Рефераты. Внутренняя среда организации на примере ОАО "Оренбургуголь"







Закрытие в 1999 году ОАО «Башкируголь» и входящей в него Кумертауской брикетной фабрики привело к потере основного рынка сбыта угля.

С приходом нового собственника была разработана и проведена программа финансового оздоровления и развития предприятия с участием крупных фирм и инвесторов. В период с 2003 по 2007 год новое руководство ОАО «Оренбургуголь» закрыло долг прошлых лет, запустило производство, в том числе цех по переработке угля.

Возобновились хозяйственные взаимоотношения с потребителями угля, идет наращивание объемов добычи. В связи с увеличением цены на газ, в адрес ОАО "Оренбургуголь" постоянно поступают запросы от энергетических компаний о возможности поставок угля. Поэтому к 2010 году планируется довести объем добычи до 3,5 млн. тонн угля в год.

2.2 Анализ внутренней среды ОАО «Оренбургуголь»


При анализе внутренней среды предприятия в первую очередь должны быть определены его миссия и задачи.

Миссия (общие цели) предприятия. В прикладном аспекте, миссия - это общее направление деятельности предприятия на срок 5-10 лет. Содержание миссии должно включать следующие базовые определения [18]:

- характеристика набора товаров (услуг, работ), составляющего основу предпринимательской деятельности предприятия (товарные группы, определяющие основной доход предприятия сейчас и в будущем);

- характеристика потребителей, на которых ориентированы эти товары;

-главные общие цели предприятия на планируемый срок (выживание, сохранение существующих позиций, рост);

- характеристика применяемых технологий, на которые будет опираться фирма в будущем;

- внутренний потенциал предприятия сейчас и в будущем;

- внешний образ предприятия - экономический и социальный имидж, поддерживаемый через взаимодействие с элементами внешней среды средствами связи с общественностью.

По результатам формулирования миссии должны быть выработаны правила принятия решений, которыми высшее руководство пользуется в своей повседневной деятельности в пределах срока реализации миссии. Набор этих правил оформляется в виде внутрифирменной политики и включает в себя следующие группы:

1) правила, используемые при оценке результатов деятельности предприятия в настоящем и в будущем - это показатели, которые с качественной точки зрения служат ориентирами ее деятельности (например, только прибыльность или только доходность и т. п.);

2) правила, по которым складываются отношения предприятия с внешней средой и определяющие:

- какие конкретно виды продукции (товаров, услуг) из набора и по какой конкретно технологии будут разрабатываться (узкая специализация или, наоборот, широкая диверсификация);

- каким конкретно потребителям и на каком географическом рынке эта продукция будет поставляться (выбор метода сегментирования);

- какими средствами фирма будет добиваться конкурентного превосходства (используемые средства маркетинга, например, минимизация цены, преимущества по качеству продукции и др.):

3) правила (форма взаимодействия), по которым устанавливаются отношения между:

- высшим руководством и производственными подразделениями;

- высшим руководством и функциональными подразделениями;

- функциональными и производственными подразделениями;

- функциональными подразделениями;

- производственными подразделениями;

4) правила, по которым высшее руководство регламентирует повседневную деятельность (режим работы, степень свободы для отдельных работников, процедуры прохождения распорядительной и функциональной информации и т. п.).

Общие цели. Они конкретизируют миссию путем количественной и временной оценки каждого направления деятельности предприятия. С этой точки зрения общие цели должны показывать:

-                   что конкретно должно быть достигнуто - количественный критерий;

-                   когда цель должна быть достигнута - долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные цели;

-                   кто отвечает за достижение цели - руководитель какого ранга (высшее, среднее и низшее звено управления), в чью должностную инструкцию вписана организация работ по достижению данной цели.

В данном контексте общие цели можно рассматривать как количественную характеристику ориентиров. Так, например, ориентиром деятельности предприятия может быть «максимизация прибыльности», а цель, соответствующая ему – «норма прибыли не ниже 35% в течение срока реализации миссии»

При этом полезно формулировать как экономические цели (доходность, доля рынка и т. п.), так и неэкономические, например, технологическое превосходство в регионе или отрасли; уровень благосостояния работников предприятия; участие в социальных программах местного, регионального или федерального значения и т. п.

Поскольку общие цели соответствуют ориентирам, т. е. показателям результативности деятельности предприятия, то они должны быть сгруппированы в рамках строго ограниченных экономических и управленческих пространств (групп однородных целей). В общем случае можно выделить следующие виды пространств:

-                   доходность (прибыльность) деятельности предприятия;

-                   положение предприятия на рынке - уровень конкурентоспособности;

-                   производительность - эффективность использования рабочей силы и производственных фондов;

-                   ресурсная обеспеченность для реализации миссии;

-                   инновации - разработка новых товаров, освоение новых рынков, создание новых технологий, внедрение современных методов организации производства и труда, внедрение новых элементов системы управления;

-                   управление - качество общего менеджмента;

-                   качество персонала;

-                   социальная ответственность перед работниками предприятия и перед обществом.

Основной целью деятельности предприятия ОАО «Оренбургуголь», как сказано в его Уставе является извлечение прибыли. Его миссия может быть сформулирована следующим образом:

Производить необходимую обществу продукцию – бурый уголь – наиболее эффективным и безопасным способом на устойчивой долгосрочной основе и тем самым содействовать социальному прогрессу и росту благосостояния общества, стабильному развитию территории и благополучию населения района хозяйствования, повышению уровня жизни своих работников.

Стратегические цели

1.Надёжное обеспечение экономики и населения страны высококачественным твёрдым топливом и продуктами его переработки;

2.Обеспечение конкурентоспособности в условиях насыщенности рынка альтернативными энергоресурсами;

3. Рациональное использование месторождения бурого угля и устойчивость операционных затрат:

-                   оптимизация загрузки мощностей предприятия;

-                   поддержание устойчивости позиции по затратам на основе укрепления навыков постоянного совершенствования производственной деятельности и разработки и внедрения эффективных технических решений;

-                   укрепление независимости в обеспечении низко затратными ресурсами, в том числе в энергетике, транспорте.

4. Реализация потенциала роста путем поиска и разведки месторождений бурого угля в регионе:

-                   заключение стратегических альянсов, применение передового опыта и навыков партнеров в добыче и переработке бурого угля;

-                   поиск возможностей расширения существующего бизнеса путем стратегических приобретений и формирования партнерских отношений в перспективных отраслях горнодобывающей промышленности.

3. Создание условий для профессионального развития высококлассных специалистов, обеспечение безопасных условий труда, предоставление работникам конкурентоспособного вознаграждения и социальных льгот в соответствии с объемом и качеством их работы;

4. Соответствие российским и международным экологическим стандартам, внедрение новых технологий для соблюдения ограничений по выбросам загрязняющих веществ, улучшение технологий рекультивации отработанных участков;

5.Реализация во взаимодействии с органами региональной и муниципальной власти проектов социально-экономического развития территорий.

Одним из важных элементов внутренней среды предприятия является его организационная структура.

ОАО «Оренбургуголь» имеет линейно-функциональную структуру управления. На предприятии имеет место горизонтальное разделение труда по специализированным линиям. Специалисты сгруппированы вместе в пределах своей функциональной области.

Все технические и экономические службы подчинены главному инженеру. Руководитель производственной службы – заместитель директора по производству – имеет в своем непосредственном подчинении 7 руководителей функциональных служб:

-                   Горный цех

-                   Железнодорожный цех

-                   Автотракторный участок

-                   Участок монтажа и демонтажа и ремонта горного оборудования

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.