взаимных торговых отношениях. Сферой её деятельности являются различные
торговые соглашения и связанные с ними документы юридического характера,
например, Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1994).[3]
ВТО выполняет следующие функции (ст. 3):
- содействие выполнению, администрированию, реализации положений и
достижению целей многосторонних торговых соглашений;
- является механизмом для реализации указанных соглашений;
- выступает как организация, обеспечивающая проведение переговоров
между её членами относительно их торговых взаимоотношений;
- регламентирует правила и процедуры урегулирования споров;
- администрирует механизм пересмотра торговой политики;
- взаимодействует с МВФ и МБРР.
ВТО возглавляется генеральным директором и финансируется на взносы её
членов.
По статусу ВТО является юридическим лицом и наделяется такими
полномочиями, которые могут быть необходимы для осуществления её
функций.[4]
Самое важное и существенное значение для формирования норм
международного экономического права имеют некоторые специальные виды
международных договоров.
Имеются ввиду торговые договоры, которые могут именоваться также
договорами о торговле и мореплавании и т.п. Основное в них – это
закрепление, как правило, определенного вида торгово-экономического режима
во взаимных отношениях государств и их физических и юридических лиц.
Например, режим наибольшего благоприятствования, национальный режим,
преференциальный, недискриминации, взаимной выгоды.
В торговле и в других видах экономического сотрудничества тесно связаны
их валютно-платежное и финансовое обеспечение на основе соглашений о
международных валютных расчетах и кредитах. Обычной является практика
объединения торговых и валютно-финансовых условий в соглашениях, именуемых
соглашениями либо о товарообороте и платежах. Но могут заключаться и
специальные платежные соглашения, обусловливающие расчеты в определенных
национальных свободно конвертируемых, ограниченно конвертируемых или
неконвертируемых валютах.
Обычной практикой в клиринговых соглашениях стало предусматривание
взаимозачётов поступлений и расходов во встречных торговых, экономических
операциях. Клиринговые соглашения используются обычно государствами,
применяющими неконвертируемую валюту. Поставки погашаются товарами и
услугами или переводом сальдо в свободно конвертируемой валюте.
Кредитные соглашения могут существовать в чистом виде – предоставление
одним государством другому займа в денежной, товарной или смешанной форме с
обязательством погашения займа.
У государства может возникнуть необходимость прибегнуть к
количественным экспортным и импортным ограничениям. В этом случае
используются так называемые соглашения о товарообороте, проще говоря
–взаимных поставках товаров. В таких соглашениях стороны договариваются об
определенных встречных контингентах (квотах) экспортных и импортных
поставок товаров в физических или стоимостных показателях.
К сожалению, я не могу перечислить все возможные виды двусторонних
соглашений – их существует великое множество. Число их всевозможных
разновидностей настолько обширно, как и само международное право.
2.2 Решения (рекомендации, постановления) международных организаций
Значительное число рекомендаций по вопросам экономического
сотрудничества принимается органами ООН, а также организациями, входящими в
систему ООН (ЮНКТАД, ЮНИДО и др.). Решения этих организаций и их органов не
носят юридически обязательного характера, но имеют рекомендательную силу.
Генеральная Ассамблея ООН приняла такие основополагающие акты, как
Хартия экономических прав и обязанностей государств, Декларация о Новом
международном экономическом порядке и программа действия по установлению
Нового международного экономического порядка (1974 г.). В этих документах
провозглашаются недискриминационные, взаимовыгодные основы экономического
сотрудничества.
Довольно интересен принятый 12 декабря 1974 года Генеральной Ассамблеей
ООН следующий документ – «Хартия экономических прав и обязанностей
государств».
В этом документе определены основные принципы международного
экономического сотрудничества.
«… следующими принципами:
а) суверенитет, территориальная целостность и политическая
независимость государств;
б) суверенное равенство всех государств;
в) ненападение;
г) невмешательство;
д) взаимная и равная выгода;
е) мирное сосуществование;
ж) равноправие и самоопределение народов;
з) мирное урегулирование споров;
…
к) добросовестное выполнение международных обязательств…»[5]
Как видно, международное экономическое сотрудничество базируется на тех
же принципах, что и международное право целиком, основные принципы которого
зафиксированы в уставе ООН. Общеизвестно, что принципы, зафиксированные в
этом документе, носят характер jus cogens, то есть являются обязательствами
высшего порядка и не могут быть отменены государствами ни индивидуально, ни
по взаимному соглашению.
