Рефераты. Понятие формы и содержание реализации норм международного права






международных договоров при противоречиях с правилами законов (ч. 4 ст.

15), о признании и гарантиях прав и свобод человека и гражданина согласно

общепризнанным принципам и нормам международного права (ч. 1 ст. 17), нормы

ст. 46, 62, 63, 71, 72, 79 и ряда других. Наиболее существенные вопросы

выполнения международных договоров решаются в Законе РФ «О международных

договорах Российской

Федерации».

Нормы о функциях и полномочиях (нормы о компетенции) содержатся как в

Конституции РФ применительно к Президенту, Федеральному Собранию,

Правительству, так и в федеральных законах, иных нормативных правовых

актах, посвященных статусу и функциям отдельных органов (Федеральный

конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» 1994

г., Закон «О прокуратуре Российской Федерации», Положение о Министерстве

иностранных дел РФ и т. д.) либо регламентирующих определенные виды

деятельности (Основы законодательства о нотариате, Таможенный кодекс РФ,

Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже»).

Нормы о формах и способах реализации международно-правовых норм

фиксируются в специальных актах, как на федеральном, так и на региональном

уровне, поскольку выполнение международных договоров РФ отнесено

Конституцией РФ к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Нормативные

положения сочетаются в этих актах с предписаниями правоприменительного

характера.

2. Внутригосударственный организационно-правовой механизм реализации

Под таким механизмом понимается комплекс участвующих в осуществлении норм

органов государства и проводимых ими мероприятий по обеспечению выполнения

международных обязательств.

В реализации норм международного права принимают участие различные по

статусу, полномочиям, характеру деятельности органы государства.

Федеральное Собрание РФ принимает законы, в том числе и касающиеся

обеспечения выполнения международных норм. Такие законы по своему существу

являются правообеспечительными и (или) конкретизирующими актами. Они

определяют конкретных субъектов реализации норм, устанавливают их

полномочия, предусматривают или конкретизируют санкции и т. д. Знаменателен

в этом смысле Федеральный закон «О порядке предоставления Российской

федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по

поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности»,

принятый Государственной Думой 26 мая 1995 г. Он ориентирован на

обеспечение обязательств Российской Федерации в связи с решениями Совета

Безопасности ООН и региональных органов, а также на основании двусторонних

и многосторонних международных договоров. Согласно Закону Российская

Федерация самостоятельно с учетом ее обязательств по Уставу ООН и другими

международными договорами определяет в каждом случае целесообразность

своего участия в деятельности по поддержанию или восстановлению

международного мира и безопасности. Определены полномочия Президента РФ и

Правительства РФ по принятию решений о предоставлении российского персонала

для участия в миротворческой деятельности и их полномочия, с учетом

компетенции Совета федерации, связанные с предоставлением Российской

Федерацией воинских формирований Вооруженных Сил РФ для участия в

международных принудительных действиях с использованием вооруженных сил.

Широкое распространение получили указы и распоряжения Президента РФ,

постановления Правительства РФ, ориентированные на обеспечение исполнения

международных обязательств. В числе новейших актов можно назвать указ

Президента РФ «О подготовке Российской Федерации к выполнению международных

обязательств в области химического разоружения» от 25 марта 1995 г.

Министерство иностранных дел РФ, согласно Положению о нем 1995 г.,

подготавливает предложения о выполнении международных договоров и вносит

эти предложения на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ,

осуществляет общее наблюдение за выполнением международных договоров РФ.

В необходимых случаях создаются межведомственные комиссии с

координирующими функциями. Такова, например, Правительственная комиссия по

противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному

обороту, созданная в июле 1994 г. Характерно, что в Положении о Комиссии в

числе правовых средств, которыми она руководствуется в своей деятельности,

указаны и международно-правовые нормы, действующие на территории России. В

перечне задач Комиссии — выработка и осуществление на основе

межправительственных и межведомственных соглашений и договоренностей

мероприятий в области международного сотрудничества по контролю за

наркотиками. Комиссия, в частности, компетентна осуществлять контроль за

ходом выполнения министерствами и ведомствами обязательств России,

предусмотренных международными соглашениями в этой области.

