образом, вопрос о юридической обеспеченности норм международного права в
случаях спорных ситуаций их применения и в случае их нарушения. Средства
содействия должны дополняться мерами по защите прав потерпевших государств,
по решению споров и конфликтных ситуаций, мерами ответственности.
Многие договоры содержат положения не только о содействии осуществлению
их норм, но также о мерах в случаях спорных ситуаций, возникающих в
процессе реализации, в том числе в связи с нарушением норм. Организационно-
правовыми формами разработки и применения таких мер являются переговоры,
посредничество и согласительные комиссии, консультации, встречи,
конференции, международные организации и органы, международные судебная и
арбитражная процедуры. В своей основе они представляют собой совокупность
средств мирного разрешения международных споров.
В соответствии с Декларацией о принципах международного права 1970 г.
принцип мирного разрешения споров обязывает государства стремиться «к
скорейшему и справедливому разрешению своих международных споров путем
переговоров, обследования, посредничества, арбитража, судебного
разбирательства, обращения к региональным органам и соглашениям или иными
средствами по своему выбору». Названные и иные мирные средства могут
использоваться государствами не только для разрешения споров, но и в целях
решения иных проблем — международного нормотворчества (включая
правообеспечительное), осуществления правоприменительной деятельности, в
конечном итоге — для обеспечения реализации норм международного права.
В определении места и роли той или иной организационной формы в процессе
реализации норм международного права многое зависит от уровня и сферы
сотрудничества, количества участников, заинтересованных в рассмотрении
конкретного вопроса, от срочности, сложности и характера вопросов и других
обстоятельств.
Переговоры. Это — установление контактов и обмен мнениями в целях решения
вопросов, представляющих взаимный интерес для государств-участников.
Переговоры могут использоваться для подготовки и заключения международных
договоров (в том числе конкретизирующих), разрешения споров между
государствами, обсуждения хода реализации норм и принятия, если необходимо,
мер в целях повышения их эффективности или в целях защиты нарушенных прав.
Они являются наиболее распространенной формой обсуждения и решения
международных проблем. Непосредственный контакт представителей государств
позволяет быстро и детально ознакомиться с позициями друг друга, взаимными
претензиями, выяснить возможность и пределы уступок и компромиссов, на
которые могут пойти государства.
По числу участвующих государств переговоры делятся на двусторонние и
многосторонние.
Переговоры могут проводиться на различных уровнях в зависимости от
статуса участвующих в них должностных лиц: на уровне специально
уполномоченных, послов, министров иностранных дел. Особое значение имеют
переговоры на высшем уровне — с участием глав государств и правительств.
Как правило, организация и проведение переговоров — дело самих
государств. Однако в определенных ситуациях они могут воспользоваться
помощью третьих государств (одного или нескольких), международных органов
или организаций и даже частных лиц.
В зависимости от роли третьих государств различают переговоры,
организованные посредством добрых услуг, и переговоры с помощью
посредничества третьего государства.
Ни добрые услуги, ни посредничество не являются самостоятельными формами
решения проблем. Основная цель добрых услуг и посредничества — содействие
мирному урегулированию споров путем переговоров.
Добрые услуги. Это — деятельность третьих государств но организации
проведения переговоров между спорящими сторонами.
Добрые услуги могут быть оказаны либо по просьбе спорящих сторон, либо по
инициативе самих третьих государств. Роль третьего государства заключается
в том, что оно создает благоприятные условия для установления контактов
между спорящими сторонами, содействует вступлению их в переговоры
посредством выяснения и передачи условий переговоров, предлагаемых одной
стороной другой стороне, предоставления территории для встречи
представителей спорящих сторон, выполняет различные просьбы спорящих
сторон.
С началом переговоров полномочия третьего государства обычно
заканчиваются, хотя оно может с согласия сторон присутствовать на
переговорах. На решение спора третье государство не может повлиять. Его
услугами государства воспользовались лишь для установления контакта,
встречи.
Посредничество — это деятельность третьих государств или международных
организаций с целью не только организации переговоров, но и оказания помощи
в решении спора по существу.
