Рефераты. Источники международного экономического права






взаимных торговых отношениях. Сферой её деятельности являются различные

торговые соглашения и связанные с ними документы юридического характера,

например, Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1994).[3]

ВТО выполняет следующие функции (ст. 3):

- содействие выполнению, администрированию, реализации положений и

достижению целей многосторонних торговых соглашений;

- является механизмом для реализации указанных соглашений;

- выступает как организация, обеспечивающая проведение переговоров

между её членами относительно их торговых взаимоотношений;

- регламентирует правила и процедуры урегулирования споров;

- администрирует механизм пересмотра торговой политики;

- взаимодействует с МВФ и МБРР.

ВТО возглавляется генеральным директором и финансируется на взносы её

членов.

По статусу ВТО является юридическим лицом и наделяется такими

полномочиями, которые могут быть необходимы для осуществления её

функций.[4]

Самое важное и существенное значение для формирования норм

международного экономического права имеют некоторые специальные виды

международных договоров.

Имеются ввиду торговые договоры, которые могут именоваться также

договорами о торговле и мореплавании и т.п. Основное в них – это

закрепление, как правило, определенного вида торгово-экономического режима

во взаимных отношениях государств и их физических и юридических лиц.

Например, режим наибольшего благоприятствования, национальный режим,

преференциальный, недискриминации, взаимной выгоды.

В торговле и в других видах экономического сотрудничества тесно связаны

их валютно-платежное и финансовое обеспечение на основе соглашений о

международных валютных расчетах и кредитах. Обычной является практика

объединения торговых и валютно-финансовых условий в соглашениях, именуемых

соглашениями либо о товарообороте и платежах. Но могут заключаться и

специальные платежные соглашения, обусловливающие расчеты в определенных

национальных свободно конвертируемых, ограниченно конвертируемых или

неконвертируемых валютах.

Обычной практикой в клиринговых соглашениях стало предусматривание

взаимозачётов поступлений и расходов во встречных торговых, экономических

операциях. Клиринговые соглашения используются обычно государствами,

применяющими неконвертируемую валюту. Поставки погашаются товарами и

услугами или переводом сальдо в свободно конвертируемой валюте.

Кредитные соглашения могут существовать в чистом виде – предоставление

одним государством другому займа в денежной, товарной или смешанной форме с

обязательством погашения займа.

У государства может возникнуть необходимость прибегнуть к

количественным экспортным и импортным ограничениям. В этом случае

используются так называемые соглашения о товарообороте, проще говоря

–взаимных поставках товаров. В таких соглашениях стороны договариваются об

определенных встречных контингентах (квотах) экспортных и импортных

поставок товаров в физических или стоимостных показателях.

К сожалению, я не могу перечислить все возможные виды двусторонних

соглашений – их существует великое множество. Число их всевозможных

разновидностей настолько обширно, как и само международное право.

2.2 Решения (рекомендации, постановления) международных организаций

Значительное число рекомендаций по вопросам экономического

сотрудничества принимается органами ООН, а также организациями, входящими в

систему ООН (ЮНКТАД, ЮНИДО и др.). Решения этих организаций и их органов не

носят юридически обязательного характера, но имеют рекомендательную силу.

Генеральная Ассамблея ООН приняла такие основополагающие акты, как

Хартия экономических прав и обязанностей государств, Декларация о Новом

международном экономическом порядке и программа действия по установлению

Нового международного экономического порядка (1974 г.). В этих документах

провозглашаются недискриминационные, взаимовыгодные основы экономического

сотрудничества.

Довольно интересен принятый 12 декабря 1974 года Генеральной Ассамблеей

ООН следующий документ – «Хартия экономических прав и обязанностей

государств».

В этом документе определены основные принципы международного

экономического сотрудничества.

«… следующими принципами:

а) суверенитет, территориальная целостность и политическая

независимость государств;

б) суверенное равенство всех государств;

в) ненападение;

г) невмешательство;

д) взаимная и равная выгода;

е) мирное сосуществование;

ж) равноправие и самоопределение народов;

з) мирное урегулирование споров;

к) добросовестное выполнение международных обязательств…»[5]

Как видно, международное экономическое сотрудничество базируется на тех

же принципах, что и международное право целиком, основные принципы которого

зафиксированы в уставе ООН. Общеизвестно, что принципы, зафиксированные в

этом документе, носят характер jus cogens, то есть являются обязательствами

высшего порядка и не могут быть отменены государствами ни индивидуально, ни

по взаимному соглашению.

