порой и делают из нее исключение.
Способы толкования:
n грамматическое - это уяснение смысла нормы путем анализа ее текста с
точки зрения этимологии, лексики, синтаксиса и даже стилистики
данного языка;
n логическое - анализ нормы путем использования законов и правил
логики;
n специально-юридическое представляет собой выяснение юр характеристик
межд-прав нормы. Речь идет о таких моментах, как: находится ли норма
в силе, каков круг ее субъектов, на которых распространяется ее
действие и т д.;
n систематическое - анализ нормы как элемента системы межд права в ее
взаимосвязи с целями и принципами, а также с иными нормами;
n телеологическое - определяет содержание нормы в соответствии со
стоящей перед ней целью;
n историческое - выяснение смысла нормы в свете исторических условий ее
принятия.
Сфера действия межд права.
Под сферой действия межд права понимается область применения межд-прав
средств воздействия на объект регулирования. Эта сфера имеет три основных
аспекта - субъектный, объектный и пространственный.
Субъектная и объектная сферы. Субъектная сфера определяется кругом
субъектов, на кот распространяется действие межд права. Важным изменением
субъектной сферы явилось включение в нее межгос организаций.
Объектная сфера - это круг регулируемых отношений, кот явл его
объектом. Объектная сфера связана с субъектной, поскольку в нее входят
только отношения между субъектами межд права.
Все эти аспекты сферы действия межд права практически важны. Для всех
договоров первостепенное значение имеет субъектная сфера - на кого
распространяется его действие. Объектная сфера определяется содержанием
договора - какие виды отношений и в какой мере им регулируются.
Пространственная сфера. Пространственная (или территориальная) сфера
действия межд права привлекает основное внимание практики, именно ей
посвящены постановления договоров о сфере их действия. Речь идет о тех
сухопутных, водных, воздушных, космических пространствах, в которых
действует межд право.
Разграничение пространственных сфер действия межд и национального
права. В пределах своей территории гос-во осуществляет полный и
исключительный суверенитет. Граница гос территории проходит по внешнему
пределу территориальных вод. Тем не менее в интересах межд судоходства межд
право ограничило осуществление прав суверена в территориальных водах,
предоставив иностранным судам право мирного прохода. Мирный проход
регулируется правом прибрежного гос-ва, но оно должно соответствовать межд
праву.
Межд право закрепило положение, согласно кот деятельность физ и юр лиц
в межд пространствах (воздушное, космическое, открытое море, Антарктика)
регулируется национальным правом, естественно в рамках межд права.
Межд право и экстратерриториальное действие национального права.
Человек обладает юр статусом, комплексом прав и обязанностей, обретенных в
определенной правовой системе. При перемещении в сферу действия другой
правовой системы он не может лишаться своих личных, имущественных и многих
других прав. В результате права, созданные в рамках одной национальной
правовой системы, должны признаваться в сфере действия другой. Это наиболее
давний и массовый случай экстратерриториального действия нац права.
Общее правило, опирающееся на осн принципы межд права, состоит в том,
что гос-во осуществляет полную юрисдикцию в пределах своей территории и
ограниченную - в отношении своих граждан и организаций за рубежом.
Международное и национальное право.
Для того, чтобы быть способными регулировать отношения с участием физ и
юр лиц, содержащиеся в межд праве правила должны войти в правовую систему
страны в установленном ею порядке. Этот процесс обычно именуют
трансформацией. Она может быть общей и индивидуальной. При общей - гос-во
устанавливает, что все или только определенные виды принятых ими межд-прав
норм явл частью права страны. При индивидуальной - необходимо в каждом
случае вводить межд нормы в право страны специальным актом.
Трансформация может быть прямой и опосредованной. При первой - правила
договора порождают тождественные правила в национальном праве в силу самого
акта ратификации. При опосредованной - на основе договора издается
национальный нормативный акт, с большей или меньшей полнотой
воспроизводящий положения договора.
Особым видом имплементации межд норм явл отсылка. Во многих законах
говорится, что те или иные его положения будут применяться в соответствии с
определенным договором или что в установленном случае следует применять
такой-то договор.