В этом документе признаётся право любого государства «выбирать свою
экономическую систему, а также свою политическую, социальную и культурную
систему»[6] независимо от воли и желания других государств в соответствии с
волей своего народа. Таким образом, уже в этой статье отражены два принципа
международного права: самоопределение народов и неприменение силы или
угрозы силой.
В Хартии закрепляется право государств на контроль иностранных
инвестиций в свою экономику согласно своим законам и в соответствии со
своими национальными целями.
В части 2 пп. б) ст. 2 регулируются права и отношения с
транснациональными корпорациями, в которых можно найти отражение принципов
невмешательства во внутренние дела и сотрудничества.
Принцип сотрудничества также применён в ст. 3 в отношении разработки
природных ресурсов.
В Хартии закрепляется юридическое равноправие государств. Любое
государство имеет право «полностью и эффективно участвовать в международном
процессе принятия решений» для урегулирования возникших валютных,
финансовых и экономических споров и разногласий (ст. 10).
Не обделены вниманием вопросы использования земных недр и сохранения
окружающей среды. Согласно ст. 29 дно морей и океанов, их недра, а также
ресурсы являются общим наследием человечества. За защиту, сохранение и
улучшение окружающей среды для нынешнего и будущего поколений несут
ответственность все государства. Все государства при разработке своих недр
должны стремиться к сохранению природы и окружающей среды, способствуя
благоприятному развитию развивающихся стран. Экологическое сотрудничество
государств может выражаться в выработке международных норм и правил в
области окружающей среды (ст. 30).
Важными документами Генеральной Ассамблеи ООН являются также резолюции
"О мерах укрепления доверия в международных экономических отношениях"
(1984) и "О международной экономической безопасности"(1985г.).
Постановления ряда региональных экономических учреждений, прежде всего
Европейских Сообществ, могут иметь не только рекомендательною, но и
обязательную юридическую силу.
2.3 Решения межгосударственных экономических конференций и международные
обычаи
Решения таких конференций, особенно основные, оформленные в виде
заключительных актов конференций, теоретически рассматриваются как особый
вид многосторонних договоров. Поэтому они могут обладать рекомендательной и
обязательной юридической силой.
Среди документов международных конференций, имеющих существенное
значение для формирования международного экономического права, особо важным
являются содержащиеся в Заключительном акте Женевской конференции ООН по
торговле и развитию 1964 года Принципы, определяющие международные торговые
отношения и торговую политику, способствующие развитию, раздел
"Сотрудничество в области экономики, науки и техники и окружающей среды"
Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе
1975 года, а также раздел "Экономическое сотрудничество" в Парижской хартии
для новой Европы принятой на встрече в верхах в рамках СБСЕ в 1990 году.
Ещё одним источником МЭП, который скорее является традиционным – это
исторический обычай. Обычаи играют важную роль как вообще в международном
праве, так и в МЭП. Международные обычаи формируются веками, тысячелетиями
истории человеческих отношений.
Международный обычай формируется на основе практики государств. Путём
признания в качестве правовой нормы обычай приобретает статус международной
нормы. Такая норма и находит своё выражение в форме международного обычая.
В отличие от договорных норм, обычай не оформляют каким-либо единым
актом в письменном виде. Поэтому для установления существования обычая
используют вспомогательные средства: судебные решения и доктрины, решения
международных организаций и односторонние акты и действия государств.
К таким судебным решениям, являющимися вспомогательным средством,
относятся решения Международного Суда ООН, других международных судебных и
арбитражных органов.
В своей практике Международный Суд ООН не ограничивался констатацией
существования обычаев, но давал им более иди менее четкие формулировки.
С другой стороны, нельзя не согласиться с точкой зрения об ограниченной
роли обычая в области регулирования международных экономических отношений,
так как поддержание стандартов, которых государства придерживаются в своих
взаимоотношениях, – это не та проблема, к которой можно подойти через
обычное право.
Показательно, что даже такие, казались бы, давно укоренившиеся основные
принципы международного права, как уважение государственного суверенитета,
равноправие государств, обязательное соблюдение международных договоров и
др., государства до сего времени снова и снова стремятся закрепить в своих
как двусторонних, так и многосторонних документах.
4. З А К Л Ю Ч Е Н И Е
В заключении хотелось бы отметить то, что международное экономическое
право представляет собой широкую тему для практического изучения и
теоретических исследований. Вообще, такая трудоёмкая работа, как анализ
международных документов и составление собственного о них мнения приносит
осязаемые плоды, т.к. эти документы являются плодом человеческой мысли
«разношёрстных» людей. Это квинтэссенция их жизненного и исторического
опыта, а также сложившейся международной практики.
