Рефераты. Нормы международного права






образом, вопрос о юридической обеспеченности норм международного права в

случаях спорных ситуаций их применения и в случае их нарушения. Средства

содействия должны дополняться мерами по защите прав потерпевших государств,

по решению споров и конфликтных ситуаций, мерами ответственности.

Многие договоры содержат положения не только о содействии осуществлению

их норм, но также о мерах в случаях спорных ситуаций, возникающих в

процессе реализации, в том числе в связи с нарушением норм. Организационно-

правовыми формами разработки и применения таких мер являются переговоры,

посредничество и согласительные комиссии, консультации, встречи,

конференции, международные организации и органы, международные судебная и

арбитражная процедуры. В своей основе они представляют собой совокупность

средств мирного разрешения международных споров.

В соответствии с Декларацией о принципах международного права 1970 г.

принцип мирного разрешения споров обязывает государства стремиться «к

скорейшему и справедливому разрешению своих международных споров путем

переговоров, обследования, посредничества, арбитража, судебного

разбирательства, обращения к региональным органам и соглашениям или иными

средствами по своему выбору». Названные и иные мирные средства могут

использоваться государствами не только для разрешения споров, но и в целях

решения иных проблем — международного нормотворчества (включая

правообеспечительное), осуществления правоприменительной деятельности, в

конечном итоге — для обеспечения реализации норм международного права.

В определении места и роли той или иной организационной формы в процессе

реализации норм международного права многое зависит от уровня и сферы

сотрудничества, количества участников, заинтересованных в рассмотрении

конкретного вопроса, от срочности, сложности и характера вопросов и других

обстоятельств.

Переговоры. Это — установление контактов и обмен мнениями в целях решения

вопросов, представляющих взаимный интерес для государств-участников.

Переговоры могут использоваться для подготовки и заключения международных

договоров (в том числе конкретизирующих), разрешения споров между

государствами, обсуждения хода реализации норм и принятия, если необходимо,

мер в целях повышения их эффективности или в целях защиты нарушенных прав.

Они являются наиболее распространенной формой обсуждения и решения

международных проблем. Непосредственный контакт представителей государств

позволяет быстро и детально ознакомиться с позициями друг друга, взаимными

претензиями, выяснить возможность и пределы уступок и компромиссов, на

которые могут пойти государства.

По числу участвующих государств переговоры делятся на двусторонние и

многосторонние.

Переговоры могут проводиться на различных уровнях в зависимости от

статуса участвующих в них должностных лиц: на уровне специально

уполномоченных, послов, министров иностранных дел. Особое значение имеют

переговоры на высшем уровне — с участием глав государств и правительств.

Как правило, организация и проведение переговоров — дело самих

государств. Однако в определенных ситуациях они могут воспользоваться

помощью третьих государств (одного или нескольких), международных органов

или организаций и даже частных лиц.

В зависимости от роли третьих государств различают переговоры,

организованные посредством добрых услуг, и переговоры с помощью

посредничества третьего государства.

Ни добрые услуги, ни посредничество не являются самостоятельными формами

решения проблем. Основная цель добрых услуг и посредничества — содействие

мирному урегулированию споров путем переговоров.

Добрые услуги. Это — деятельность третьих государств но организации

проведения переговоров между спорящими сторонами.

Добрые услуги могут быть оказаны либо по просьбе спорящих сторон, либо по

инициативе самих третьих государств. Роль третьего государства заключается

в том, что оно создает благоприятные условия для установления контактов

между спорящими сторонами, содействует вступлению их в переговоры

посредством выяснения и передачи условий переговоров, предлагаемых одной

стороной другой стороне, предоставления территории для встречи

представителей спорящих сторон, выполняет различные просьбы спорящих

сторон.

С началом переговоров полномочия третьего государства обычно

заканчиваются, хотя оно может с согласия сторон присутствовать на

переговорах. На решение спора третье государство не может повлиять. Его

услугами государства воспользовались лишь для установления контакта,

встречи.

Посредничество — это деятельность третьих государств или международных

организаций с целью не только организации переговоров, но и оказания помощи

в решении спора по существу.

