Рефераты. Взаимодействие социальных и управленческих технологий






Мы воспитали поколение управленцев, которые не могут усваивать сложные смысловые структуры и плохо себя чувствуют, когда возникает необходимость мыслить и осмысленно говорить о развитии социальных систем.

Мы воспитали поколение управленцев, которые могут быть всего лишь послушными функционерами, действующими в заданных кем-то рамках.

Возможно, в этом и состояла цель. Но почему мы должны работать на чью-то цель и жить в реальности, созданной кем-то другим?

Я полагаю, что пришло время для того, чтобы начать все сначала. Наступило время управленческой революции. Настала эпоха, когда социальным системам необходимо развитие, и, следовательно, управленцы, способные управлять развитием, становятся важнейшей составляющей социальных процессов современности.

Что такое социальная технология? Это последовательность операций, которые необходимо осуществить для того, чтобы привести управляемую социальную систему в целевое состояние.

Что такое состояние социальной системы? Это конфигурация релятивной сети (сети отношений, определяющих взаимодействия), которая обеспечивает заданный уровень эффективности коллективной деятельности. Поясним это. Взаимодействия субъектов внутри каждой социальной системы осуществляются по деловым и личным связям между ними: если нарисовать эту систему связей, мы получим релятивную сеть. В этой сети разными цветами можно нарисовать отношения подчинения, сотрудничества, обязанностей по отношению друг к другу и личной ответственности. От местоположения субъекта в этой релятивной сети зависит уровень его влияния на ситуацию, его роль в управлении системой и уровень материального вознаграждения, которое субъект получает от социальной системы. Суть в том, что для каждого множества субъектов можно выбрать множество вариантов релятивной сети, имеющих отличающиеся конфигурации, при которых возможна коллективная деятельность. Важно и то, что каждая возможная конфигурация релятивной сети делает возможным тот или иной уровень эффективности коллективной деятельности. Что же касается эффективности коллективной деятельности – это величина, которая может быть измерена. В формулу расчета эффективности необходимо включить все те результаты коллективной деятельности, которые важны для данной социальной системы. Договорившись о формуле, мы сможем сравнивать показатели эффективности, которые были до изменения в релятивной сети и после него.

Итак, изменение состояния социальной системы – это изменение конфигурации релятивной сети. Очевидно, что процесс этот должен быть управляем и что он должен приводить социальную систему в состояние, в котором эффективность коллективной деятельности становится выше, чем было раньше.

Социальная технология, таким образом – это технология управляемого изменения конфигурации релятивной сети и уровня эффективности коллективной деятельности организации.

Почему социальные технологии неизвестны управленцам? Знание разнообразных социальных технологий и инструментов управления, которые позволяют ими пользоваться, очевидно, должно входить в арсенал каждого современного управленца. Однако, ничего подобного не происходит. Почему?

Мы далеки от того, чтобы предположить целенаправленный заговор с целью оболванить управленцев СНГ. Скорее всего, здесь «поработали» законы самосохранения социальных систем. Дело в том, что каждая социальная система стремится сохранить себя в том виде, в каком она действует. Этим, в частности, объясняется, что, как правило, к вершине социальной иерархии подбираются только те субъекты, которые не представляют для социальной системы угрозы изменений.

Общепринята точка зрения, что современная система государственной власти в странах СНГ не создает условий для оптимального развития экономики и отдельных ее отраслей, для массового обогащения людей, для развития предпринимательства и бизнеса. Нет, разумеется, в каждой стране работает множество комитетов и комиссий по развитию предпринимательства. В каждой стране действует множество общественных организаций, которые осваивают сотни миллионов долларов и пишут красивые отчеты о том, как они развивали гражданское общество и способствовали развитию предпринимательской активности населения. И западные фонды принимают эти отчеты и рапортуют спонсорам об успешной деятельности. Но мы-то с Вами понимаем истинный смысл и реальные результаты этой активности.

Так вот, система государственной власти вовсе не создает условий для реализации всего экономического потенциала регионов, отраслей и предприятий. Напротив, она создает множество препятствий для успешного развития коллективных субъектов деятельности, находящихся под ее контролем. Можно предположить, что это связано с неэффективностью государственной системы управления. Однако, это не совсем так. В предложенном смысле она действительно не справляется со своими обязанностями эффективно. Однако, присмотревшись, мы увидим, что у современных государственных систем управления вовсе нет таких обязанностей как создание оптимальных и наиболее благоприятных условий для развития экономики, предпринимательства и предприятий. В обязанности современных государственных систем управления СНГ входит регулярно собирать с отрасли, региона, бизнеса некоторое количество «денежного урожая» и отравлять этот урожай в столицу, оставляя себе «толику малую». И с этой задачей, созданные сегодня системы государственного управления справляются превосходно. Также у них есть задача развивать те бизнесы, в которых, всеми правдами и неправдами, участвуют в качестве учредителей представители государственных структур. Поскольку эти бизнесы производят наиболее потребляемые на рынке товары, эта задача также решается современной системой государственной власти эффективно. Таким образом, современная система государственной власти, в первую очередь, обеспечивает финансовые интересы своих топ-менеджеров, менеджеров и специалистов. А вся остальная экономика и весь остальной социум – не более чем сырьевая база для добычи денег.