Межд и конституционное право. Современное межд право со значительной
полнотой определяет содержание центральных положений конституционного права
- норм о правах человека. Роль межд права в этом находит все более
основательное признание в конституционном праве, кот устанавливает, что
права человека определяются в соответствии с межд правовыми нормами. Более
того идет процесс утверждения принципа демократии, согласно кот
единственным легитимным правлением гос-ва признают демократию. Объясняется
все это тем, что иначе не возможно обеспечить мирный мировой порядок, а
следовательно и выживание человечества.
Межд право и компетенция органов гос-ва. Особенно значительно влияние
межд права на компетенцию органов внешних сношений. Так, межд право
определяет, какие органы могут давать окончательное согласие на
обязательность межд договоров без специальных полномочий.
Межд право влияет и на осущ зак-ной власти. Последняя не может издавать
законы, противоречащие межд праву. Законодатель ограничен межд
обязательствами гос-ва. Более того он обязан издавать законы, необходимые
для осуществления норм межд права.
Конституционные суды и межд право. Усиление влияния межд права на
национальное, включая конституционное, вызывает к жизни новые формы
контроля за соответствием межд обязательств конституции страны.
Существенную роль в этом способны играть получающие все более широкое
распространение конст суды, основная задача кот - следить за
конституционностью зак-ных актов. Контроль за конституционностью межд
договоров - это новая для них функция. Суды к этому вопросу подходят
осторожно.
Резолюции межд органов, организаций и нац право. Рассматриваемые акты
порождают лишь морально-политические обязательства, что вовсе не исключает
их влияния на нац право. Кроме того, при выяснении содержания норм межд
права, в том числе и инкорпорированных в нац право, приходится прибегать к
помощи резолюций конференций и организаций. Существуют способы придания
содержанию резолюций юр силы и тем самым включения его в нац право.
Основные принципы межд права.
Основные принципы закреплены Уставом ООН. Их содержание раскрывается в
Декларации о принципах межд права, касающихся дружественных отношений и
сотрудничества в соотв с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей в
1970 г., а также в Заключительном акте Совещания по безопасности и
сотрудничеству в Европе 1975 г.
Принцип неприменения силы. В качестве главной цели Устав ООН
установил: избавить грядущие поколения от бедствий войны, принять практику,
в соответствии с которой вооруженные силы применяются не иначе, как в общих
интересах. Устав запретил применение не только вооруженной силы, но и силы
вообще. Более того, запрещена даже угроза силой каким-либо образом,
несовместимым с целями ООН.
Устав предусматривает возможность применения силы или угрозы силой лишь
в двух случаях. Во-первых, по решению Совета Безопасности в случае угрозы
миру, любого нарушения мира или акта агрессии. Во-вторых, в порядке
осуществления права на самооборону в случае вооруженного нападения, до тех
пор, пока Совет Безопасности не примет необходимых мер для поддержания межд
мира и безопасности.
Принцип мирного разрешения споров. Принцип закреплен в Уставе ООН и во
всех межд актах, излагающих принципы межд права. Ему спец посвящен ряд
резолюций ГА, среди кот можно выделить Манильскую декларацию о мирном
разрешении межд споров 1982 г. Первым многосторонним актом, установившим
этот принцип, был Статут Лиги Наций.
В соответствии с Уставом ООН Декларация о принципах межд права 1970 г.
сформулировала принцип следующим образом: “Каждое государство разрешает
свои межд споры с другими гос-вами мирными средствами таким образом, чтобы
не подвергалось угрозе межд мир и безопасность и справедливость”.
Принцип уважения прав человека. Закреплен, кроме Устава ООН, во
Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и в двух пактах 1966 г.: один - о
гражданских и полит правах, другой - об экономических, социальных и
культурных правах. Был заключен ряд конвенций по конкретным аспектам: о
предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948), о
ликвидации всех форм расовой дискриминации(1966), о ликвидации всех форм
дискриминации в отношении женщин (1979), о правах ребенка (1989) и др.
Принцип суверенного равенства. В Уставе ООН в статье о принципах на
первое место поставлен пункт, кот гласит: “Организация основана на принципе
суверенного равенства всех ее Членов”. Основное содержание принципа состоит
в следующем: гос-ва обязаны уважать суверенное равенство и своеобразие друг
друга, а также все права, присущие суверенитету, уважать правосубъектность
других гос-в. Каждое гос-во имеет право свободно выбирать и развивать свою
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6