Рефераты. Всемирное значение иллюзий (к основам иллюзиологии)






Мы поговорили об общечеловеческих иллюзиях, а теперь обратим внимание на национальные.

Если нет толерантности, то на его месте всегда возникают иллюзии национального превосходства. Признаками их возникновения являются, например, анекдоты (у русских о чукчах, у чукчей о русских и др.). Затем эти иллюзии перерастают в нацизм, расизм, антисемитизм, шовинизм и т.д. и завершаются геноцидом, газовыми камерами, концлагерями, локальными и мировыми войнами.

Рассмотрим политические иллюзии. Практически всегда за власть борются в целях «улучшения жизни народа». Так, под лозунгами «построения коммунизма в одной отдельно взятой стране» и «Даешь мировую революцию!» небольшая группа людей пыталась захватить власть навсегда как у нас в стране, так и во всем мире. Несогласных физически и духовно уничтожали.

Существуют также иллюзии властные. Как это часто бывает, существует две стороны.

1. Народная. Одна из распространенных иллюзий — хороший руководитель (Ленин, Сталин, Брежнев и т.д.) и плохие помощники, которые обманывают его, создавая иллюзию того, что народ живет хорошо. Высшему руководителю нельзя (в целях безопасности) зайти в «потемкинские» деревни, в любой московский или петербуржский двор, увидеть там старушек и бомжей, поинтересоваться, как они живут. Он передвигается на личном автомобиле по центральным улицам и не видит городской изнанки.

2. Манипулирование людьми, массами. Речь пойдет о двух вождях: В.И. Ленине и Адольфе Гитлере. Одним из первых декретов (О земле) Ленин определил ход истории практически на большей части земли. Небольшая предыстория. В 1861 г.

Александр II своим указом освободил крестьян Российского государства от крепостного права, за что и поплатился жизнью. Только при этом земли остались в собственности царя, монастырей, помещиков, общин. Около крестьянских поселений выделили территории, которые крестьяне делили каждую весну по семьям. Земли давали только на мужчин. Участков, естественно, не хватало, и семьи с преимущественно женским составом не могли себя прокормить, разорялись и уходили в батраки или в город.

В.И. Ленин в Декрете о земле определил подушное владение территориями каждым крестьянином. В результате уже с 1917 г. она была поделена. Когда к середине 1918 г. белое движение наконец опомнилось и решило устранить тех, кто отобрал у них власть, и вернуть награбленное, оказалось, что им противостоят крестьяне, которые теперь защищают свои наделы и «родну советську власть», давшую ей эту землю, как многие думали, навсегда. Эта неграмотная, плохо организованная, слабо вооруженная, но ведомая в бой собственническими мотивами крестьянская масса выгнала со своей территории одну из опытнейших армий мира, прошедшую Первую мировую войну, возглавляемую кадровыми офицерами отменной выучки, вооруженную, обутую, одетую и накормленную Антантой. Однако время иллюзии «каждый россиянин — собственник русской земли» закончилось в 1924 г., когда землю национализировали (т.е. отобрали), а в 1928 г. крестьян загнали в коллективные хозяйства (кстати, это была очередная иллюзия, просуществовавшая до 1992 г.). Знал ли заранее В.И. Ленин, что этот декрет спасет советскую власть, неизвестно.

Однако он одним росчерком пера сформировал у населения огромной страны иллюзию собственника земли, которая, кстати, с коммунистической идеологией никак не вязалась, и тем самым решил исход гражданской войны в России. К 1930-м гг. достаточно развитый Левый фронт в Германии накопил немалый опыт борьбы «за рабочее дело», когда пришел А. Гитлер. При нем страна начала выходить из кризиса, т.к. государство милитаризуется, за счет чего создаются необходимые рабочие места и т.д. При просмотре старой кинохроники обнаруживается весьма странный момент: невиданное ни ранее, ни позже фанатичное поклонение людей руководителю своего государства. Взрослые и дети тянут руки к любимому вождю. В СССР ждали, что Левый фронт будет оказывать влияние на политику немецкого государства: «рабочие и крестьяне» не позволят напасть на первую страну Советов. Однако они активно участвовали в захватнической войне, которую вела Германия, а Левый фронт перестал подавать признаки жизни. Чем Гитлер смог объединить такую технически и организационно передовую, интеллектуальную, работящую и аккуратную нацию? Что же это была за национальная идея? Она неоднократно и в разных вариантах прозвучала в книге «Моя борьба»: «Каждый немец и рожден, и будет господином над людьми других национальностей, которые будут у него в услужении в качестве рабов, когда он завоюет с оружием в руках колонии для великого Рейха и поместья в них для себя». Обманное представление, иллюзия полностью изменила сознание целой нации. Есть так называемая иллюзия современности. У нас в стране со времен Петра I получило распространение реформаторство. Практически каждый новый руководитель государства обязательно проводил реформы в различных областях народного хозяйства. В советское время было принято планировать его развитие. Для таких проектов выделяли средства, причем огромные. В новой истории нечто похожее существует под названием «национальные проекты». Планы и нацпроекты никогда не завершались всенародным обсуждением с указанием затраченных средств, полученных и упущенных выгод, не отмечались пофамильно исполнители, их вклад в прогресс / регресс. Налицо создание у людей иллюзии размеренного движения вперед. В результате, например, осуществляющийся национальный проект «Доступное жилье» совпал с более чем пятикратным увеличением цен на недвижимость, которая стала вообще недоступной для обычного человека.

Отметим научные иллюзии. Их огромное количество, и они требуют тщательного изучения.

Возьмем, например, педагогические иллюзии.