В каком-то смысле такой режим функционирования современных систем государственного управления в СНГ является наследием СССР, с его сырьевой экономикой. Добыча разнообразного природного сырья и его продажа за рубеж была фундаментом экономики СССР, и в настоящий момент те государства СНГ, которые располагают серьезными запасами полезных ископаемых, придерживаются той же государственной экономической стратегии. Те же государства СНГ, которые не имеют богатых недр, вынуждены использовать аналогичные управленческие подходы, но в качестве сырьевой базы для удовлетворения своих финансовых потребностей, использовать всю национальную экономику и социум.

Теперь вопрос: нужны ли таким государственным системам управления социальные технологии, идея которых описана нами выше? Ответ очевиден: не нужны.


2.2 Идея управленческой революции


Однако, есть поправочка к предыдущему параграфу: социальные технологии были не нужны до начала экономического кризиса. В настоящий момент управленцы, владеющие социальными технологиями, нужны бизнес-структурам и крупным промышленным предприятиям национального значения. Они также нужны для проектирования экономики страны как целостной системы, однако, эта задача сегодня не осознается как актуальная в высших эшелонах власти. Поэтому управление экономикой все еще не строится в странах СНГ как целостная стратегическая деятельность.

Вся суть экономического кризиса состоит в том, что управленцы, способные целенаправленно развивать управляемые ими социальные системы, практически отсутствуют. Отсутствуют по описанным выше причинам.

Нужны ли они сейчас? Я полагаю, что да, нужны. Однако, я также понимаю, что ответ «да» не может быть осознан при сегодняшнем крайне низком уровне системного мышления управленцев.

Поэтому нам необходима управленческая революция: управляемый социальный процесс, в результате которого к управлению приходят менеджеры и топ-менеджеры, владеющие социальными технологиями и необходимым арсеналом инструментов управления для целенаправленного и управляемого развития социальных систем и повышения эффективности коллективной деятельности.

Управленческая революция невозможна без людей, которые готовы обучаться социальным технологиям. И без людей, которые способны обучать им.

Глава 3. Особенности управления российскими социально-трудовыми отношениями на современном этапе

 

Россия переходит от традиционного индустриального общества к постиндустриальному (информационному). Одновременное существование черт различных типов общества приводит к формированию особого рода общественной формации – транзитивного общества, в котором причудливым образом связаны признаки индустриального и информационного сообществ, что требует нового подхода к управлению трудовыми отношениями.

Согласно последним социально-экономическим исследованиям для России характерна «догоняющая модернизация», которая затронула все основные ценности, основные концепты. Этнические и культурные особенности России характеризуются кризисом старых социокультурных ценностей – в первую очередь кризисом соборности. Традиционно все крупные производственные коллективы как в дореволюционной Росси, так и в СССР держались на соборности и авторитарности. Слом старых ценностей в период рыночных реформ выразился в кризисе крупных промышленных коллективов.

Кроме того, догоняющая модернизация (запаздывающие инновационные процессы) выразилась в одновременном сосуществовании трех социокультурных типов общества:

1) традиционного;

2) индустриального;

3) информационного.

Традиционное общество и его ценности остаются господствующими в современной деревне. Там еще очень сильны общинность, коллективизм, авторитет старших, все еще пользуются уважением большие семьи, сильна взаимопомощь и поддержка в рамках большой семьи и общины. Представители деревенской культуры с удовольствием помогут своим родственникам, односельчанам, но с очень большим недоверием относятся к «чужакам» – переселенцам из города, беженцам, мигрантам. Эти черты традиционного общества ухудшают социально-экономическую, социально-политическую и демографическую ситуации в современной деревне. Происходит отрицательный прирост населения, социальная, экономическая деградация сельского населения. Как следствие, трудоспособные, образованные, мобильные люди предпочитают переселяться в города и переходить на работу в промышленные предприятия, неся с собою культуру, уклад и традиции общества традиционного, в то время как крупное промышленное предприятие является социальным институтом индустриального общества. Черты индустриального общества доминируют в средних и мелких городах, экономической и социальной основой которого является промышленное предприятие, градообразующий промышленный коллектив.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.