1. Международные преступления и преступления международного характера.
В международном праве принято выделять международные преступления и
преступления международного характера.
Обычно под международными уголовными преступлениями понимаются деяния
отдельных лиц, "прямо связанные с международными преступлениями
государств"[1]. При этом различие между международными преступлениями
государств и физических лиц происходит по их субъектам. В первом случае в
этом качестве выступают государства как таковые, во втором — физические
лица, т.е. лица, которые направляют и осуществляют государственную
политику, выражающуюся в международном преступлении соответствующего
государства и ответственные за нее. Вопрос о возможности привлечения к
ответственности государств является спорным. Впервые он возник после первой
мировой войны, когда в международных отношениях стала укрепляться идея
преступности агрессивной войны. Эта идея, пройдя через ряд международно-
правовых актов, постепенно превратилась в действующий и уже достаточно
действенный принцип международного права. Первые попытки его установления
связываются с созданием после первой мировой войны Лиги наций. В преамбуле
к статуту этой организации подчеркивается необходимость принять некоторые
обязательства по предотвращению войны и «строго соблюдать предписания
международного права, признаваемого отныне действительным правилом
поведения правительств». В Статуте отмечалось также обязательство членов
Лиги «уважать и охранять против всякого внешнего нападения территориальную
целостность и существующую политическую независимость всех членов Лиги».
В числе первых наиболее значимых международно-правовых, положивших
начало разработке института международной ответственности, стала Декларация
об ответственности гитлеровцев за совершенные зверства, принятая на
Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании
в октябре 1943 года. После этого по итогам Крымской конференции (февраль
1945 года) руководители трех держав, выражая свое отношение к будущему
Германии, заявили: «нашей непреклонной целью является уничтожение
германского милитаризма и нацизма и создание гарантий в том, что Германия
никогда больше не будет в состоянии нарушить мир всего мира».
Наконец, 1 октября 1946 года был вынесен Приговор Международного
военного трибунала, который в декабре того же года получил признание в
Организации Объединенных Наций. В Резолюции по этому поводу отмечалось,
что Генеральная Ассамблея ООН подтверждает принципы международного права,
выработанные Уставом Нюрнбергского трибунала и нашедшие отражение в его
приговоре; ныне эти принципы имеют универсальное значение.
Так был создан первый прецедент привлечения государства, совершившего
международное преступление, к международно-правовой ответственности.
Однако темпы развития этого института оказались не столь высокими, как
ожидалось, - слишком уж трудным является нахождение решений,
удовлетворяющих необходимое большинство стран мира.
В дальнейшем, после Нюрнбергского и Токийского процессов, в вопросах
ответственности государств за агрессию, преступления против мира и
человечности главную роль стал играть Совет Безопасности ООН – один из
основных постоянно действующих органов ООН. В соответствии с Уставом ООН
Совет Безопасности наделен широкими полномочиями в деле мирного
урегулирования международных споров, недопущения военных столкновений между
государствами и других нарушений мира.
При квалификации поведения государств необходимо учитывать
обстоятельства, наличие которых освобождает государства от
ответственности. Они могут быть двух видов — исключающие возникновение
ответственности и исключающие реализацию ответственности. Первые
представляют собой ситуации, при которых поведение государства,
квалифицируемое в нормальных условиях как правонарушение, признается
правомерным и не порождает ответственности. Вторые – это фактические
ситуации, при которых порожденная правонарушением ответственность
фактически не осуществляется.
Отличие между поведением государства при обстоятельствах, освобождающих
от ответственности, и поведением, смежным с правонарушениями, состоит в
том, что первое формально содержит все признаки состава, тогда как второе
лишь внешне похоже на правонарушение, но не содержит всех его признаков.
Вместе с тем российская наука международного права отвергает уголовную
ответственность государства как субъекта международного права и саму
возможность применения к нему норм уголовного права.
Получила международное признание и юридическое закрепление уголовная
ответственность физических лиц за международные преступления с
неприменимостью срока давности к таким преступлениям. Ответственность
наступает, если деяния отдельных лиц связаны с преступной деятельностью
государства и государственных органов.
