Рефераты. Международные преступления и преступления международного характера






Международные преступления и преступления международного характера

1. Международные преступления и преступления международного характера.

В международном праве принято выделять международные преступления и

преступления международного характера.

Обычно под международными уголовными преступлениями понимаются деяния

отдельных лиц, "прямо связанные с международными преступлениями

государств"[1]. При этом различие между международными преступлениями

государств и физических лиц происходит по их субъектам. В первом случае в

этом качестве выступают государства как таковые, во втором — физические

лица, т.е. лица, которые направляют и осуществляют государственную

политику, выражающуюся в международном преступлении соответствующего

государства и ответственные за нее. Вопрос о возможности привлечения к

ответственности государств является спорным. Впервые он возник после первой

мировой войны, когда в международных отношениях стала укрепляться идея

преступности агрессивной войны. Эта идея, пройдя через ряд международно-

правовых актов, постепенно превратилась в действующий и уже достаточно

действенный принцип международного права. Первые попытки его установления

связываются с созданием после первой мировой войны Лиги наций. В преамбуле

к статуту этой организации подчеркивается необходимость принять некоторые

обязательства по предотвращению войны и «строго соблюдать предписания

международного права, признаваемого отныне действительным правилом

поведения правительств». В Статуте отмечалось также обязательство членов

Лиги «уважать и охранять против всякого внешнего нападения территориальную

целостность и существующую политическую независимость всех членов Лиги».

В числе первых наиболее значимых международно-правовых, положивших

начало разработке института международной ответственности, стала Декларация

об ответственности гитлеровцев за совершенные зверства, принятая на

Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании

в октябре 1943 года. После этого по итогам Крымской конференции (февраль

1945 года) руководители трех держав, выражая свое отношение к будущему

Германии, заявили: «нашей непреклонной целью является уничтожение

германского милитаризма и нацизма и создание гарантий в том, что Германия

никогда больше не будет в состоянии нарушить мир всего мира».

Наконец, 1 октября 1946 года был вынесен Приговор Международного

военного трибунала, который в декабре того же года получил признание в

Организации Объединенных Наций. В Резолюции по этому поводу отмечалось,

что Генеральная Ассамблея ООН подтверждает принципы международного права,

выработанные Уставом Нюрнбергского трибунала и нашедшие отражение в его

приговоре; ныне эти принципы имеют универсальное значение.

Так был создан первый прецедент привлечения государства, совершившего

международное преступление, к международно-правовой ответственности.

Однако темпы развития этого института оказались не столь высокими, как

ожидалось, - слишком уж трудным является нахождение решений,

удовлетворяющих необходимое большинство стран мира.

В дальнейшем, после Нюрнбергского и Токийского процессов, в вопросах

ответственности государств за агрессию, преступления против мира и

человечности главную роль стал играть Совет Безопасности ООН – один из

основных постоянно действующих органов ООН. В соответствии с Уставом ООН

Совет Безопасности наделен широкими полномочиями в деле мирного

урегулирования международных споров, недопущения военных столкновений между

государствами и других нарушений мира.

При квалификации поведения государств необходимо учитывать

обстоятельства, наличие которых освобождает государства от

ответственности. Они могут быть двух видов — исключающие возникновение

ответственности и исключающие реализацию ответственности. Первые

представляют собой ситуации, при которых поведение государства,

квалифицируемое в нормальных условиях как правонарушение, признается

правомерным и не порождает ответственности. Вторые – это фактические

ситуации, при которых порожденная правонарушением ответственность

фактически не осуществляется.

Отличие между поведением государства при обстоятельствах, освобождающих

от ответственности, и поведением, смежным с правонарушениями, состоит в

том, что первое формально содержит все признаки состава, тогда как второе

лишь внешне похоже на правонарушение, но не содержит всех его признаков.

Вместе с тем российская наука международного права отвергает уголовную

ответственность государства как субъекта международного права и саму

возможность применения к нему норм уголовного права.

