международных договоров при противоречиях с правилами законов (ч. 4 ст.
15), о признании и гарантиях прав и свобод человека и гражданина согласно
общепризнанным принципам и нормам международного права (ч. 1 ст. 17), нормы
ст. 46, 62, 63, 71, 72, 79 и ряда других. Наиболее существенные вопросы
выполнения международных договоров решаются в Законе РФ «О международных
договорах Российской
Федерации».
Нормы о функциях и полномочиях (нормы о компетенции) содержатся как в
Конституции РФ применительно к Президенту, Федеральному Собранию,
Правительству, так и в федеральных законах, иных нормативных правовых
актах, посвященных статусу и функциям отдельных органов (Федеральный
конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» 1994
г., Закон «О прокуратуре Российской Федерации», Положение о Министерстве
иностранных дел РФ и т. д.) либо регламентирующих определенные виды
деятельности (Основы законодательства о нотариате, Таможенный кодекс РФ,
Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже»).
Нормы о формах и способах реализации международно-правовых норм
фиксируются в специальных актах, как на федеральном, так и на региональном
уровне, поскольку выполнение международных договоров РФ отнесено
Конституцией РФ к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Нормативные
положения сочетаются в этих актах с предписаниями правоприменительного
характера.
2. Внутригосударственный организационно-правовой механизм реализации
Под таким механизмом понимается комплекс участвующих в осуществлении норм
органов государства и проводимых ими мероприятий по обеспечению выполнения
международных обязательств.
В реализации норм международного права принимают участие различные по
статусу, полномочиям, характеру деятельности органы государства.
Федеральное Собрание РФ принимает законы, в том числе и касающиеся
обеспечения выполнения международных норм. Такие законы по своему существу
являются правообеспечительными и (или) конкретизирующими актами. Они
определяют конкретных субъектов реализации норм, устанавливают их
полномочия, предусматривают или конкретизируют санкции и т. д. Знаменателен
в этом смысле Федеральный закон «О порядке предоставления Российской
федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по
поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности»,
принятый Государственной Думой 26 мая 1995 г. Он ориентирован на
обеспечение обязательств Российской Федерации в связи с решениями Совета
Безопасности ООН и региональных органов, а также на основании двусторонних
и многосторонних международных договоров. Согласно Закону Российская
Федерация самостоятельно с учетом ее обязательств по Уставу ООН и другими
международными договорами определяет в каждом случае целесообразность
своего участия в деятельности по поддержанию или восстановлению
международного мира и безопасности. Определены полномочия Президента РФ и
Правительства РФ по принятию решений о предоставлении российского персонала
для участия в миротворческой деятельности и их полномочия, с учетом
компетенции Совета федерации, связанные с предоставлением Российской
Федерацией воинских формирований Вооруженных Сил РФ для участия в
международных принудительных действиях с использованием вооруженных сил.
Широкое распространение получили указы и распоряжения Президента РФ,
постановления Правительства РФ, ориентированные на обеспечение исполнения
международных обязательств. В числе новейших актов можно назвать указ
Президента РФ «О подготовке Российской Федерации к выполнению международных
обязательств в области химического разоружения» от 25 марта 1995 г.
Министерство иностранных дел РФ, согласно Положению о нем 1995 г.,
подготавливает предложения о выполнении международных договоров и вносит
эти предложения на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ,
осуществляет общее наблюдение за выполнением международных договоров РФ.
В необходимых случаях создаются межведомственные комиссии с
координирующими функциями. Такова, например, Правительственная комиссия по
противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному
обороту, созданная в июле 1994 г. Характерно, что в Положении о Комиссии в
числе правовых средств, которыми она руководствуется в своей деятельности,
указаны и международно-правовые нормы, действующие на территории России. В
перечне задач Комиссии — выработка и осуществление на основе
межправительственных и межведомственных соглашений и договоренностей
мероприятий в области международного сотрудничества по контролю за
наркотиками. Комиссия, в частности, компетентна осуществлять контроль за
ходом выполнения министерствами и ведомствами обязательств России,
предусмотренных международными соглашениями в этой области.
