- материально- вещественные потоки
- денежные потоки
- информационные потоки
Рис. 6 Предприятие как подсистема народного хозяйства
Планирование. Процесс принятия решения связанный с будущем называют планированием. Планирование в широком смысле означает принятие на основе систематической подготовки управленческих решений, связанных с будущими событиями и принятием планов.
Главный смысл планирования состоит в повышении производительности и эффективности работы предприятия посредством:
· целевой ориентации и координации всех событий на предприятии;
· выявления рисков и снижения их уровня;
· разукрупнения и тем самым упрощения процессов;
· повышения гибкости, приспособляемости к изменениям.
Планирование обусловлено анализом и прогнозом, результаты которых содержат соответствующие сравнения предполагаемых воздействий значимых для будущего альтернатив. В стремлении к выявлению лучших альтернатив, целей и способов их достижения проявляется функция оптимизации.
Контроль. Контроль является продолжением планирования и сопровождает процесс реализации планов. Контроль предполагает определение и документирование фактических показателей и сравнение их с плановыми показателями для определения результатов деятельности. К контролю относится также сравнение показателей ожидаемого и фактического выполнения планов, проверка допустимости исходных предпосылок и контроль методической и содержательной согласованности планового процесса.
Контроль включает также комплекс мероприятий по анализу вероятных отклонений от запланированных показателей. Сравнение и анализ стимулируют новые процессы принятия решения, которые в свою очередь инициируют проведение корректирующих мероприятий и обеспечивают долгосрочный обучающий эффект.
Главный смысл контроля заключается в создании гарантий выполнения планов и в общем повышении эффективности управленческого процесса.
Совокупность управленческих решений, принимаемых высшим руководством, часто определяют как политику предприятия. К политическим решениям относятся, прежде всего, решения, связанные с генеральными целями предприятия, выражающими философию предприятия, т.е. общие или согласованные ценностные представления высшего руководства.
Предприятия, внедрившие и применяющие инструментарий контроллинга, получают значительный экономический эффект за счет управления процедур планирования, принятия решений и поступления своевременной информации о собственной деятельности.
2.2 Формирование системы контроллинга в организации
Контроллинг, являясь концепцией системного управления, в целях обеспечения долгосрочного эффективного функционирования предприятия организуется, как правило, там, где управление находится в кризисе либо хозяйственная деятельность не удовлетворяет современным требованиям и требованиям рынка.
Факторы, являющиеся основанием – побудительным мотивом для создания системы контроллинга в организации:
· ухудшение в сравнении с подобным предприятиями экономических показателей;
· появление новых или изменение целей в сложившиеся условиях функционирования;
· отсутствие согласований целей;
· устаревшие методы планирования, калькуляция и анализа, не удовлетворяющие менеджменту предприятия;
· отсутствие методик учета и анализа, несоответствие требованиям как основы для отслеживания деятельности и принятия управленческих решений;
· дублирование или отсутствие некоторых функций, наличие конфликтных ситуаций при их выполнении.
При наличии одного или нескольких вышеперечисленных факторов чаще всего имеет место ряд предпосылок внедрения системы контроллинга по направлениям : организация, продукция, закупки, персонал, оборудование, система информационного обеспечения и отчетность.
Организация:
· плохое представление об организационной структуре предприятия абсолютно большинства работников, в том числе и руководителей предприятия;
· сложная, многоступенчатая система подчинения, имеющая противоречия;
· отсутствие четко определенных областей и уровней компетенции и ответственности руководителей;
· перегруженность отдельных подразделений;
Продукция:
· устаревшие модели продукции;
· несоответствие требованиям современных отечественных и зарубежных рынков по качеству исполнения, дизайну и другим потребительским свойствам;
· плохие перспективы выпускаемой продукции.
Закупки:
· низкое качество закупаемых материалов, отсутствие входного контроля;
· необоснованно большие запасы материалов на складе.
Персонал:
· восприятие работы как повинности, отстраненность личных интересов сотрудников от результатов деятельности компании;
· неуверенность сотрудников в завтрашнем дне.
Оборудование:
· устаревший парк основного оборудования и производственных средств;
· отсутствие системы планово- предупредительных ремонтов, ремонт при возникновении поломок или выходе из строя.
