Рефераты. Право международной безопасности






решениями этой организации. Началом этой системы можно считать союз

государств антигитлеровской коалиции и принятие Декларации Объединенных

Наций от 1января 1942г. Т.Е. государства, совершенно различные в своих

взглядах объединились на основе общей проблемы.

В послевоенный период была создана всемирная система коллективной

безопасности в форме ООН. Ее основная задача – «избавить грядущие поколения

от бедствий и войны». Система коллективных мероприятий, предусмотренная

Уставом ООН, охватывает : меры по запрещению угрозы силой или ее применения

(п.4 ст.2), меры мирного разрешения международных споров (гл. VI), меры

разоружения (ст. 11, 26, 47), меры по использованию региональных

организаций безопасности (гл. VIII) . временные меры по пресечению

нарушений мира (ст.40), принудительные меры безопасности без использования

вооруженных сил (ст.41), и с их использованием (ст.42).[11]

Функция поддержания международного мира и безопасности возложена на

Генеральную Ассамблею И Совет Безопасности ООН, их компетенция четко

разграничена.

ООН также проводит операции по поддержанию мира. Их задача :

1. Расследование инцидентов и проведение переговоров с конфликтующими

сторонами с целью их примирения

2. Проверка соблюдения договоренности о прекращении огня

3. Содействие поддержанию законности и правопорядка

4. Предоставление гуманитарной помощи

5. Наблюдение за ситуацией

Во всех случаях операции должны строго выдерживать принципы :

1. Принятие СБ решения о проведении операции, определение ее мандата и

осуществление общего руководства при согласии сторон в конфликте на

проведение операции

2. Добровольность предоставления воинских контингентов государствами-

членами, приемлемыми для сторон

3. Финансирование международным сообществом

4. Командование Генерального секретаря с предоставлением полномочий,

вытекающих из мандата, предоставленного СБ

5. Беспристрастность сил и сведение к минимуму применения военной силы

(только для самообороны)[12]

Региональные системы коллективной безопасности – представлены организациями

на отдельных контитентах и в регионах. ООН разрешает деятельность таких

организаций «при условии, что …их деятельность совместима с целями и

принципами ООН». Чтобы от такой деятельности был толк, нужно участие всех

государств региона, независимо от их строя. Цели региональной системы – те

же, существуют лишь некоторые ограничения – деятельность организации должна

затрагивать интересы только региональных государств, и решать вопросы на

территории своего региона.

К компетенции их можно отнести урегулирование споров между собой.

(п.2 ст.52 Устава ООН).

Можно назвать некоторые документы из этой области : 1949г.-

Североатлантический договор (НАТО), Варшавский Договор – 1955г.; СБСЕ –

Заключительный акт (1975г.)

Если говорить о некоторых континентах в отдельности, то нужно

отметить региональные организации:

- на Европейском континенте – НАТО с 1949г., ОБСЕ – с 1955г.. С 1955 по

1991гг. – Организация Варшавского Договора

- на Евроазиатском континенте – СНГ – с 1992г. (Устав СНГ 1993г., Договор о

коллективной безопасности 1992г. и др.)[13]

Я считаю нужным отдельно остановиться на Коллективной безопасности в

рамках СНГ.

Государства – участники, в соответствии с взятыми обязательствами,

должны поддерживать международные мир и безопасность. В случае угрозы миру

проводятся совместные консультации с целью ее устранения.

Коллективная безопасность СНГ строится на основании норм Устава ООН и

Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992г. Этот договор носит

сугубо оборонительный характер, открыт для государств, в нем

заинтересованных и его поддерживающих.

Совет глав государств СНГ обязан в соответствии с Соглашением от 20

марта 1992г. незамедлительно информировать СБСЕ и ОБСЕ о решении проводить

миротворческую деятельность.

РАЗОРУЖЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ВООРУЖЕНИЙ

Процесс контроля над вооружениями и разоружением - эффективный

инструмент обеспечения безопасности и стабильности . В условиях, когда

процесс контроля над вооружениями приобрел глобальный характер, в числе

приоритетных оказалась задача эффективного предотвращения распространения

оружия массового уничтожения. Однако, это длительный и постепенный

процесс.[14]

Я бы хотела рассмотреть действующие международные договоры и

соглашения относительно разоружения.

Договоры о запрещении ядерных испытаний. 5 августа 1963г.

представителями СССР, США и Великобритании подписан договор о запрещении

испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под

водой. Этот договор имел универсальный характер. Другой договор был

подписан в июне 1996г. – Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных

испытаний. В ст.1 определены «основные обязательства» .Я кратко их

перечислю:

1. Запрещение любых взрывов

2. Неучастие во взрывах

Для достижения цели и объекта Договора учреждается Организация по Договору

(ст. II). Члены – все участники. Местонахождения – г. Вена

Органы Организации : Конференция государств-участников,

Исполнительный совет, Технический секретариат

Генеральный директор назначается Конференцией по рекомендации

Исполнительного совета сроком на 4 года.

Весь персонал Организации пользуется привилегиями и иммунитетами

Договором предусмотрен международный контроль и инспекции на местах,

а также меры укрепления доверия.

Договор о нераспространении ядерного оружия подписан 1 июля

1968г.(универсальный) . В этом договоре определены позиции государств,

обладающих ядерным оружием, и им необладающих. Также говориться о

прекращении гонки вооружений.

Договоры о демилитаризации отдельных территориальных пространств.