3. Международный конвенционный механизм реализации
Международный механизм как комплекс средств и институтов, используемых
государствами для обеспечения реализации международно-правовых норм,
состоит из двух взаимосвязанных компонентов — международного договорно-
правового (конвенционного) механизма и международного организационно-
правового (институционного) механизма.
Международный договорно-правовой (конвенционный) механизм реализации
включает правообеспечительное нормотворчество, толкование, международный
контроль, правоприменение.
Правообеспечительное нормотворчество. Здесь можно выделить следующие
разновидности:
1) предварительное нормотворчество (в том числе создание «пробных» норм
права), предшествующее созданию основных норм, реализацию которых призвано
обеспечить. «Экспериментальные» нормы позволяют предопределить
эффективность будущих норм, обнаружить их недостатки с целью
совершенствования будущего
договора;
2) конкретизация, осуществляемая или одновременно с созданием первичных,
основных норм, или в процессе их реализации. Например, одновременно с
Договором между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и
меньшей дальности 1987 г. был подписан ряд договоров в целях его
исполнения: Меморандум о договоренности, об установлении исходных данных в
связи с этим Договором, Протокол о процедурах, регулирующих ликвидацию
ракетных средств, подпадающих под действие Договора, а также договоры СССР
и США с рядом государств о проведении инспекций на их территории.
В международно-правовом регулировании конкретизация имеет исключительно
важное значение. Высокая степень обобщенности первичных норм может
затруднить реализацию, в связи с чем необходимо их развитие. Так, ст. 2
Устава ООН лишь перечисляет принципы, которыми должны руководствоваться
государства во взаимных отношениях. Конкретное же содержание их
раскрывается в Декларации о принципах международного права, касающихся
дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии
с Уставом ООН 1970 г., в Заключительном акте Совещания по безопасности и
сотрудничеству в Европе 1975 г. и др. В них указывается, что развитие
содержания принципов будет способствовать обеспечению более эффективного их
применения;
3) закрепление нормами международного права необходимых (или возможных)
мер внутригосударственного правотворчества. Причем ими могут
устанавливаться рамки такого нормотворчества и даже определяться содержание
будущих норм внутреннего права.
Статья 1 Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 г.
гласит: «Стороны обязуются принимать в законодательном или ином порядке
любые соответствующие нормы, необходимые для полного осуществления
Конвенции и ее приложения, которое является неотъемлемой частью Конвенции»;
4) установление рамок правового регулирования и (или) правового режима.
Предусматривается, например, что в одних ситуациях субъекты должны
руководствоваться внутренним законодательством, в других — только
международными нормами;
5) определение компетентных органов государства, на которые возлагаются
права и обязанности в связи с реализацией договорных норм. Так, в
межправительственном Соглашении между Российской Федерацией и Польшей об
избежании двойного налогообложения доходов и имущества 1992 г. такими
компетентными органами названы Министерство финансов Российской Федерации и
Министр финансов Польши.
Правообеспечительные нормы содержатся, как правило, в тех же договорах,
что и основные нормы — регулятивные. Однако в некоторых случаях государства
могут заключать дополнительные (специальные) соглашения во исполнение
основных. Например, соглашения о гарантиях предусматривают, что государство
может выступать гарантом какого-либо договора, в связи с чем берет на себя
обязательства поддерживать конкретное положение международно-правового
характера. Гарантии являются средством поддержания определенного статуса
территорий (например, нейтралитета). Другим примером гарантий может служить
заявление трех ядерных держав (СССР, США и Англии), которым они
гарантировали обеспечение безопасности неядерных государств — участников
Договора о нераспространении ядерного оружия и обязались принять
немедленные действия в случае ядерной агрессии против такого государства.
Толкование. Оно также является средством обеспечения реализации и
может осуществляться как в процессе нормотворчества, так и правоприменения.
Конкретизация и толкование тесно взаимосвязаны. Конкретизация немыслима без
толкования, а последнее нередко переходит в конкретизацию. В Совместном
заявлении СССР и США 23 сентября 1989 г. подчеркивается целесообразность
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5