Министерство образования Российской Федерации
Уральский государственный экономический университет
Реферат
по стандартизации, сертификации, метрологии
Тема: Международная организация по стандартизации (ИСО)
Исполнитель: студент гр. КД-99-I
Павлов А.
Руководитель: к.э.н., доцент
Бушуев Р.В.
Екатеринбург
2000
план
Введение 3
1. Основные цели и задачи. 4
2. Организационная структура. 7
3. Порядок разработки международных стандартов. 12
5. Перспективные задачи ИСО. 16
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Введение
Рассмотрим ИСО.
1. Основные цели и задачи.
Международная организация по стандартизации создана в 1946 г. двадцатью
пятью национальными организациями по стандартизации. Фактически работа ее
началась с 1947 г. СССР был одним из основателей организации, постоянным
членом руководящих органов, дважды представитель Госстандарта избирался
председателем организации. Россия стала членом ИСО как правопреемник
распавшегося государства.
При создании организации и выборе ее названия учитывалась необходимость
того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для
этого было решено использовать греческое слово isos – равный, вот почему на
всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое
название ISO (ИСО).
Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме
электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международная
электротехнической комиссии (МЭК). Некоторые виды работ выполняются
совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации ИСО занимается
проблемами сертификации.
ИСО определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию
стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения
международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества
в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.
Основные объекты стандартизации и количество стандартов (в % от общего
числа) характеризуют обширный диапазон интересов организации.
|Машиностроение |29 % |
|Химия |13 % |
|Неметаллические материалы |12 % |
|Руды и металлы |9 % |
|Информационная техника |8 % |
|Сельское хозяйство |8 % |
|Строительство |4 % |
|Специальная техника |3 % |
|Охрана здоровья и медицина |3 % |
|Основополагающие стандарты |3 % |
|Окружающая среда |3 % |
|Упаковка и транспортировка товаров |2 % |
Остальные стандарты относятся к здравоохранению и медицине, охране
окружающей среды, другим техническим областям. Вопросы информационной
технологии, микропроцессорной техники и т.п. — это объекты совместных
разработок ИСО/МЭК. В последние годы ИСО уделяет много внимания
стандартизации систем обеспечения качества. Практическим результатом усилий
в этих направлениях являются разработка и издание международных стандартов.
При их разработке ИСО учитывает ожидания всех заинтересованных сторон –
производителей продукции (услуг), потребителей, правительственных кругов,
научно-технических и общественных организаций.
На сегодняшний день в состав ИСО входят 120 стран своими национальными
организациями по стандартизации. Россию представляет Госстандарт РФ в
качестве комитета – члена ИСО. Всего в составе ИСО более 80 комитетов-
членов. Кроме комитетов-членов членство в ИСО может иметь статус членов-
корреспондентов, которыми являются организации по стандартизации
развивающихся государств. Категория член-абонент введена для развивающихся
стран. Комитеты-члены имеют право принимать участие в работе любого
технического комитета ИСО, голосовать по проектам стандартов, избираться в
состав Совета ИСО и быть представленными на заседаниях Генеральной
ассамблеи. Члены-корреспонденты (их 25) не ведут активной работы в ИСО, но
имеют право на получение информации о разрабатываемых стандартах. Члены-
абоненты уплачивают льготные взносы, имеют возможность быть в курсе
международной стандартизации.
Сильные национальные организации в странах-членах ИСО являются опорой
для ее функционирования. Поэтому комитетами-членами признаются только те
организации, которые наилучшим образом отражают положение своей страны в
области стандартизации и имеют значительный опыт и компетентность, что
требуется для эффективной деятельности по международной стандартизации.
Национальные организации — это проводники всех достижений ИСО в свои
страны, а также выразители национальной точки зрения в соответствующих
технических комитетах организации.
2. Организационная структура.
[pic]
Рис. 1. Организационная структура ИСО
Организационно в ИСО входят руководящие и рабочие органы (рис. 1).
Руководящие органы: Генеральная ассамблея (высший орган), Совет,
Техническое руководящее бюро. Рабочие органы — технические Комитеты (ТК),
подкомитеты, технические консультативные группы (ТКГ).
Генеральная ассамблея – это собрание должностных лиц и делегатов,
назначенных комитетами-членами. Каждый комитет-член имеет право представить
не более трех делегатов, но их могут сопровождать наблюдатели. Члены-
корреспонденты и члены-абоненты участвуют как наблюдатели.
Совет руководит работой ИСО в перерывах между сессиями Генеральной
ассамблеи. Совет имеет право, не созывая Генеральной ассамблеи, направить в
комитеты-члены вопросы для консультации или поручить комитетам-членам их
решение. На заседаниях Совета решения принимаются большинством голосов
присутствующих на заседании комитетов-членов Совета. В период между
заседаниями и при необходимости Совет может принимать решения путем
переписки.
Совету ИСО подчиняется семь комитетов: ПЛАКО (техническое бюро), СТАКО
(комитет по изучению научных принципов стандартизации); КАСКО (комитет по
оценке соответствия); ИНФКО (комитет по научно-технической информации);
ДЕВКО (комитет по оказанию помощи развивающимся странам); КОПОЛКО (комитет
по защите интересов потребителей); РЕМКО (комитет по стандартным образцам).
ПЛАКО подготавливает предложения по планированию работы ИСО, по
организации и координации технических сторон работы. В сферу работы ПЛАКО
входят рассмотрение предложений по созданию и роспуску технических
комитетов, определение области стандартизации, которой должны заниматься
комитеты.
СТАКО обязан оказывать методическую и информационную помощь Совету ИСО
по принципам и методике разработки международных стандартов. Силами
комитета проводятся изучение основополагающих принципов стандартизации и
подготовка рекомендаций по достижению оптимальных результатов в данной
области. СТАКО занимается также терминологией и организацией семинаров по
применению международных стандартов для развития торговли.
КАСКО занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг
процессов и систем качества требованиям стандартов, изучая практику этой
деятельности и анализируя информацию. Комитет разрабатывает руководства по
испытаниям и оценке соответствия (сертификации) продукции, услуг, систем
качества, подтверждению компетентности испытательных лабораторий и органов
по сертификации. Важная область работы КАСКО - содействие взаимному
признанию и принятию национальных и региональных систем сертификации, а
также использованию международных стандартов в области испытаний и
подтверждения соответствия. КАСКО совместно с МЭК подготовлен целый ряд
руководств по различным аспектам сертификации, которые широко используются
в странах-членах ИСО и МЭК: принципы, изложенные в этих документах, учтены
в национальных системах сертификации, а также служат основой для соглашений
по оценке соответствия взаимопоставляемой продукции в торгово-экономических
связях стран разных регионов. КАСКО также занимается вопросами создания
общих требований к аудиторам по аккредитации испытательных лабораторий и
оценке качества работы аккредитующих органов; взаимного признания
сертификатов соответствия продукции и систем качества и др.
ДЕВКО изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и
разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области.
Главные функции ДЕВКО: организация обсуждения в широких масштабах всех
аспектов стандартизации в развивающихся странах, создание условий для
обмена опытом с развитыми странами; подготовка специалистов по
стандартизации на базе различных обучающих центров в развитых странах;
содействие ознакомительным поездкам специалистов организаций, занимающихся
стандартизацией в развивающихся странах; подготовка учебных пособий по
стандартизации для развивающихся стран; стимулирование развития
двустороннего сотрудничества промышленно развитых и развивающихся
Страницы: 1, 2