

Все известные региональные организации имеют органы мирного разрешения

споров - комиссии, комитеты, суды. Так, ОАЕ (Организация африканского

единства) имеет комиссию по посредничеству, примирению и арбитражу; Лига

арабских государств - юридический коми тет, кроме которого споры может

разрешать также Совет Лиги; Организация по безопасности и сотрудничеству в

Европе имеет Суд по примирению и арбитражу и Комиссию по примирению.

Принцип суверенного равенства государств.

Основным источником принципа равноправия является Устав ООН, закрепивший

его в писаной форме в п. 1 ст. 2, практически все правомерные международные

договоры и обычаи рецепируют положения принципа или основываются на нем.

Как и другие принципы, он конкретизируется также в морально-политических и

других видах социальных норм, регулирующих отношения государств, - в

Декларации о принципах, касающихся дружественных отношений государств (1970

г.), Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ 1975 г., Итоговом

документе Мадридской встречи СБСЕ 1983 г. В случае нарушения принципа,

например, при заключении неравноправных договоров, дискриминации при

реализации внешней функции, возможно применение санкций в виде ответных

мер, адекватных нарушению.

Принцип невмешательства во внутренние дела государств.

Устав ООН, положивший начало формулированию принципа в писаной форме,

подтвердил существование практики невмешательства государства в дела, по

существу входящие во внутреннюю компетенцию государства, хотя и ограничил

круг субъектов вмешательства только органами ООН.

Любое действие, предпринятое с целью неправомерного, в нарушение принципа,

давления на государство, дает последнему или сообществу право на ответные

действия, предпринимаемые индивидуально или через международные механизмы

ООН и региональных организаций.

Государство само определяет пределы своей компетенции и само может пойти на

ее ограничение в интересах международного сотрудничества - для защиты

окружающей среды, защиты прав и основных свобод человека, общей

безопасности, решения глобальных проблем. Подобные самоограничения

необходимы также при реализации взятых на себя международных обязательств,

особенно в упомянутых областях сотрудничества.

Наиболее полное выражение, причем только в отношении договоров, принцип

получил в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и в ст.

38 Статута Международного суда ООН, где говорится о применении наряду с

писаными также и обычно-правовых норм.

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств защищается

такими международными механизмами, как институционные и третейские суды,

взаимные консультации и др. Он особенно важен для всего сообщества, т.е.

обеспечивает единый стабильный миропорядок через единообразное применение

договоров и обычаев.

Принцип равноправия и самоопределения народов и наций.

Принцип в краткой форме, тезисно сформулирован в Уставе ООН, затем - в

универсальном кодифицирующем договоре - Пактах о правах человека 1966 г.

Статья, содержащая перечень прав нации как самоопределяющейся единицы,

выделена в особую часть. В период перед принятием Пактов содержание

принципа совершенствовалось в форме международно-правового обычая. Часть

принципа, связанная с предоставлением независимости колониальным странам и

народам, в развитии опиралась на морально-политические нормы, содержащиеся

в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам,

принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1960 г., и Декларации о принципах

1970 г.

Существующий, таким образом, сравнительно недолго принцип имеет весомые

результаты — за время его действия практически решена поставленная Уставом

ООН задача деколонизации планеты, получили независимость около ста

государств, к 2000 г., по материалам ООН, в колониальной зависимости не

должно остаться ни одной территории, ни одного народа или нации.

В связи с таким положением принцип претерпевает некоторые сущностные

изменения - если раньше на первый план выдвигалась задача борьбы с

колониализмом, ущемляющим политические, экономические, национально-

культурные права неоформленной государственной общности, то ныне в

соответствии с принципом право на самоопределение имеют каждые нация или

народ, решившие изменить свой политический, экономический статус - выйти

из состава государства, влиться в

двугое государство, образовать конфедерацию. На первом этапе развития

принципа упор делался на регламентацию статуса колонизуемого и

колонизатора, определялись их взаимные права и обязанности, наиболее

существенным, ключевым было право колонизуемого применить против

колонизатора военную силу, что запрещалось международным правом, если речь

шла о межгосударственных отношениях (см. раздел о принципе запрещения

применения силы и угрозы силой). При этом, однако, требовалось, чтобы народ

или нация имели орган, возглавляющий такую борьбу, поддержку со стороны

большей части населения, способный эффективно контролировать значительную

часть национальной территории. При достижении собственной государственности

народ и нация должны были подчиниться всем без исключения принципам

международного права.

Принцип уважения прав и основных свобод человека.

Нормативно, в виде универсальной правовой нормы, он был закреплен в

преамбуле, ст. 1 и 55 Устава ООН в 1945 г. Далее следовали его

конкретизация и уточнение содержания в морально-политических резолюциях и

декларациях Генеральной Ассамблеи ООН, из которых важнейшей, этапной, была

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. Ее содержание сегодня интересно

тем, что она показывает, каковы были в тот период представления о комплексе

прав, принадлежащих человеку. Одновременно с 1946 по 1966 г. шла работа в

Комиссии международного права Генеральной Ассамблеи ООН над проектом

обязательного документа - международного договора, защищающего права И

основные свободы человека.

