Рефераты. Влияние активного социально-психологического обучения на стиль управления руководителя






·                   Эмоции не принимаются в расчет.

·                   Позиция лидера - вне группы.

Содержательная сторона:

·                   Дела группе планируются заранее (во всем объеме).

·                   Определяются лишь непосредственные цели, дальние - неизвестны.

·                   Голос руководителя – решающий.

Демократический стиль:

Формальная сторона:

·                   Распоряжения и запреты - с советами.

·                   Позиция лидера - внутри группы

Содержательная сторона:

·                   Мероприятия планируются не заранее, а в группе.

·                   За реализацию предложений отвечают все.

·                   Все разделы работы не только предлагаются, но и собираются.

Либеральный стиль:

Формальная сторона:

·                   Тон - конвенциальный.

·                   Отсутствие похвалы, порицаний.

·                   Никакого сотрудничества.

·                   Позиция лидера - незаметно в стороне от группы.

Содержательная сторона:

·                   Дела в группе идут сами собой.

·                   Лидер не дает указаний.

·                   Разделы работы складываются из отдельных интервалов или исходят от нового лидера.

Практика управления в современных условиях показывает, что выбор стиля руководства детерминирован быстро меняющейся организационной ситуацией; наиболее эффективным является умелое и своевременное использование руководителем каждого стиля и их сочетания в зависимости от сложившейся управленческой ситуации. И все же многие исследователи (Т.С. Кабаченко, Н.Г. Яновский, А.М. Омаров, А.В. Быков) подчеркивают, что в реальной жизни в поведении каждого руководителя наблюдаются общие черты, присущие различным стилям при доминирующей роли какого-либо одного из них. Предпочтение того или иного стиля управления обусловлено личностными особенностями руководителя [9]

Кабаченко Т.С. выделяет следующие факторы, составляющие основу стиля управленческой деятельности, - актуальные для человека жизненные и профессиональные ценности, установки, интериоризированные групповые нормы, самооценку [9]. Существенное воздействие на становление стиля оказывают интеллект и уровень культурного развития руководителя, профессиональный опыт, особенности характера и темперамента, мировоззрение и присущие руководителю нравственные ценности, установки, преломленные в определенной мере через призму особенностей и потребностей возглавляемого им коллектива.


1.2 Личностные стиль управления в зарубежных исследованиях


Приоритет в разработке трех стилей руководства принадлежит К.Левину, который в 1938 году со своими коллегами провел эксперимент, оказавший значительное влияние на развитие концепций руководства. В эксперименте приняли участие три группы подростков, которые по заданию экспериментаторов лепили маски из папье-маше. Деятельность групп координировалась руководителями, демонстрировавшими разные стили руководства. Целью эксперимента было выявление связи между эффективностью деятельности групп и стилем поведения руководителя.

Основываясь на выводах и закономерностях, выявленных в ходе экспериментов, Левин дал характеристику каждого из этих классических стилей управления: авторитарного, демократического и либерального [11]. В литературе встречаются различные их названия: авторитарный называют директивным, либеральный - попустительским, нейтральным, разрешительным.

В результате проведенных исследований, было установлено, что наибольшей эффективности деятельности способствует демократический стиль руководства. Во-первых, этот стиль создает более благоприятную атмосферу, и способствует более активному включению членов группы в совместную деятельность. Во-вторых, при этом стиле руководства группа отличается наивысшей удовлетворенностью, стремлением к творчеству. В-третьих, этот стиль обеспечивает установление наиболее благоприятных взаимоотношений между руководителем и коллективом.

При авторитарном стиле руководства группа выполняла больший объем работы, чем при демократическом стиле, но имела более низкую мотивацию, оригинальность действий и дружелюбие. В таких группах отсутствовало групповое мышление, проявлялось больше агрессивности. Она демонстрировалась как по отношению к руководителю, так и по отношению к другим участникам группы. Наблюдались признаки большей подавленности и тревоги, зависимого и покорного поведения.

В сравнении с демократическим стилем руководства, при либеральном стиле объем работы уменьшался, ее качество снижалось, проявлялось больше игры, и в опросах фиксировалось предпочтение демократического руководителя.

Каждому конкретному руководителю не может быть присущ только какой-либо один стиль. В зависимости от складывающейся конкретной ситуации чаще всего наблюдается сочетание черт различных стилей с доминированием какого-то одного. Какой-то из трех стилей находит свое реальное воплощение в индивидуальном стиле управления. Индивидуальный стиль выражается в практическом применении руководителем современных принципов управления, основных положений теорий управления, использовании стандартов по управлению.


Таблица 1 - Основные параметры трех стилей руководств:

Параметры стилей управления

Виды стилей управления

1

2

3

4

1. Принятие решения и определение задач

Авторитарный

Демократический

Либеральный

2. Способ доведения решения

Лично руководителем

С учетом предложений подчиненных

Одобрение и согласие с мнением подчиненных

3. Степень регламентации действия подчиненных

Приказ, категоричное требование

Совет, рекомендация, намек

Просьба, упрашивание

4. Характер общения руководителя с подчиненными

Высокая

Оптимальная

Низкая (максимальная свобода подчиненных)


5. Характер регуляции поведения и деятельности подчиненных

Короткое, деловое, сухое

Более продолжительное, не только деловое, но и личностное

Может не вступать в общение, если подчиненные не обращаются к нему

6. Мнение руководителя о подчиненных

Делает упор на взыскания

Делает упор на поощрения

Воздерживается от регуляции поведения и деятельности подчиненных

7. Отношение руководителя к инициативе подчиненных

Категоричность, разделение на плохих и хороших, перевода из одной категории в другую практически не делает

Считает всех подчиненных изначально хорошими, гибкость в изменении оценок

Оценок подчиненным практически не дает

8. Морально-психологический климат в организации

Недоверчивое, негативное

Поощрение проявления инициативы

Переоценка возможностей инициативы подчиненных

9. Показатели деятельности организации

Напряженный

Оптимальный

Крайне изменчив

10. Контроль руководителя за деятельностью подчиненных

Высокие, количественные, средние качественные

Средние количественные, высокие качественные

Нестабильные


Повышенный

Средний

Отсутствует


Выделим ряд важных замечаний в связи с этим:

·                    в чистом виде изложенные стили руководства встречаются крайне редко. Как правило, наблюдается совмещение различных стилей, но преобладают, все же, признаки какого-то одного стиля;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.