В те годы, когда создавалась Организация Объединенных Наций, мировое
хозяйство четко укладывалось в прокрустово ложе национальных границ.
Сложное переплетение связей юридических и физических лиц, имеющих разную
национальную принадлежность и гражданство, регулировалось в основном
государственной властью в рамках национальных правовых систем, которые, как
известно, значительно отличались друг от друга.
Несогласованность национальных законодательств разных стран неизбежно
порождала серьёзные коллизии и проблемы.
Разногласия в этих сферах снимались в лучшем случае двусторонними
договорами и правилами, принятыми в то время в практике государств. Как
считает Т. Н. Нешатаева, «можно смело утверждать, что до второй мировой
войны универсальное международное регулирование международных экономических
отношений не получило серьёзного распространения». В качестве подтверждения
следует указать на крайне незначительное число универсальных конвенций по
экономическим вопросам и отсутствие в уставах международных организаций (в
первую очередь в уставе Лиги Наций) серьёзной проработки вопросов
компетенции организации в сфере экономики.
Между тем необходимость в международно-правовом регулировании
мирохозяйственных связей становилась всё более насущной. Движение
капиталов, товаров и услуг приобрели всеобщий интернациональный характер.
Толчком к этому послужили достижения научно-технического прогресса в
области транспорта, энергетики, связи и т.п. Также интернациональный
характер приобрели экономические проблемы и кризисы. Разбалансирование
одной из национальных экономик неизбежно порождало задержку в
поступательном развитии мирохозяйственных связей. Вторая мировая война со
всей очевидностью продемонстрировала тесную взаимозависимость мирового
рынка и национальных экономик. Одним из трагических результатов этой войны
явился развал европейского регионального рынка.
Проработка конкретных программ по созданию универсальной международной
организации в сфере экономики велась в связи с созданием ООН. В результате
принятия компромиссного решения в Устав ООН вошли положения о международном
экономическом сотрудничестве (п. 3 ст. 1), координируемом одним из главных
органов ООН – Экономическим и Социальным Советом (ст. 62).
Конечно, в объеме одной контрольной работы сложно охватить все сферы
экономического сотрудничества, регулируемые международным правом. Так, как
помимо общих понятий о принципах международного экономического права, его
субъектах и источниках, существует большое количество международных
нормативных актов, регулирующих международно-правовое сотрудничество в
отдельных областях международных экономических отношениях, а также,
регулирующих международно-правовое сотрудничество на региональном уровне.
При рассмотрении этой области международного экономического права можно
привести большое количество примеров о развитии межгосударственного
сотрудничества в валютно-финансовой сфере и роль Международного банка
реконструкции и развития (МБРР) и Международного валютного фонда (МВФ) при
решении глобальных вопросов в этой сфере.
Все вышесказанное можно отнести и к межгосударственному сотрудничеству
в области транспорта и к экономическому сотрудничеству в рамках ОНН на
региональном уровне, ведущемуся прежде всего в рамках экономических
комиссий, образованных Экономическим и Социальным Советом.
Затронув одну отрасль международного права - международное
экономическое право - мы наглядно убедились, что эта отрасль представляет
собой самостоятельную систему, можно сказать подсистему в рамках целостной,
единой системы международного права, которая в настоящее время является
одной из самой бурно развивающейся отраслью международного права.
7. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Богуславский М.М. Международное экономическое право. – М., 1986 г.
2. Вельяминов Г.М. Правовое урегулирование международной торговли. – М.,
1972г.
3. Вельяминов Г.М. Основы международного экономического права. – М.,
1994.
4. Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. –
М.: Междунар. отношения, 1999.
5. Юридичний словник. – К.: УРЭ. – 1983.
6. Действующее международное право. В 3-х томах. Ю.М. Колосов и Э.С.
Кривчикова. Том 3. 1997.
7. Нешатаева Т. Н. Международные организации и право. Новые тенденции в
международно-правовом регулировании. — М.: Дело, 1999.
8. Международное публичное право. Учебник. / Под ред. К. А. Бекяшева. —
1999.
-----------------------
[1] Стр. 417. Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И.
Кузнецов.
[2] Ст. 38 Статута Международного Суда ООН.
[3] Ст. 2. Марракешское соглашение о создании ВТО 15 апреля 1994 г.
[4] Ст. 8. Марракешское соглашение о создании ВТО 15 апреля 1994 г.
[5] Глава 1. Хартия экономических прав и обязанностей государств.
[6] Глава 2. Ст. 1. Хартия экономических прав и обязанностей государств.
Страницы: 1, 2