Созданные в результате два документа - Пакты о правах человека 1966 г. -

вступили в силу в 1973 г., став базовыми, кодифицирующими положения

принципа документами. Пакт о гражданских и политических правах и Пакт об

экономических, социальных и культурных правах представляют собой, несмотря

на их обширность и проработанность, только минимум прав, которые должны

быть предоставлены государствами индивиду, проживающему на их территории, и

закреплены в национальном законодательстве. Позже они также были дополнены

и конкретизированы договорами, защищающими отдельные права человека или

отдельные категории индивидов. К ним относятся такие, как Конвенция о

ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. 1979 г.. Конвенция о

правах ребенка 1989 г.

Параллельно шло формулирование составов деяний, считающихся грубым

нарушением, преступлением против прав человека, в конвенциях о наказании за

геноцид, расовую дискриминацию, апартеид (1948, 1966 и 1973 гг.

соответственно).

Для защиты своих прав индивид обращается к помощи национальных судов,

действующих в соответствии с конституциями государств, положения которых в

части, касающейся прав человека, должны соответствовать международно-

правовым стандартам - источникам принципа уважения прав и основных свобод

человека. В ряде случаев, например, по Конвенции о запрещении пыток и

любого другого обращения, унижающего Достоинство человека, некоторым

региональным документам, индивид с согласия государства может обращаться и

в международные органы.

В случае систематического нарушения прав человека в органы международной

юстиции, в органы ООН могут обращаться любые члены сообщества государств,

так как при нарушении принципа страдающим, как указывалось ранее, считается

все сообщество.

Поскольку принцип обращен к государствам - субъектам международного права,

речь должна идти именно об их правах и обязанностях.

Они имеют право, являясь, как было указано ранее, членами сообщества,

требовать, чтобы все государства соблюдали, свои международные

обязательства и не нарушали права человека на своей территории;

имеют право обратиться с иском о нарушении прав человека в органы ООН -

Генеральную Ассамблею, Совет Безопасности, Международный суд, региональные

органы, органы, созданные конкретными договорами для наблюдения за их

выполнением. Например, комитеты и комиссии по правам человека Созданы в

соответствии с Пактами о правах человека, Конвенциями о запрещении расовой

дискриминации и апартеида. Государства имеют право требовать наказания лиц,

виновных в грубых нарушениях прав человека - международных преступлениях

против человечности, и наказывать их, если они оказались на их территории,

в пределах их юрисдикции; для этого они имеют право учреждать особые

международные суды и трибуналы, как, например. Нюрнбергский, Токийский

трибуналы, международный трибунал по Югославии, по Руанде.

Принцип международной защиты окружающей среды

Относится по времени возникновения к новейшим, послеуставным принципам

международного права.

В рамках ООН, других универсальных международных организаций ИМО, ИКАО,

ЮНЕСКО - созданы специальные органы занятые мониторингом окружающей среды и

обладающие правом принятия мер, обеспечивающих выполнение международных

договоренностей. Особую роль среди них занимает ЮНЕП — Программа ООН по

окружающей среде.

Сводя воедино перечисленные ранее правовые основания, а также учитывая

постоянность и длительность практики государств по защите окружающей среды

(создание нормативных актов, участие в международных организациях,

формулирование понятия преступления против окружающей среды), можно сделать

вывод о завершении этапа становления принципа и о включении его в систему

основных принципов современного международного права.

Принцип защиты окружающей среды, как и принцип уважения прав и основных

свобод человека, связан с общечеловеческими ценностями, системообразующими

факторами, обусловливающими существование

самой цивилизации. Права государств применительно к принципу заключаются в

возможности вести мониторинг национальными и международными средствами,

обращать внимание сообщества на нарушение договоров о защите окружающей

среды, требовать наказания виновных, а в случае совер шения экоцида

привлекать к дополнительной ответственности также и физических лиц -

руководителей государства, его ведомств и др. В необходимых случаях, в

случаях антропогенных катастроф государства могут просить о помощи со

стороны сообщества.

Обязанности, обусловленные принципом, корреспондируют перечисленным нравам

- государства обязаны сохранять окружающую среду внутри своих границ и за

их пределами, нести ответственность в случае нанесения ущерба окружающей

среде, добросовестно выполнять международные договоры, иными словами, как

сказано в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН: "Нести историческую

ответственность за сохранение окружающей среды перед нынешним и будущими

поколениями".

Список использованной литературы.

1. Международное публичное право. Учебник. Под ред. Бекяшева М. 1998

2. Нешатаева Т.Н. Международные организации и право. Новые тенденции в

международно-правовом регулировании. М. 1998

3. Международные организации: справочник Шреплер. М. 1995

4. Международное публичное право. Сборник документов. Том 1. М. 1996

5. Международные организации под ред. Блищенко 1994

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.