3. Международный конвенционный механизм реализации

Международный механизм как комплекс средств и институтов, используемых

государствами для обеспечения реализации международно-правовых норм,

состоит из двух взаимосвязанных компонентов — международного договорно-

правового (конвенционного) механизма и международного организационно-

правового (институционного) механизма.

Международный договорно-правовой (конвенционный) механизм реализации

включает правообеспечительное нормотворчество, толкование, международный

контроль, правоприменение.

Правообеспечительное нормотворчество. Здесь можно выделить следующие

разновидности:

1) предварительное нормотворчество (в том числе создание «пробных» норм

права), предшествующее созданию основных норм, реализацию которых призвано

обеспечить. «Экспериментальные» нормы позволяют предопределить

эффективность будущих норм, обнаружить их недостатки с целью

совершенствования будущего

договора;

2) конкретизация, осуществляемая или одновременно с созданием первичных,

основных норм, или в процессе их реализации. Например, одновременно с

Договором между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и

меньшей дальности 1987 г. был подписан ряд договоров в целях его

исполнения: Меморандум о договоренности, об установлении исходных данных в

связи с этим Договором, Протокол о процедурах, регулирующих ликвидацию

ракетных средств, подпадающих под действие Договора, а также договоры СССР

и США с рядом государств о проведении инспекций на их территории.

В международно-правовом регулировании конкретизация имеет исключительно

важное значение. Высокая степень обобщенности первичных норм может

затруднить реализацию, в связи с чем необходимо их развитие. Так, ст. 2

Устава ООН лишь перечисляет принципы, которыми должны руководствоваться

государства во взаимных отношениях. Конкретное же содержание их

раскрывается в Декларации о принципах международного права, касающихся

дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии

с Уставом ООН 1970 г., в Заключительном акте Совещания по безопасности и

сотрудничеству в Европе 1975 г. и др. В них указывается, что развитие

содержания принципов будет способствовать обеспечению более эффективного их

применения;

3) закрепление нормами международного права необходимых (или возможных)

мер внутригосударственного правотворчества. Причем ими могут

устанавливаться рамки такого нормотворчества и даже определяться содержание

будущих норм внутреннего права.

Статья 1 Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 г.

гласит: «Стороны обязуются принимать в законодательном или ином порядке

любые соответствующие нормы, необходимые для полного осуществления

Конвенции и ее приложения, которое является неотъемлемой частью Конвенции»;

4) установление рамок правового регулирования и (или) правового режима.

Предусматривается, например, что в одних ситуациях субъекты должны

руководствоваться внутренним законодательством, в других — только

международными нормами;

5) определение компетентных органов государства, на которые возлагаются

права и обязанности в связи с реализацией договорных норм. Так, в

межправительственном Соглашении между Российской Федерацией и Польшей об

избежании двойного налогообложения доходов и имущества 1992 г. такими

компетентными органами названы Министерство финансов Российской Федерации и

Министр финансов Польши.

Правообеспечительные нормы содержатся, как правило, в тех же договорах,

что и основные нормы — регулятивные. Однако в некоторых случаях государства

могут заключать дополнительные (специальные) соглашения во исполнение

основных. Например, соглашения о гарантиях предусматривают, что государство

может выступать гарантом какого-либо договора, в связи с чем берет на себя

обязательства поддерживать конкретное положение международно-правового

характера. Гарантии являются средством поддержания определенного статуса

территорий (например, нейтралитета). Другим примером гарантий может служить

заявление трех ядерных держав (СССР, США и Англии), которым они

гарантировали обеспечение безопасности неядерных государств — участников

Договора о нераспространении ядерного оружия и обязались принять

немедленные действия в случае ядерной агрессии против такого государства.

Толкование. Оно также является средством обеспечения реализации и

может осуществляться как в процессе нормотворчества, так и правоприменения.

Конкретизация и толкование тесно взаимосвязаны. Конкретизация немыслима без

толкования, а последнее нередко переходит в конкретизацию. В Совместном

заявлении СССР и США 23 сентября 1989 г. подчеркивается целесообразность

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.