Получила международное признание и юридическое закрепление уголовная

ответственность физических лиц за международные преступления с

неприменимостью срока давности к таким преступлениям. Ответственность

наступает, если деяния отдельных лиц связаны с преступной деятельностью

государства и государственных органов.

Международные преступления как преступления физических лиц получили

современное наименование как преступления против мира и безопасности

человечества. Источником норм об ответственности за эти преступления

является Устав Международного военного трибунала (Нюрнбергского),

созданного для процесса по делу главных военных (немецких) преступников,

виновных в развязывании второй мировой войны. В нем были сформулированы как

основания уголовной ответственности за преступления против мира и

человечности и военные преступления, так и конкретное содержание указанных

трех разновидностей уголовно-правовых запретов (ст. 6). На первое место

среди этих преступлений были поставлены преступления против мира, то есть

планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или

войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений или

участие в общем плане или заговоре, направленных на осуществление любого из

вышеуказанных действий. К военным преступлениям были отнесены деяния,

являющиеся нарушением законов и обычаев войны, выражающиеся в убийствах,

истязаниях или уводе в рабство или для других целей гражданского населения

оккупированной территории, в убийствах или истязаниях военнопленных или

лиц, находящихся на море, в убийствах заложников, грабеже общественной или

частной собственности; бессмысленном разрушении городов или деревень;

разорении, не оправданном военной необходимостью, и других преступлениях.

Устав трибунала для Югославии дополняет и конкретизирует этот перечень,

включая в него биологические эксперименты, принуждение военнопленного или

гражданского лица служить в вооруженных силах неприятеля, взятие

гражданских лиц в качестве заложников и даже лишение военнопленного или

гражданского лица прав на нормальное судопроизводство. Все это взято из

Женевских конвенций о защите жертв войны 1949г. Запрещен также захват,

разрушение или умышленное повреждение культурных, благотворительных,

учебных, художественных и научных учреждений, исторических памятников,

художественных и научных произведений.

Преступления против человечности — это убийства, истребление,

порабощение, ссылки и другие жестокости, совершенные в отношении

гражданского населения до или во время войны, или преследования по

политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления или в

связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции трибунала, независимо от

того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они

были совершены [2]. Указанная классификация была воспроизведена и в Уставе

Токийского международного военного трибунала (1946 г.).

После Нюрнбергского и Токийского процессов в рамках ООН продолжалась

работа по развитию нормативной базы, необходимой для борьбы с

преступлениями против мира и человечества. В этих целях еще в 1947 году в

Резолюции 177 Генеральная Ассамблея ООН поручила Комиссии международного

права сформулировать принципы международного права, признанные в Уставе

Нюрнбергского трибунала (а также и в его приговоре) и составить проект

Кодекса о преступлениях против мира и безопасности человечества. К вопросу

о работе над этим проектом Генеральная Ассамблея возвращалась неоднократно.

В 1991 году на своей XLIII сессии Комиссия международного права в

предварительном порядке приняла в первом чтении проект этого Кодекса (см.:

Организация Объединенных Нации. Генеральная Ассамблея. Комиссия

международного права. XLV сессия. 3 мая — 23 июля 1993 г. Комментарии и

замечания правительств в отношении проекта Кодекса преступлений против мира

и безопасности человечества, принятого в первом чтении Комиссией

международного права на ее XLIII сессии, с. 3—15). Однако судя по

обсуждению этого проекта и работе Комиссии по его доработке, его принятие —

дело не близкого будущего.

Основные преступления против мира и безопасности человечества (включая

военные преступления, геноцид и преступления против человечности, а кроме

того, перечень был дополнен уставами трибуналов для Югославии и Руанды

включением в него таких преступлений как пытки, заключение в тюрьму,

изнасилование, а также терроризм) вошли в юрисдикцию Международного

трибунала, учрежденного Резолюцией Совета Безопасности ООН от 22 февраля

1993 г. для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные

нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории

бывшей Югославии, а также Международного трибунала по Руанде, учрежденного

Резолюцией Совета Безопасности ООН от 8 ноября 1994 г. для судебного

преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения

международного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды,

ответственных за такие преступления, совершенные на территории соседних

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.