Рефераты. Международная организация по стандартизации ИСО






Международная организация по стандартизации ИСО

Министерство образования Российской Федерации

Уральский государственный экономический университет

Реферат

по стандартизации, сертификации, метрологии

Тема: Международная организация по стандартизации (ИСО)

Исполнитель: студент гр. КД-99-I

Павлов А.

Руководитель: к.э.н., доцент

Бушуев Р.В.

Екатеринбург

2000

план

Введение 3

1. Основные цели и задачи. 4

2. Организационная структура. 7

3. Порядок разработки международных стандартов. 12

5. Перспективные задачи ИСО. 16

Заключение 19

Список использованной литературы 20

Введение

Рассмотрим ИСО.

1. Основные цели и задачи.

Международная организация по стандартизации создана в 1946 г. двадцатью

пятью национальными организациями по стандартизации. Фактически работа ее

началась с 1947 г. СССР был одним из основателей организации, постоянным

членом руководящих органов, дважды представитель Госстандарта избирался

председателем организации. Россия стала членом ИСО как правопреемник

распавшегося государства.

При создании организации и выборе ее названия учитывалась необходимость

того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для

этого было решено использовать греческое слово isos – равный, вот почему на

всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое

название ISO (ИСО).

Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме

электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международная

электротехнической комиссии (МЭК). Некоторые виды работ выполняются

совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации ИСО занимается

проблемами сертификации.

ИСО определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию

стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения

международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества

в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.

Основные объекты стандартизации и количество стандартов (в % от общего

числа) характеризуют обширный диапазон интересов организации.

|Машиностроение |29 % |

|Химия |13 % |

|Неметаллические материалы |12 % |

|Руды и металлы |9 % |

|Информационная техника |8 % |

|Сельское хозяйство |8 % |

|Строительство |4 % |

|Специальная техника |3 % |

|Охрана здоровья и медицина |3 % |

|Основополагающие стандарты |3 % |

|Окружающая среда |3 % |

|Упаковка и транспортировка товаров |2 % |

Остальные стандарты относятся к здравоохранению и медицине, охране

окружающей среды, другим техническим областям. Вопросы информационной

технологии, микропроцессорной техники и т.п. — это объекты совместных

разработок ИСО/МЭК. В последние годы ИСО уделяет много внимания

стандартизации систем обеспечения качества. Практическим результатом усилий

в этих направлениях являются разработка и издание международных стандартов.

При их разработке ИСО учитывает ожидания всех заинтересованных сторон –

производителей продукции (услуг), потребителей, правительственных кругов,

научно-технических и общественных организаций.

На сегодняшний день в состав ИСО входят 120 стран своими национальными

организациями по стандартизации. Россию представляет Госстандарт РФ в

качестве комитета – члена ИСО. Всего в составе ИСО более 80 комитетов-

членов. Кроме комитетов-членов членство в ИСО может иметь статус членов-

корреспондентов, которыми являются организации по стандартизации

развивающихся государств. Категория член-абонент введена для развивающихся

стран. Комитеты-члены имеют право принимать участие в работе любого

технического комитета ИСО, голосовать по проектам стандартов, избираться в

состав Совета ИСО и быть представленными на заседаниях Генеральной

ассамблеи. Члены-корреспонденты (их 25) не ведут активной работы в ИСО, но

имеют право на получение информации о разрабатываемых стандартах. Члены-

абоненты уплачивают льготные взносы, имеют возможность быть в курсе

международной стандартизации.

Сильные национальные организации в странах-членах ИСО являются опорой

для ее функционирования. Поэтому комитетами-членами признаются только те

организации, которые наилучшим образом отражают положение своей страны в

области стандартизации и имеют значительный опыт и компетентность, что

требуется для эффективной деятельности по международной стандартизации.

Национальные организации — это проводники всех достижений ИСО в свои

страны, а также выразители национальной точки зрения в соответствующих

технических комитетах организации.

2. Организационная структура.

[pic]

Рис. 1. Организационная структура ИСО

Организационно в ИСО входят руководящие и рабочие органы (рис. 1).

Руководящие органы: Генеральная ассамблея (высший орган), Совет,

Техническое руководящее бюро. Рабочие органы — технические Комитеты (ТК),

подкомитеты, технические консультативные группы (ТКГ).

Генеральная ассамблея – это собрание должностных лиц и делегатов,

назначенных комитетами-членами. Каждый комитет-член имеет право представить

не более трех делегатов, но их могут сопровождать наблюдатели. Члены-

корреспонденты и члены-абоненты участвуют как наблюдатели.

Совет руководит работой ИСО в перерывах между сессиями Генеральной

ассамблеи. Совет имеет право, не созывая Генеральной ассамблеи, направить в

комитеты-члены вопросы для консультации или поручить комитетам-членам их

решение. На заседаниях Совета решения принимаются большинством голосов

присутствующих на заседании комитетов-членов Совета. В период между

заседаниями и при необходимости Совет может принимать решения путем

переписки.

Совету ИСО подчиняется семь комитетов: ПЛАКО (техническое бюро), СТАКО

(комитет по изучению научных принципов стандартизации); КАСКО (комитет по

оценке соответствия); ИНФКО (комитет по научно-технической информации);

ДЕВКО (комитет по оказанию помощи развивающимся странам); КОПОЛКО (комитет

по защите интересов потребителей); РЕМКО (комитет по стандартным образцам).

ПЛАКО подготавливает предложения по планированию работы ИСО, по

организации и координации технических сторон работы. В сферу работы ПЛАКО

входят рассмотрение предложений по созданию и роспуску технических

комитетов, определение области стандартизации, которой должны заниматься

комитеты.

СТАКО обязан оказывать методическую и информационную помощь Совету ИСО

по принципам и методике разработки международных стандартов. Силами

комитета проводятся изучение основополагающих принципов стандартизации и

подготовка рекомендаций по достижению оптимальных результатов в данной

области. СТАКО занимается также терминологией и организацией семинаров по

применению международных стандартов для развития торговли.

КАСКО занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг

процессов и систем качества требованиям стандартов, изучая практику этой

деятельности и анализируя информацию. Комитет разрабатывает руководства по

испытаниям и оценке соответствия (сертификации) продукции, услуг, систем

качества, подтверждению компетентности испытательных лабораторий и органов

по сертификации. Важная область работы КАСКО - содействие взаимному

признанию и принятию национальных и региональных систем сертификации, а

также использованию международных стандартов в области испытаний и

подтверждения соответствия. КАСКО совместно с МЭК подготовлен целый ряд

руководств по различным аспектам сертификации, которые широко используются

в странах-членах ИСО и МЭК: принципы, изложенные в этих документах, учтены

в национальных системах сертификации, а также служат основой для соглашений

по оценке соответствия взаимопоставляемой продукции в торгово-экономических

связях стран разных регионов. КАСКО также занимается вопросами создания

общих требований к аудиторам по аккредитации испытательных лабораторий и

оценке качества работы аккредитующих органов; взаимного признания

сертификатов соответствия продукции и систем качества и др.

ДЕВКО изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и

разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области.

Главные функции ДЕВКО: организация обсуждения в широких масштабах всех

аспектов стандартизации в развивающихся странах, создание условий для

обмена опытом с развитыми странами; подготовка специалистов по

стандартизации на базе различных обучающих центров в развитых странах;

содействие ознакомительным поездкам специалистов организаций, занимающихся

стандартизацией в развивающихся странах; подготовка учебных пособий по

стандартизации для развивающихся стран; стимулирование развития

двустороннего сотрудничества промышленно развитых и развивающихся

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.