Рефераты. Международное право в период вооруженных конфликтов






действующие от его имени морские власти должны сделать объявление о блокаде

с указанием даты начала блокады, географических границ блокируемого

побережья, срока, даваемого судам нейтральных и других невоюющих государств

для выхода из блокируемого района. Власти блокируемого побережья или

данного района должны известить иностранных консулов о блокаде данного

района. Блокада применяется в блокируемом районе одинаково к судам всех

флагов. Морская блокада прекращается со снятием ее блокирующим

государством, захвата блокируемого района противником или с разгромом

блокирующих сил.

Необходимо вместе с тем подчеркнуть, что соблюдение приведенных выше

формальностей само по себе не делает блокаду правомерной. В современных

условиях блокада считается правомерной, если она предпринимается в связи с

реализацией права на индивидуальную и коллективную самооборону в

соответствии с Уставом ООН. К морской блокаде, согласно Уставу, вправе

прибегнуть Совет Безопасности ООН, если это необходимо для поддержания или

восстановления международного мира и безопасности.

Военно-морская блокада, осуществляемая агрессором, составляет как

таковая акт агрессии. Преднамеренное нарушение блокады влечет за собой

конфискацию судна и его груза. Захват судов может осуществляться не только

по отношению к неприятельским, но и к судам нейтральных государств, если

они нарушают блокаду или перевозят грузы и предметы, отнесенные воюющей

стороной к военной контрабанде, списки которой опубликуются в начале войны.

Согласно Лондонской декларации о праве морской войны 1909 года возможность

захвата нейтрального судна за нарушение блокады обуславливается

действительной или предполагаемой осведомленностью его о блокаде. Захват

нейтральных судов за на рушение блокады может быть осуществлен только в

районе действия военных судов, обеспечивающих блокаду. Судно, признанное

виновным в нарушении блокады, конфискуется вместе с грузом, если только не

доказано, что в момент его погрузки лицо, ее производящее, не знало и не

могло знать, о намерении нарушить блокаду.

XI Гаагская конвенция о некоторых ограничениях в пользовании правом

захвата в морской войне 1907 года предусматривает абсолютную

неприкосновенность госпитальных судов, везущих больных и раненых и

отмеченных определенной эмблемой, и судов-картелей, перевозящих

парламентеров. Не подлежат также захвату, за исключением случаев нарушения

ими установленной должным образом морской блокады, почтовые суда,

прибрежные рыболовные суда, а также суда, выполняющие научные, религиозные

и филантропические функции.

Международное право не запрещает использование минного оружия. Вместе

с тем, согласно Гаагской конвенции об установке подводных, автоматически

взрывающихся от соприкосновения мин 1907 года, запрещается ставить мины, не

закрепленные на якорях (за исключением тех, что становятся безопасными

спустя час после того, как над ними будет утрачено наблюдение тем, кто

поставил мину), или закрепленные на якорях мины, которые не становятся

безопасными, после того как сорвутся с минрепов. Запрещается также ставить

мины у берегов и портов противника с целью нарушить торговое мореплавание.

Конвенция обязывает все государства принимать меры для обеспечения

безопасности мирного судоходства, а в случаях, когда наблюдение за минами

прекращено, указывать в извещениях мореплавателям или в других

общедоступных документах опасные районы и сообщать о них другим

государствам дипломатическим путем.

2.3.2. Средства и методы ведения воздушной войны

В связи с развитием НТП и повышением уровня в военно-промышленном

комплексе, особое место в международном праве вооруженных конфликтов

занимают средства и методы ведения воздушной войны. Положения

дополнительного протокола I направлены на защиту гражданского населения от

нападений с воздуха. Нападения с воздуха могут быть направлены только

против военных объектов. Запрещается нападение или угроза нападения,

основная цель которого состоит в том, чтобы терроризировать гражданское

население.

Особый запрет установлен в отношении неизбирательного нападения, то

есть такого, которое направлено как на военные, так и на невоенные объекты.

При нанесении ударов с воздуха надлежит:

1. удостовериться в военном характере целей;

2. выбирать такие методы и средства, которые сводят к минимуму

случайное поражение гражданских объектов и населения;

3. воздерживаться от нападения, если конкретное и прямое военное

преимущество от него будет несравнимо уступать случайным потерям

гражданского характера.