Международные преступления как преступления физических лиц получили
современное наименование как преступления против мира и безопасности
человечества. Источником норм об ответственности за эти преступления
является Устав Международного военного трибунала (Нюрнбергского),
созданного для процесса по делу главных военных (немецких) преступников,
виновных в развязывании второй мировой войны. В нем были сформулированы как
основания уголовной ответственности за преступления против мира и
человечности и военные преступления, так и конкретное содержание указанных
трех разновидностей уголовно-правовых запретов (ст. 6). На первое место
среди этих преступлений были поставлены преступления против мира, то есть
планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или
войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений или
участие в общем плане или заговоре, направленных на осуществление любого из
вышеуказанных действий. К военным преступлениям были отнесены деяния,
являющиеся нарушением законов и обычаев войны, выражающиеся в убийствах,
истязаниях или уводе в рабство или для других целей гражданского населения
оккупированной территории, в убийствах или истязаниях военнопленных или
лиц, находящихся на море, в убийствах заложников, грабеже общественной или
частной собственности; бессмысленном разрушении городов или деревень;
разорении, не оправданном военной необходимостью, и других преступлениях.
Устав трибунала для Югославии дополняет и конкретизирует этот перечень,
включая в него биологические эксперименты, принуждение военнопленного или
гражданского лица служить в вооруженных силах неприятеля, взятие
гражданских лиц в качестве заложников и даже лишение военнопленного или
гражданского лица прав на нормальное судопроизводство. Все это взято из
Женевских конвенций о защите жертв войны 1949г. Запрещен также захват,
разрушение или умышленное повреждение культурных, благотворительных,
учебных, художественных и научных учреждений, исторических памятников,
художественных и научных произведений.
Преступления против человечности — это убийства, истребление,
порабощение, ссылки и другие жестокости, совершенные в отношении
гражданского населения до или во время войны, или преследования по
политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления или в
связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции трибунала, независимо от
того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они
были совершены [2]. Указанная классификация была воспроизведена и в Уставе
Токийского международного военного трибунала (1946 г.).
После Нюрнбергского и Токийского процессов в рамках ООН продолжалась
работа по развитию нормативной базы, необходимой для борьбы с
преступлениями против мира и человечества. В этих целях еще в 1947 году в
Резолюции 177 Генеральная Ассамблея ООН поручила Комиссии международного
права сформулировать принципы международного права, признанные в Уставе
Нюрнбергского трибунала (а также и в его приговоре) и составить проект
Кодекса о преступлениях против мира и безопасности человечества. К вопросу
о работе над этим проектом Генеральная Ассамблея возвращалась неоднократно.
В 1991 году на своей XLIII сессии Комиссия международного права в
предварительном порядке приняла в первом чтении проект этого Кодекса (см.:
Организация Объединенных Нации. Генеральная Ассамблея. Комиссия
международного права. XLV сессия. 3 мая — 23 июля 1993 г. Комментарии и
замечания правительств в отношении проекта Кодекса преступлений против мира
и безопасности человечества, принятого в первом чтении Комиссией
международного права на ее XLIII сессии, с. 3—15). Однако судя по
обсуждению этого проекта и работе Комиссии по его доработке, его принятие —
дело не близкого будущего.
Основные преступления против мира и безопасности человечества (включая
военные преступления, геноцид и преступления против человечности, а кроме
того, перечень был дополнен уставами трибуналов для Югославии и Руанды
включением в него таких преступлений как пытки, заключение в тюрьму,
изнасилование, а также терроризм) вошли в юрисдикцию Международного
трибунала, учрежденного Резолюцией Совета Безопасности ООН от 22 февраля
1993 г. для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные
нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории
бывшей Югославии, а также Международного трибунала по Руанде, учрежденного
Резолюцией Совета Безопасности ООН от 8 ноября 1994 г. для судебного
преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения
международного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды,
ответственных за такие преступления, совершенные на территории соседних
Страницы: 1, 2