(Запрещение оружия на определенных территориях). Сюда можно отнести :

Договор об Антарктике 1956г., Договор о космосе 1967г., и др.

Договоры об ограничении стратегических вооружений. Здесь наиболее

важны советско-американские двусторонние договоры: Договор об ограничении

систем противоракетной обороны от 26 мая 1972г. и дополнительный протокол к

нему от 3 июля 1974г., ОСВ-1, ОСВ-2, Договор о ликвидации ракет средней и

меньшей дальности от 8 декабря 1987г., Договор между РФ и США о дальнейшем

сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений от 3

января 1993г. и др.

Конвенция о запрещении бактериологического и токсинного оружия.

Женевский протокол 1925г. – это запрещение применения на войне удушливых,

ядовитых или др. подобных газов и бактериологических средств. 10 апреля

1972г. была открыта для подписания Конвенция о запрещении разработки,

производства и накопления запасов бактериологического и токсинного оружия и

об их уничтожении. Конвенция имеет универсальный характер и является

бессрочной.

Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и

применения химического оружия и о его уничтожении – открыта для подписания

в январе 1993г. Каждый участник обязуется никогда, ни при каких

обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не приобретать, не

накапливать и не сохранять химическое оружие и не передавать его прямо или

косвенно кому бы то ни было. Все государства обязаны уничтожить уже

имеющееся у них оружие. РФ в числе первых подписала эту Конвенцию, а ФЗ от

5 ноября 1997г. ратифицировала ее.

МЕРЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ДОВЕРИЯ, СУЖЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ И ПРОСТРАНСТВЕННОЙ

СФЕРЫ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ.

Меры укрепления доверия в качестве института права международной

безопасности представляют совокупность норм, регламентирующих военную

деятельность государств посредством установления мер информационного и

контрольного характера с целью достижения взаимопонимания, предотвращения

внезапного нападения или несанкционированного конфликта, а также

обеспечения процесса разоружения.[15]

Как юридический, этот институт начал оформляться в 60-70гг. принятием

ряда соглашений, нормы которых имеют своей целью устранить недоверие и

предотвратить возникновение случайных критических ситуаций.

Особое внимание надо обратить на двусторонние договоры и соглашения,

в которых меры укрепления доверия занимают главное место (Соглашение между

СССР и США об уведомлениях о пусках межконтинентальных баллистических ракет

подводных лодок 1988г. и др.)

Меры укрепления доверия разрабатываются и совершенствуются также и на

региональном уровне.

В Заключительный акт СБСЕ 1975г. был включен Документ по мерам

укрепления доверия и некоторым аспектам безопасности и разоружения.

Чтобы поддерживать безопасность, участникам нужно постоянно

контактировать между собой (посещение авиабаз ,обмены и контакты ученых,

военных).

Институт мер укрепления доверия имеет неразрывную связь с институтом

международного контроля. (т.е. создание общих контрольных органов). Как

метод контроля широко применяется инспекция, предусмотренная международным

соглашением.

Наряду с этим определенную роль играет неприсоединение. Это, с одной

стороны, внешнеполитический курс государства, не участвующего в каких бы то

ни было военных блоках, а с другой, - совокупность норм, определяющих

конкретные обязательства государств в области : проведения независимого

политического курса, поддержание антиколониальной борьбы, всяческое

содействие международному миру.[16]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В качестве заключения мне хотелось бы сделать некоторые выводы.

Безопасность необходима всегда и всем – это ясно – ведь без нее жизнь

просто недопустима, а если и возможна, то нормальным такое существование

точно не назвать.

Это было ясно всегда и поэтому системы и средства поддержания

безопасности стали разрабатываться давно. И все время они менялись. Но

реалии современной жизни не привели к отказу от тех норм, процедур и

институтов, которые лежали в основе международных отношений. Многое

меняется. Поэтому системы безопасности надо приспосабливать под

складывающуюся ситуацию .

Я считаю, что только сотрудничество всех государств и неукоснительное

соблюдение Закона может обеспечить безопасность вообще и международную, в

частности.

-----------------------

[1] Международное право под ред. Тункина Г.И. М.,1982, стр.303

[2] Международное право под ред. Игнатенко Г.В. М.,1995, стр.299

[3] Международная безопасность и разоружение. Ежегодник СИПРИ 1994,

М.,1994, стр.1

[4] Международное право под ред. Игнатенко Г.В., Тиунова О.И. М.,1999,

стр.431

[5] Международное публичное право под. ред. Бекяшева К.А. М., 1999, стр.333-

335

[6] Международное право в документах, М., 1982, стр. 3

[7] Международное право под ред. Игнатенко Г.В., Тиунова О.И., М.,1999,

стр.431-433

[8] там же , стр.434

[9] Международное право в документах, М.,1982, стр.715

[10] Международное право под ред. Тункина Г.И., М.,1982,стр.307

[11] Международное право под ред.Игнатенко Г.В. , М.,1995, стр.303-304

[12] Международное право под ред.Игнатенко Г.В., Тиунова О.И. М.,1999,

стр.435-436

[13] Международное публичное право под ред. Бекяшева К.А., М., 1999,

стр.342-343

[14] Международная безопасность и разоружение. Ежегодник СИПРИ 1994г.

М.,1994г., стр.6-7

[15] Международное право под ред. Игнатенко Г.В. М.,1995, стр. 311

[16] Международное публичное право под ред. Бекяшева К.А. М., 1999, стр.353-

354

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.