При ведении военных действий в воздухе надлежит принимать меры для

минимизации ущерба гражданским лицам и объектам, в частности предупреждать

о нападениях, могущих затронуть гражданское население.

Дополнительный протокол I провозглашает принцип уважения и защиты

санитарных летательных аппаратов и устанавливает условия такой защиты.

Стороны в конфликте не имеют права использовать санитарную авиацию для

получения военного преимущества над другим противником, в частности для

сбора и передачи разведывательных сведений.

2.4. Режим военной оккупации

От других видов пребывания войск на иностранной территории военная

оккупация отличается совокупностью присущих ей признаков. Колосов Ю.М.

определяет военную оккупацию как вид временного пребывания значительных

воинских формирований на территории иностранного государства в условиях

состояния войны между этим государством и государством принадлежности таких

формирований, при котором прекращается эффективное осуществление власти

правительством того государства, которому принадлежит занятая территория, а

административная власть осуществляется в пределах, определенных

международным правом, высшими командными воинских формирований[21]. Нужно

отметить, что определение довольно размытое, громоздкое и затрудненное для

понимания, поэтому, мы считаем, что в данном случае лучше пользоваться

определением Бирюкова П.Н., который дет следующее определение военной

оккупации: военная оккупация – это временный захват территории (части

территории) одного государства вооруженными силами другого государства и

установлении военной администрации на захваченной территории[22].

Военная оккупация не ведет к распространению суверенитета

оккупирующего государства на занятую его войсками территорию. Согласно

законам и обычаям сухопутной войны, воспрещается принуждать население

занятой области давать сведения об армии другого воюющего государства или о

его средствах обороны. Честь и семейные права, жизнь отдельных лиц и

частная собственность, а также религиозные убеждения и отправление обрядов

веры должны уважаться. Контрибуции могут взиматься лишь на основании

письменного разрешения начальствующего командира, и по каждой контрибуции

должна выдаваться расписка. Повинности не должны включать обязанности для

населения принимать участия в военных действиях против своего отечества.

Одним из важнейших положений Женевской конвенции о защите гражданских

лиц во время войны 1949 года является запрет угона и депортации гражданских

лиц из оккупированной территории на территорию оккупирующей державы или на

территорию третьего государства, равно как и перемещение части собственного

гражданского населения на оккупированную территорию. Однако, допускается

полная или частичная эвакуация определенного района в силу особо веских

соображений военного характера или для безопасности населения.

Помимо вышеизложенного в отношении гражданских лиц запрещается:

. совершать любые акты насилия, запугивания или оскорбления;

. применять меры принуждения, физического или морального порядка, в

частности, с целью получения сведений;

. применять пытки, телесные наказания, медицинские опыты и т.д.;

. применять коллективные наказания.

Иностранцам, оказавшимся на оккупированной территории, обеспечивается

право ее покинуть в возможно короткие сроки. И, что необходимо отметить,

уголовное законодательство должно в принципе оставаться каким было до

оккупации, кроме положений, которые представляют угрозу безопасности

оккупирующей державы. Судебным органам оккупированной территории должно

быть разрешено продолжение исполнения своих функций.

Защита прав личности во время вооруженного конфликта

3.1. Правовой режим раненных и больных

Режим данной категории лиц регламентируется главным образом Женевской

конвенцией об улучшении участи раненных и больных в действующих армиях 1949

года и Женевской конвенцией об улучшении участи раненных, больных и лиц,

потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 года.

Раненными и больными в целях предоставления защиты, предусмотренной

нормами международного гуманитарного права, считаются гражданские лица и

военнослужащие, находящиеся в районе вооруженного конфликта, которые

вследствие травмы, болезни, другого физического расстройства или

инвалидности нуждаются в медицинской помощи при уходе и которые

воздерживаются от любых военных действий.[23] К этой категории относятся

также роженицы, новорожденные, немощные, беременные женщины. Гражданские

лица и военнослужащие, которые подвергаются опасности на море или в других

водах в результате несчастного случая с перевозившим их судном или

летательным аппаратом и которые воздерживаются от любых враждебных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.