В этом документе признаётся право любого государства «выбирать свою

экономическую систему, а также свою политическую, социальную и культурную

систему»[6] независимо от воли и желания других государств в соответствии с

волей своего народа. Таким образом, уже в этой статье отражены два принципа

международного права: самоопределение народов и неприменение силы или

угрозы силой.

В Хартии закрепляется право государств на контроль иностранных

инвестиций в свою экономику согласно своим законам и в соответствии со

своими национальными целями.

В части 2 пп. б) ст. 2 регулируются права и отношения с

транснациональными корпорациями, в которых можно найти отражение принципов

невмешательства во внутренние дела и сотрудничества.

Принцип сотрудничества также применён в ст. 3 в отношении разработки

природных ресурсов.

В Хартии закрепляется юридическое равноправие государств. Любое

государство имеет право «полностью и эффективно участвовать в международном

процессе принятия решений» для урегулирования возникших валютных,

финансовых и экономических споров и разногласий (ст. 10).

Не обделены вниманием вопросы использования земных недр и сохранения

окружающей среды. Согласно ст. 29 дно морей и океанов, их недра, а также

ресурсы являются общим наследием человечества. За защиту, сохранение и

улучшение окружающей среды для нынешнего и будущего поколений несут

ответственность все государства. Все государства при разработке своих недр

должны стремиться к сохранению природы и окружающей среды, способствуя

благоприятному развитию развивающихся стран. Экологическое сотрудничество

государств может выражаться в выработке международных норм и правил в

области окружающей среды (ст. 30).

Важными документами Генеральной Ассамблеи ООН являются также резолюции

"О мерах укрепления доверия в международных экономических отношениях"

(1984) и "О международной экономической безопасности"(1985г.).

Постановления ряда региональных экономических учреждений, прежде всего

Европейских Сообществ, могут иметь не только рекомендательною, но и

обязательную юридическую силу.

2.3 Решения межгосударственных экономических конференций и международные

обычаи

Решения таких конференций, особенно основные, оформленные в виде

заключительных актов конференций, теоретически рассматриваются как особый

вид многосторонних договоров. Поэтому они могут обладать рекомендательной и

обязательной юридической силой.

Среди документов международных конференций, имеющих существенное

значение для формирования международного экономического права, особо важным

являются содержащиеся в Заключительном акте Женевской конференции ООН по

торговле и развитию 1964 года Принципы, определяющие международные торговые

отношения и торговую политику, способствующие развитию, раздел

"Сотрудничество в области экономики, науки и техники и окружающей среды"

Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

1975 года, а также раздел "Экономическое сотрудничество" в Парижской хартии

для новой Европы принятой на встрече в верхах в рамках СБСЕ в 1990 году.

Ещё одним источником МЭП, который скорее является традиционным – это

исторический обычай. Обычаи играют важную роль как вообще в международном

праве, так и в МЭП. Международные обычаи формируются веками, тысячелетиями

истории человеческих отношений.

Международный обычай формируется на основе практики государств. Путём

признания в качестве правовой нормы обычай приобретает статус международной

нормы. Такая норма и находит своё выражение в форме международного обычая.

В отличие от договорных норм, обычай не оформляют каким-либо единым

актом в письменном виде. Поэтому для установления существования обычая

используют вспомогательные средства: судебные решения и доктрины, решения

международных организаций и односторонние акты и действия государств.

К таким судебным решениям, являющимися вспомогательным средством,

относятся решения Международного Суда ООН, других международных судебных и

арбитражных органов.

В своей практике Международный Суд ООН не ограничивался констатацией

существования обычаев, но давал им более иди менее четкие формулировки.

С другой стороны, нельзя не согласиться с точкой зрения об ограниченной

роли обычая в области регулирования международных экономических отношений,

так как поддержание стандартов, которых государства придерживаются в своих

взаимоотношениях, – это не та проблема, к которой можно подойти через

обычное право.

Показательно, что даже такие, казались бы, давно укоренившиеся основные

принципы международного права, как уважение государственного суверенитета,

равноправие государств, обязательное соблюдение международных договоров и

др., государства до сего времени снова и снова стремятся закрепить в своих

как двусторонних, так и многосторонних документах.

4. З А К Л Ю Ч Е Н И Е

В заключении хотелось бы отметить то, что международное экономическое

право представляет собой широкую тему для практического изучения и

теоретических исследований. Вообще, такая трудоёмкая работа, как анализ

международных документов и составление собственного о них мнения приносит

осязаемые плоды, т.к. эти документы являются плодом человеческой мысли

«разношёрстных» людей. Это квинтэссенция их жизненного и исторического

опыта, а также сложившейся международной практики.

