Как видно, ни одна из фирм
не связала применение внутрифирменного планирования с неудачами в своей
деятельности. Можно предположить, что отдельные неудачи всё-таки были и
скрываются они в строке ”Ограниченный успех”.
Таблица показывает:
― успех приносит долговременный опыт планирования (по крайней мере, такой
опыт, который превышает 2 года), то есть серьезный и настойчивый подход к
применению планирования;
― планирование в большинстве случаев не приводит к особо крупному успеху
(эта взаимосвязь наблюдается лишь в 6 случаях из 100);
― в целом планирование создает скорее преимущества, чем отрицательные
эффекты, даже если определить ограниченный успех как относительную неудачу,
положительные последствия относятся к отрицательным как 60 (6 + 54) к 40 (40 +
0) случаям.
Планирование имеет как
преимущества, так и недостатки. К преимуществам планирования относится:
― стремление решить задачу рационально и с меньшими затратами;
― обдуманная подготовка к использованию будущих преимуществ среды
хозяйствования;
― улучшение координации действий исполнителей;
― усиление коллективных возможностей приложения сил за счет совместных
действий заинтересованных лиц;
― более рациональное использование ограниченных ресурсов;
― возможность контроля за событиями и определение проблем в деятельности.
Недостатки планирования:
― невозможность отразить в плане все многообразие жизненных условий,
особенно в сложно организованных системах;
― стабильность принятого решения, что может обернуться убытки при
динамичных обстоятельствах бизнеса;
― необходимость ресурсов (времени и средств) для разработки плана.
Поэтому желательно, чтобы
предприниматель имел план из-за сложных и быстроменяющихся условий бизнеса (в
частности, сбыта и конкуренции), которые надо заранее прогнозировать и
продумывать, а также разработать своевременные и оптимальные действия по
нивелированию их негативов. Кроме того, у предпринимателя возникает потребность
в разработке нескольких вариантов наступления события по типу: ”А что, если…?”,
из которых надо выбрать один наиболее вероятный и целесообразный. Подобная
разведка редко совершается экспромтом. Она всегда требует времени.
Таки образом, план нельзя
считать панацеей от всех бед. Его применение имеет ряд ограничений, которые
обусловлены:
― неопределенностью, многомерностью и стохастичностью среды
хозяйствования, поэтому для исполнителя так важны поиск дополнительной
достоверной информации и прогноз и определение степени его вероятности;
― несовершенством законодательной базы страны;
― ограничениями по ресурсам;
― проблемами этического свойства, если в обществе не сформированы устои
предпринимательской этики и отсутствует культура бизнеса.
Кроме того, возможно
искажение роли планирования по следующим причинам:
― авторитарность руководства фирмы;
― субъективность взглядов исполнителей;
― неточная и неполная информация;
― форс-мажорные обстоятельства;
― отсутствие финансового обеспечения действий исполнителей;
― ошибки в экономических расчетах.
Для российских предприятий
можно очертить две сферы, нуждающиеся в применении планирования.
1. Вновь возникшие
частные фирмы. Бурный процесс накопления капитала
привел к увеличению и усложнению деятельности многих из этих фирм, а также к
возникновению других факторов, создающих потребность в формах планирования,
адекватных современному рыночному хозяйству.
Главная проблема, связанная
с применением планирования в этой сфере — недоверие к формальному планированию,
основанное на мнении, что бизнес — это умение ”крутиться”, правильно
ориентироваться в текущей обстановке, а отсюда недостаточное внимание к не
очень отдаленному будущему. Тем не менее, многие из крупных частных фирм начали
создавать подразделения планирования, по крайней мере, вводить должность
плановика [1, 8].