Посредник является активным участником переговоров и имеет возможность

влиять на процесс переговоров, а также на их результат. Он обязан глубоко

изучить суть спора и ситуацию, возникшую в связи с ним. На основе анализа и

оценки ситуации он может давать советы, рекомендации участникам

переговоров, предлагать проекты такого решения.

Посредничество осуществляется в интересах спорящих сторон, какие-либо

попытки навязывать решение должны быть исключены. В ст. 6 Конвенции о

мирном решении международных столкновений 1907 г. подчеркивается, что

«добрые услуги или посредничество, будут ли они применяться по просьбе

спорящих сторон или по почину непричастных столкновению Держав, имеют

исключительное значение совета и отнюдь не могут почитаться обязательными».

Международное право не содержит специальных процессуальных норм,

регламентирующих процедуру переговоров. Стороны сами могут определять

правила и руководствоваться общими принципами международного

права—суверенного равенства, сотрудничества государств друг с другом,

невмешательства во внутренние дела другого государства и др.

Результатом переговоров может быть выяснение позиций государств, обмен

мнениями по тому или иному вопросу, подписание соглашения или принятие

иного решения (например, о применении мер в отношении государства-

нарушителя, о передаче дела в судебные или арбитражные органы и др.).

Консультации. В договорах нередко предусматривается, что наряду с

переговорами государства проводят консультации, встречи, причем иногда в

одном договоре речь идет и о переговорах, и о консультациях, и о встречах.

На консультациях чаще всего государства обсуждают вопросы, уже

урегулированные правом, дают по ним друг другу советы.

Для встречи характерным является непосредственный характер, тогда как

переговоры и консультации могут проводиться и путем переписки, а также по

телефону. Встречи и консультации, предусмотренные в одном договоре, не

противопоставляются друг другу, подчеркивается лишь необходимость более

тщательной подготовки, кроме того, авторитетность одной (встречи) и

оперативность, рабочий характер другой (консультации).

Международные конференции. В рассматриваемом контексте международная

конференция — это временный форум государств — участников договора для

определения мер по обеспечению его выполнения. Основные цели конференций:

обсуждение информации по исполнению договора, разработка рекомендаций,

учреждение специальных органов для обеспечения выполнения обязательств по

договору, рассмотрение и принятие поправок. Этот перечень не является

исчерпывающим, каждая конференция может иметь свои цели и задачи в

зависимости от сферы сотрудничества, намерения участников и т. д.

Конференциям по рассмотрению договоров государства придают большое и все

возрастающее значение. Можно признать уже типичной ситуацию, когда,

заключая договор, государства предусматривают созыв участников договоров

для рассмотрения того, как сказано, например, в ст. 12 Конвенции о

запрещении разработки, производства и накопления запасов

бактериологического (биологического) и токсинного оружия и их уничтожении

1972 г., «как действует конвенция, чтобы иметь уверенность в том, что цели,

изложенные в преамбуле, и положения конвенции... осуществляются».

В сентябре 1991 г. в Женеве состоялась третья конференция по рассмотрению

действия Конвенции. Изучив практику реализации, государства пришли к выводу

о необходимости предусмотреть определенные меры проверки. Было принято

решение об учреждении Специальной группы правительственных экспертов,

которая должна провести работу по определению критериев запрещенной и

незапрещенной деятельности. Кроме того, в целях обеспечения реализации

Конвенции государства договорились о таких мерах, как обмен данными об

исследовательских центрах, о национальных программах исследований в области

биологической защиты, о вспышках инфекционных заболеваний, а также о

разработке законодательных и иных мер с целью предотвращения запрещенной

Договором деятельности.

Конференции являются необходимым и важным этапом в претворении договорных

положений в жизнь, анализируя на многосторонней основе ход выполнения

договора. Третья конференция (1989 г.) участников Договора о запрещении

размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других

видов оружия массового уничтожения 1971 г. констатировала: ^Рассмотрение

действия Договора, проведенное конференцией, подтверждает, что

обязательства, принятые в соответствии со ст. 1 Договора, добросовестно

выполняются всеми государствами-участниками». Важную роль сыграли

конференции по другим договорам, в частности по Договору о

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.