В те годы, когда создавалась Организация Объединенных Наций, мировое

хозяйство четко укладывалось в прокрустово ложе национальных границ.

Сложное переплетение связей юридических и физических лиц, имеющих разную

национальную принадлежность и гражданство, регулировалось в основном

государственной властью в рамках национальных правовых систем, которые, как

известно, значительно отличались друг от друга.

Несогласованность национальных законодательств разных стран неизбежно

порождала серьёзные коллизии и проблемы.

Разногласия в этих сферах снимались в лучшем случае двусторонними

договорами и правилами, принятыми в то время в практике государств. Как

считает Т. Н. Нешатаева, «можно смело утверждать, что до второй мировой

войны универсальное международное регулирование международных экономических

отношений не получило серьёзного распространения». В качестве подтверждения

следует указать на крайне незначительное число универсальных конвенций по

экономическим вопросам и отсутствие в уставах международных организаций (в

первую очередь в уставе Лиги Наций) серьёзной проработки вопросов

компетенции организации в сфере экономики.

Между тем необходимость в международно-правовом регулировании

мирохозяйственных связей становилась всё более насущной. Движение

капиталов, товаров и услуг приобрели всеобщий интернациональный характер.

Толчком к этому послужили достижения научно-технического прогресса в

области транспорта, энергетики, связи и т.п. Также интернациональный

характер приобрели экономические проблемы и кризисы. Разбалансирование

одной из национальных экономик неизбежно порождало задержку в

поступательном развитии мирохозяйственных связей. Вторая мировая война со

всей очевидностью продемонстрировала тесную взаимозависимость мирового

рынка и национальных экономик. Одним из трагических результатов этой войны

явился развал европейского регионального рынка.

Проработка конкретных программ по созданию универсальной международной

организации в сфере экономики велась в связи с созданием ООН. В результате

принятия компромиссного решения в Устав ООН вошли положения о международном

экономическом сотрудничестве (п. 3 ст. 1), координируемом одним из главных

органов ООН – Экономическим и Социальным Советом (ст. 62).

Конечно, в объеме одной контрольной работы сложно охватить все сферы

экономического сотрудничества, регулируемые международным правом. Так, как

помимо общих понятий о принципах международного экономического права, его

субъектах и источниках, существует большое количество международных

нормативных актов, регулирующих международно-правовое сотрудничество в

отдельных областях международных экономических отношениях, а также,

регулирующих международно-правовое сотрудничество на региональном уровне.

При рассмотрении этой области международного экономического права можно

привести большое количество примеров о развитии межгосударственного

сотрудничества в валютно-финансовой сфере и роль Международного банка

реконструкции и развития (МБРР) и Международного валютного фонда (МВФ) при

решении глобальных вопросов в этой сфере.

Все вышесказанное можно отнести и к межгосударственному сотрудничеству

в области транспорта и к экономическому сотрудничеству в рамках ОНН на

региональном уровне, ведущемуся прежде всего в рамках экономических

комиссий, образованных Экономическим и Социальным Советом.

Затронув одну отрасль международного права - международное

экономическое право - мы наглядно убедились, что эта отрасль представляет

собой самостоятельную систему, можно сказать подсистему в рамках целостной,

единой системы международного права, которая в настоящее время является

одной из самой бурно развивающейся отраслью международного права.

7. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Богуславский М.М. Международное экономическое право. – М., 1986 г.

2. Вельяминов Г.М. Правовое урегулирование международной торговли. – М.,

1972г.

3. Вельяминов Г.М. Основы международного экономического права. – М.,

1994.

4. Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. –

М.: Междунар. отношения, 1999.

5. Юридичний словник. – К.: УРЭ. – 1983.

6. Действующее международное право. В 3-х томах. Ю.М. Колосов и Э.С.

Кривчикова. Том 3. 1997.

7. Нешатаева Т. Н. Международные организации и право. Новые тенденции в

международно-правовом регулировании. — М.: Дело, 1999.

8. Международное публичное право. Учебник. / Под ред. К. А. Бекяшева. —

1999.

-----------------------

[1] Стр. 417. Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И.

Кузнецов.

[2] Ст. 38 Статута Международного Суда ООН.

[3] Ст. 2. Марракешское соглашение о создании ВТО 15 апреля 1994 г.

[4] Ст. 8. Марракешское соглашение о создании ВТО 15 апреля 1994 г.

[5] Глава 1. Хартия экономических прав и обязанностей государств.

[6] Глава 2. Ст. 1. Хартия экономических прав и обязанностей государств.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.