Система информационного обеспечения и отчетность:
· отсутствие в отчете пояснительной и аналитической части;
· заполнение документов у ручную;
· ограниченность исходной информации, предназначенной для принятия важных решений;
· недостоверность информации;
· отсутствие или недостаточность компьютерной поддержки информационного обеспечения;
· отсутствие системы учета и расчета затрат по носителям и объектам.
Предметом отдельного анализа является состояние производственного процесса и прохождения заказов в организации. Нередко нет четких правил и порядка приема заказа от клиентов. На вопрос, кто отвечает за прием заказов, нельзя получить однозначного ответа. На предприятиях часто отсутствуют единая система заполнения формуляров и упорядоченный документооборот. Это не позволяет точно сказать, в каком состоянии находится заказ, отсутствует система оперативного управления исполнением заказов. У рабочих мест могут лежать горы заготовок или готовых деталей, что во всех случаях приводит к росту издержек на предприятии в целом.
2.3 Фазы внедрения контроллинга
Процесс внедрения начинается с принятия решения о разработке системы контроллинга на предприятии.
Анализ зарубежной и отечественной практики внедрения контроллинга показывает, что не следует принимать решение о разработке и внедрения системы контроллинга в условиях резкого ухудшения основных показателей деятельности предприятия.
Благоприятным моментом для начала построения системы контроллинга является появление первых слабых сигналов о возможных рисках для перспективного успешного функционирования предприятия. Речь идет о внутренних, так и внешних по отношению к предприятию сигналах, проявляющихся, как правило, в слабозаметных тенденциях и признаках.
Немаловажным фактором, который надо обязательно учитывать при выборе момента внедрения системы контроллинга, является наличие у предприятия достаточного количества финансовых и людских ресурсов. Не секрет, что разработка и внедрение системы контроллинга стоит немалых денег, тем более этот процесс реализуется с привлечением внешних консультантов.
После того как принято решение о разработке системы контроллинга и назначены исполнители, начинается этап формирования инструментальной базы контроллинга. На этой фазе еще рано говорить о начале внедрения контроллинга, правильнее считать это начальным этапом создания службы контроллинга. Создание контроллинга не тождественно созданию системы контроллинга на предприятии в целом.
Прежде чем внедрять инструменты контроллинга в практику менеджмента, необходимо их разработать и адаптировать к конкретным условиям предприятия. В первую очередь речь идет о разработке следующих инструментов:
· системы планирования и бюджетирования на предприятии (оперативное и стратегическое планирование);
· методики расчета маржинальной прибыли по предприятию в целом, отдельным подразделением, продуктам, клиентам и рынкам;
· методов расчета затрат по видам, местам возникновения и продуктам;
· системы отчетности, ориентированной на конкретных пользователей внутри предприятия;
· методики расчета эффективности инвестиций и текущей деятельности предприятия;
· методики анализа отклонений плановых и фактических показателей и т.п.
Внедрение контроллинга на предприятии должно быть продемонстрировано контроллерами и должны быть разработаны инструменты внедрения, а также убедить менеджеров в необходимости их применения в практической деятельности.
Перечислим основные признаки внедрения контроллинга в текущую деятельность предприятия:
· четкий и ясный язык представления результатов деятельности анализируемых объектов;
· убедительная для менеджеров предприятия интерпретация результатов деятельности их подразделений;
· появление у контроллеров определенной независимости и элементов настойчивости в аргументации;
· проявление со стороны менеджеров дружелюбной и доверительного отношения к контроллерам;
· готовность к сотрудничеству и коммуникациям.
Как правило, рассматриваемая фаза внедрения контроллинга протекает достаточно долго: 2-3 года. Продолжительность фазы внедрения и вживания во многом зависит от степени понимания важности и желания со стороны высшего руководства предприятия иметь систему.
Для многих предприятий наступление фазы в развитии внедрения контроллинга – вероятная, но еще достаточно отдаленная перспектива. Тем не менее анализ практики контроллинга на ведущих предприятиях индустриально развитых стран Запада позволяет выделить некоторые признаки наступления фазы роста:
· контроллер выступает в качестве лидера и модератора при формировании рамочных показателей деятельности предприятия на плановый период;
· контроллеры осваивают новые сферы деятельности на предприятии, например контроллинг распространяется в функциональных подразделениях: возникает контроллинг маркетинга, контроллинг логистики, контроллинг НИР и ОКР и т.п.;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7