истреблять и захватывать неприятельскую собственность, если это
«настоятельно не вызывается военной необходимостью»; запрет убивать
сдавшихся и «объявлять, что никому не будет дано пощады»; требование к
командирам принимать все возможные меры к охране памятников старины и
культуры, а также медицинских учреждений; запрет отдавать на разграбление
города и местности, даже взятые приступом; была запрещена конфискация
частной собственности и грабежей, но допускалось взимание налогов, пошлин и
других денежных сборов «по возможности сообразно с существующими правилами»
и пр. События двух мировых войн показали, что действенность в том числе
этой конвенции не была достаточно значительной, хотя она, несомненно,
ограничивала в ряде случаев произвол сторон, что, конечно, не относится к
действиям гитлеровской Германии и ее союзников. В продолжение этой
конвенции были приняты, в частности, Конвенция об обращении с
военнопленными от 12 августа 1949 г. и Дополнительные протоколы 1 и 2 1977
г. (в части международно-правовой защиты военнопленных); Конвенция о защите
культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г. и
Четвертая Женевская конвенция 1949 г. (в части международно-правовой защиты
гражданского населения и культурных ценностей).
Еще одна конвенция была посвящена правам и обязанностям нейтральных
держав в сухопутной войне. Воюющим сторонам запрещалось проводить через нее
свои войска, создавать и пользоваться сооружениями, предназначенными для
вооруженных действий. В свою очередь, нейтральные государства были обязаны
соблюдать равное отношение ко всем участникам конфликта. При этом отражение
нейтральной державой, даже силой, покушений на ее нейтралитет не
рассматривалось как враждебное действие.
В Гааге было принято 8 конвенций, посвященных войне на море. Они
регламентировали следующий круг вопросов: об обращении торговых судов в
военные; о начале военных действий и положении неприятельских торговых
судов; о постановке мин и бомбардировках; о применении к морской войне
начал Женевской конвенции; о больных и раненых; о праве захвата; об
учреждении Мировой призовой палаты (не действует в настоящее время); о
правах и обязанностях нейтральных держав в морской войне. Гаагские
конвенции были дополнены на Лондонской морской конференции 1908-1909 гг. и
вошли в принятую там Декларацию о праве морской войны, которая определила
юридические нормы морской блокады, военной контрабанды и порядок оказания
услуг воюющим со стороны нейтральных держав, а также более частные моменты
– о порядке перемены флага, определении принадлежности груза нейтральной
или неприятельской стороны, о конвоях и вознаграждении за убытки. Важно
отметить, что значительная часть этих постановлений оказалась
сформулирована столь удачно, что они сохранили силу на протяжении почти
всего текущего столетия. Несмотря на то, что Декларацию о праве морской
войны подписали многие государства, она так и не вступила в силу, поскольку
не получила достаточного для этого количества ратификаций.
Конвенции, принятые на Гаагской конференции мира 1907 г., явились
результатом первой в истории международного права крупной кодификации
правил ведения войны и мирного разрешения международных споров. Многие из
этих правил до Гаагских конференций мира имели обычно-правовой характер.
Документы Гаагских конференций мира явились вехой в формировании
международного гуманитарного права.
Задача.
Если считать верным утверждение, что 19 век «дал человечеству
цивилизацию и культуру» (Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. М.,
БЕК, 1996, с. 50), то следует также признать бесспорным мнение о том, что
«элементом этой культуры и цивилизации является международное право» (там
же). Важнейший вклад в развитие этой правовой системы внесли, в частности,
Венский и Парижский мирный конгрессы, оформившие своими решениями окончание
наполеоновский войн и так называемом «Крымской кампании». Был дан импульс
развитию ряда отраслей международного права, включая регулирование
торгового судоходства по международным рекам и проливам, нейтрализацию и
демилитаризацию некоторых пространственных сфер, защиту прав человека,
создание международных союзов, деятельность в области внешних сношений.
Как конкретно решения вышеназванных форумов повлияли на развитие
некоторых специальных принципов и норм современного международного права.
Принцип уважения прав и основных свобод человека, а также специальный
принцип запрещения всех форм и видов дискриминации прямо связан с принятием
на Венском конгрессе 8 февраля 1815 г. Декларации держав о прекращении
торговли неграми. Декларация не указала точную дату прекращения торговли, и
констатировала, что «определение срока, к коему сия ненавистная торговля
должна быть прекращена повсюду, остается предметом переговоров между
дворами», однако она явилась одним из первых актов официально осудивших и
заложившим некоторые предпосылки фактической отмены рабства.
Становление принципа мирного урегулирования споров, а также принципа
запрещения применения силы или угрозы силой тесно связано с такими
международно-правовыми актами, как Гаагские: Конвенция о международном
регулировании споров и Конвенция об ограничении применения силы при
взыскании по долговым обязательствам. Принятие 5 (18) октября 1907 г.