К ним с полным основанием относится современная структура обучения в средних и высших учебных заведениях. Выпускнику дают диплом на право трудиться по определенной профессии. Однако конкретной профессии практически никогда на учат, поскольку соответствующих описаний, называющихся в психологии труда профессиограммами, просто нет. Сделать их для десятков тысяч существующих профессий очень сложно, но вполне можно, однако психологию, как и многие гуманитарные науки, уже давно финансируют по остаточному принципу, а зачастую вообще не развивают. Если нет модели профессии, неизвестны знания, навыки и умения (компетенции), которыми должны располагать молодые специалисты, то обучение является, по выражению А.А. Вербицкого [12], мозаичным. Cтудентам дают разнообразные знания в расчете, что уже на службе они самостоятельно их упорядочат в сложную систему знаний и умений для выполнения своих обязанностей, получат при необходимости новые навыки и т.п. Получается, что учат в вузе самостоятельной адаптации к профессии. Многие меняют квалификацию (потратив впустую деньги и время), а некоторые из-за своей неграмотности заменяют знания иллюзиями, что способствует увеличению срывов в деятельности, приводит к авариям и катастрофам. Однако иллюзия подготовки молодых специалистов процветает во всем мире. В настоящее время интенсивно разрабатывается проблема управления корпоративной культурой, которая уже традиционно понимается как совокупность моделей поведения, приобретенных организацией в процессе адаптации к внешней среде и к внутренней интеграции, показавших свою эффективность и разделяемых большинством сотрудников организации. В зависимости от характера влияния на общий результат деятельности компании культура может быть позитивной и негативной. По отраслям выделяют культуру торговли, административную, инвестиционную и др. культуры [13]. Положительным моментом этих исследований является то, что сферу производства стали рассматривать не только с экономических, юридических и других позиций, но и с учетом психологических, социально-психологических, этических и прочих особенностей людей, работающих в этой сфере. В этой сложной сфере деятельности людей иллюзии занимают важное место и оказывают отрицательное влияние на деятельность отдельных лиц, групп и коллективов, снижая тем самым уровень указанных видов культуры. Статистические исследования еще впереди, как и разработка психологических и психофизиологических моделей носителей корпоративных культур, но уже сейчас можно предостеречь людей, занимающихся разработкой данной ветви исследований, от иллюзии ее достаточной разработанности. Действительно, теоретическая разработка многих вопросов проведена, предложены классификации, концепции, есть многочисленные результаты аналитической работы исследователей, однако там, где дело касается психики и деятельности людей, необходимы совместные комплексные экономические, юридические и психологические исследования. Да и вообще любая наука — это отрасль народного хозяйства, задачей которой является добыча новых знаний для совершенствования практики. О том, что иллюзий предостаточно и в области корпоративных культур, свидетельствует, например, ситуация, сложившаяся в риэлтерском бизнесе: в красочных рекламных буклетах сообщают о высокой корпоративной культуре работы на рынке недвижимости ведущих агентств. В то же время текучесть кадров в этой области доходит до 90%. Постоянно новые сотрудники не могут обеспечить необходимый уровень культуры обслуживания населения и корпоративной культуры предприятия. Подведем итоги. Иллюзии имеют всемирное значение, и необходимо разрабатывать эту область знаний, принимая определенные меры. Если речь идет о научных иллюзиях, то нужно: _ вести дальнейшую разработку методологических, методических, технических, юридических, экономических и других аспектов социальной иллюзиологии и ее профессиональных направлений; _ обобщать результаты исследований, обсуждать актуальные вопросы на научных форумах, публиковать тематические работы; _ разработать и внедрить методы обучения преодолению иллюзий и профилактики их возникновения.

Для практических иллюзий необходимо предпринять следующие шаги: _ создать при Академии наук России научный центр по исследованию иллюзий в различных областях народного хозяйства и на этой базе разработать Всероссийский каталог иллюзий;  организовать обучение специалистов-иллюзиологов при вузах; _ввести иллюзиологию как обязательную дисциплину во всех учебных заведениях страны, предварительно разработав методическую базу (учебники, пособия, компьютерные обучающие программы и т.д.).

Подобная работа сложна и потребует много времени, но ее нужно начать, чтобы охрана безопасности народного хозяйства в нашей стране превратилась из декларации в действенный инструмент рационального управления жизнью людей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Рок И. Введение в зрительное восприятие. Книга 2 / Под ред. Б.М. Величковского, В.П. Зинченко. — М.: Педагогика, 1980.

2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. — М.: Русский язык, 1989.

3. Лопатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся / Под ред. Ф.П. Филина. — М.: Просвещение, 1981.

4. Коваленко П.А. Пространственная ориентировка пилотов. Психологические особенности. — М.: Транспорт, 1989.

5. Рыбальский М.И. Иллюзии и галлюцинации. — Баку: Маариф, 1983.

6. Кио Э.Ф. Фокусы и фокусники. — М.: Искусство, 1958.

7. Артамонов И.Д. Иллюзии зрения. — М.: Наука, 1969.

8. Грегг Дж. Опыты со зрением в школе и дома / Пер. с англ. А.И. Когана. — М.: Мир, 1970.

9. Юнацкевич П.И., Кулганов В.А. Психология обмана. Учебное пособие для честного человека. — СПб.: Атон, 1999.

10. Коваленко П.А., Пономаренко В.А., Чунтул А.В. Учение об иллюзиях полета: Основы авиационной делиалогии. — М., 2007.

11. Коваленко П.А. Методические основы авиационной делиалогии // Материалы ХХI Гагаринских научных чтений по авиации и космонавтике. —М., 1991.

12. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. — М.: Исследовательский центр проблемы качества подготовки специалистов, 1999. — 75 с.

13. Спивак В.А. Организационное поведение. — М.: Эксмо, 2007. — 640 с.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.