Посредник является активным участником переговоров и имеет возможность
влиять на процесс переговоров, а также на их результат. Он обязан глубоко
изучить суть спора и ситуацию, возникшую в связи с ним. На основе анализа и
оценки ситуации он может давать советы, рекомендации участникам
переговоров, предлагать проекты такого решения.
Посредничество осуществляется в интересах спорящих сторон, какие-либо
попытки навязывать решение должны быть исключены. В ст. 6 Конвенции о
мирном решении международных столкновений 1907 г. подчеркивается, что
«добрые услуги или посредничество, будут ли они применяться по просьбе
спорящих сторон или по почину непричастных столкновению Держав, имеют
исключительное значение совета и отнюдь не могут почитаться обязательными».
Международное право не содержит специальных процессуальных норм,
регламентирующих процедуру переговоров. Стороны сами могут определять
правила и руководствоваться общими принципами международного
права—суверенного равенства, сотрудничества государств друг с другом,
невмешательства во внутренние дела другого государства и др.
Результатом переговоров может быть выяснение позиций государств, обмен
мнениями по тому или иному вопросу, подписание соглашения или принятие
иного решения (например, о применении мер в отношении государства-
нарушителя, о передаче дела в судебные или арбитражные органы и др.).
Консультации. В договорах нередко предусматривается, что наряду с
переговорами государства проводят консультации, встречи, причем иногда в
одном договоре речь идет и о переговорах, и о консультациях, и о встречах.
На консультациях чаще всего государства обсуждают вопросы, уже
урегулированные правом, дают по ним друг другу советы.
Для встречи характерным является непосредственный характер, тогда как
переговоры и консультации могут проводиться и путем переписки, а также по
телефону. Встречи и консультации, предусмотренные в одном договоре, не
противопоставляются друг другу, подчеркивается лишь необходимость более
тщательной подготовки, кроме того, авторитетность одной (встречи) и
оперативность, рабочий характер другой (консультации).
Международные конференции. В рассматриваемом контексте международная
конференция — это временный форум государств — участников договора для
определения мер по обеспечению его выполнения. Основные цели конференций:
обсуждение информации по исполнению договора, разработка рекомендаций,
учреждение специальных органов для обеспечения выполнения обязательств по
договору, рассмотрение и принятие поправок. Этот перечень не является
исчерпывающим, каждая конференция может иметь свои цели и задачи в
зависимости от сферы сотрудничества, намерения участников и т. д.
Конференциям по рассмотрению договоров государства придают большое и все
возрастающее значение. Можно признать уже типичной ситуацию, когда,
заключая договор, государства предусматривают созыв участников договоров
для рассмотрения того, как сказано, например, в ст. 12 Конвенции о
запрещении разработки, производства и накопления запасов
бактериологического (биологического) и токсинного оружия и их уничтожении
1972 г., «как действует конвенция, чтобы иметь уверенность в том, что цели,
изложенные в преамбуле, и положения конвенции... осуществляются».
В сентябре 1991 г. в Женеве состоялась третья конференция по рассмотрению
действия Конвенции. Изучив практику реализации, государства пришли к выводу
о необходимости предусмотреть определенные меры проверки. Было принято
решение об учреждении Специальной группы правительственных экспертов,
которая должна провести работу по определению критериев запрещенной и
незапрещенной деятельности. Кроме того, в целях обеспечения реализации
Конвенции государства договорились о таких мерах, как обмен данными об
исследовательских центрах, о национальных программах исследований в области
биологической защиты, о вспышках инфекционных заболеваний, а также о
разработке законодательных и иных мер с целью предотвращения запрещенной
Договором деятельности.
Конференции являются необходимым и важным этапом в претворении договорных
положений в жизнь, анализируя на многосторонней основе ход выполнения
договора. Третья конференция (1989 г.) участников Договора о запрещении
размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других
видов оружия массового уничтожения 1971 г. констатировала: ^Рассмотрение
действия Договора, проведенное конференцией, подтверждает, что
обязательства, принятые в соответствии со ст. 1 Договора, добросовестно
выполняются всеми государствами-участниками». Важную роль сыграли
конференции по другим договорам, в частности по Договору о
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5