Конвенции о мирном разрешении международных столкновений фактически
положило начало процессу нормативного наполнения принципа мирного
разрешения международных споров, являющегося одним из основополагающих
принципов современного международного права. В качестве универсальной нормы
этот принцип существует лишь с 1945 г., с включения в Устав ООН, но как
многосторонняя норма он применялся уже после указанной Гаагской конвенции.
Кроме того, в становлении этих принципов определенное значение сыграла
Конвенция об ограничении в применении силы при взыскании по договорным
долговым обязательствам, которая установила, что: «Договаривающиеся Державы
согласились не прибегать к вооруженной силе для истребования договорных
долгов, взыскиваемых Правительством одной страны с Правительства другой
страны, как причитающихся ее подданным». Однако, довольно существенное
ограничение, включенное в Конвенцию, заключавшееся в том, что отказ от
вооруженных действий «не может иметь применения, когда Государство-должник
отвергает или оставляет без ответа предложение о третейском разбирательстве
или, в случае принятия такового, делает невозможным установление третейской
записи, или после третейского разбирательства, уклоняется от исполнения
поставленного решения», не способствовало укреплению рассматриваемых
принципов.
Первым опытом постановки вопроса о разоружении, и следовательно,
формирования принципа всеобщего и полного разоружения, явилась Первая
Гаагская Конференция, которая изначально мыслилась инициатору ее проведения
– России, как международная конференция по ограничению гонки вооружений. И
хотя никаких конкретных решений принято не было, все же стороны
согласились, что «ограничения военных издержек, тяготеющих над миром,
весьма желательно в интересах увеличения материального благосостояния
человечества и поднятия его нравственного уровня», что, вероятно, закрепило
основы указанного принципа. Кроме того, ряд подписанных Деклараций
(например, Декларация о неупотреблении снарядов, имеющим единственным
назначением распространять удушающие или вредоносные газы, Декларация о
неупотреблении легко разворачивающихся или сплющивающихся пуль), заложили
основы норм, призванных регулировать вооружение и сократить и остановить
гонку вооружений.
Парижский конгресс ввел в международное право понятия институтов
нейтрализации и демилитаризации. Конгресс объявил нейтрализованным Черное
море, и несмотря на то, что нейтрализация в дальнейшем была ликвидирована,
институт нейтрализации принадлежит к праву территорий и других пространств
и установлен в качестве правового режима для ряда территорий. То же
касается и института демилитаризации, за исключением того, что Аландские
острова демилитаризованы и в настоящее время.
Венский и Парижский Конгрессы и Гаагские Конференции рассмотрели ряд
вопросов морского права, в основном касавшихся обеспечения свободы действий
военных флотов (отмена каперства, свобода военного мореплавания на Черном
море, на Дунае и др.) и постановили ряд норм, касающихся частичной
регламентации деятельности военных флотов во время морской войны (права и
обязанности нейтральных держав во время морской войны, ограничение права
захвата на море, ограничение использования минного оружия и пр.)
Парижский конгресс и Гаагские конференции мира внесли существенный
вклад в международное право в период вооруженных конфликтов, преобразовав
ряд международных обычаев ведения войны в договорные нормы и
непосредственным образом повлияв на формирование таких специальных
принципов данной отрасли права, как принцип ограничения воюющих в выборе
средств и методов ведения войны; принцип запрещения использовать оружие,
которое увеличивает страдания людей, делает их смерть неизбежной или имеет
неизбирательное действие; принцип защиты жертв войны и пр. К числу
соглашений, оказавших влияние на формирование этих принципов, относятся,
Декларация о морской войне 1856 г., Декларация о неупотреблении легко
разворачивающихся и сплющивающихся пуль 1899 г., Гаагская конвенция о
постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин,
Гаагская конвенция об открытии военных действий, о законах и обычаях
сухопутной войны и пр.
Список литературы
1. Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. История международного права. М., 1990.
с. 118-127
2. Левин Д.Б. История международного права. М., 1962. с. 61-67
3. Международное право. Учебник для вузов. Отв. Редактор проф.
Игнатенко Е.В. и проф. Тиунов О.И. М., 2003.
4. Международное право в документах: Учебное пособие. М., 2003.
5. Международное публичное право. Учебник. Под редакцией д.ю.н. проф.
Бекяшева К.А. М., 2003.
6. Международные договоры и акты нового времени. Проф. Коровин Е.А. Под
общей редакцией проф. Магеровского Д.А. М., 1924. с. 11-30.
7. Российская юридическая энциклопедия. Гл. редактор Сухарев А.Я. М.,
1999.
8. Российский ежегодник международного права. Статья Егорова С.А.
«Первая Гаагская конференция мира: история и современность». М.,
1997. с. 117-127.
Страницы: 1, 2, 3