6.3 Допускается увеличивать размеры ярлыка при совмещении на одном ярлыке
нескольких манипуляционных знаков или надписей транспортной маркировки и
манипуляционных знаков.
6.4 На ярлыках, изготовленных типографским способом, знак должен быть на
расстоянии не менее 5 мм от края ярлыка.
6.6 Рекомендуемые высоты шрифта для нанесения маркировочных надписей:
3, 6, 8, 10, 15, 30, 50 и 100 мм.
Шрифты высотой З и 6 мм не допускается применять при нанесении надписей
непосредственно на тару.
6.7 Рекомендуемая высота шрифта для основных надписей, а также надписей
транспортных организаций, наносимых непосредственно на тару:
30 мм — при длине или ширине грузового места до 0,5 м включ.;
50 мм — при длине или ширине грузового места свыше 0,5 до 1,5 м включ.;
100 мм — при длине или ширине грузового места свыше 1,5 м.
6.8 Рекомендуемая высота шрифта для дополнительных и информационных
надписей, наносимых непосредственно на тару:
10 мм — при длине или ширине грузового места до 0,5 м включ.;
15 мм — при длине или ширине грузового места свыше 0,5 до 1,5 м включ.;
30 мм — при длине или ширине грузового места свыше 1,5 м.
6.9 При невозможности размещения транспортной маркировки непосредственно
на упаковке допускается уменьшать высоту надписей и размеры знака на 1—2
градации..
6.10 Шрифт для нанесения маркировки указан в приложении Г.
7. Дополнительиые требования к маркировке грузов, доставляемых на экспорт
7.1 Транспортная маркировка грузов, поставляемых на экспорт, должна
соответствовать указанной в 7.2—7.4 с дополнениями или изменениями,
установленными в заказе-наряде внешнеторгового объединения.
7.2 Основные надписи:
- номер контракта и (или) номер заказа иностранного покупателя;
- номер заказа-наряда;
- номер грузового места — указывается дробью: в числителе — порядковый
номер места в партии, в знаменателе- количество мест в партии;
- полное наименование или условное обозначение иностранного
грузополучателя;
- наименование пункта назначения с указанием станции или порта
перегрузки;
- страна назначения груза*;
- станция и дорога назначения груза*;
- товарные знаки и марки грузоотправителя*.
7.3 Дополнительные надписи:
- наименование экспортирующей организации — полное или условное;
- пункт отправления груза;
- станция и дорога отправления.
7.4 Информационные надписи:
- габаритные размеры грузового места в сантиметрах;
- массы нетто и брутто в килограммах;
- объем грузового места в кубических метрах; * ' х - надписи
«Экспорт», «Страна-изготовитель и (или) поставщик». Не указывают габаритные
размеры и объем грузового места при длине, ширине или диаметре до 1 м.
7.5 При транспортировании грузов на открытом подвижном составе, в
смешанном железнодо-рожно-водном сообщении или водным транспортом, а также при
мелких отправках грузов маркировку наносят непосредственно на упаковку (тару),
изделие или ярлыки, которые должны быть прочно прикреплены и защищены или
изготовлены из материалов, обеспечивающих сохранность надписей при
транспортировании и хранении.
7.6 Транспортную маркировку наносят на каждое грузовое место. При
транспортировании грузов в прямом железнодорожном сообщении повагонными
отправками основные и дополнительные надписи наносят не на каждое грузовое
место, но не менее чем на десять мест. При транспортировании грузов
автомобильным транспортом и в универсальных контейнерах, кроме автомобилей и
контейнеров, загружаемых мелкими отправками, основные и дополнительные надписи
не наносят.
7.7 При транспортировании водным транспортом грузов массой свыше 1000 кг
дополнительно наносят массу брутто груза в верхнем правом углу на всех четырех
сторонах ящика на расстоянии не более 10 см от верхней кромки.
7.8 Знаки № 1 и 11 наносят в левом верхнем углу с четырех сторон.
7.9 Знак № 12 наносят на шесть сторон упаковки на месте проекции
фактического центра тяжести груза. Если форма и размеры упаковки не позволяют
нанести знак № 12 на шесть сторон упаковки, допускается наносить знак на
меньшее количество сторон, но не менее двух.
7.10 Транспортную маркировку наносят на русском языке и иностранном,
указанном в заказе-наряде внешнеторгового объединения. При длине или ширине
тары до 1 м допускается маркировку наносить на одной из сторон на языке,
указанном в заказе-наряде.
7.11 На ящиках или другой таре, имеющей форму параллелепипеда, маркировку
наносят на торцовую и боковую стенки. На грузовых местах, имеющих форму
цилиндра, маркировку наносят на основаниях. Если размеры и конструкция тары не
позволяют разместить необходимую маркировку на боковой и торцовой стенках, то
маркировку располагают на торцовой и боковой стенках и на крышке.
* Необходимость нанесения этих надписей предусматривается в заказе-наряде
или других нормативных актах внешнеторгового объединения.
8. Маркировка, характеризующая транспортную тару
8.1 Содержание маркировки, характеризующей тару:
- товарный знак (или) наименование предприятия-изготовителя;
- номер тары по нормативному документу;
- обозначение нормативного документа.
На многооборотную тару должна быть нанесена надпись «Многооборотная».
8.2 Маркировку, характеризующую тару, кроме мешков, наносит на тару ее
изготовитель. Маркировку, характеризующую мешки, указывают на кипах или пачках,
в которые упакованы мешки. Допускается наносить маркировку, характеризующую
тару, на ярлыки.
8.3 Маркировку, характеризующую тару, наносят:
- на ящики — в левом верхнем углу торцовой стенки, свободной от
маркировки, характеризующей груз;
- на ящиках с обечайкой — на боковой стенке ящика;
- на бочках и барабанах — на одном из днищ, свободном от маркировки,
характеризующей груз; допускается наносить маркировку на корпусе;
- на баллонах — на дне.
Место нанесения на канистрах, флягах и других видах транспортной тары
устанавливают в нормативных документах на эти виды тары.
8.4 Способы нанесения маркировки
тары:
- деревянной — окраской по трафарету, штемпелеванием, выжиганием;
- металлической — окраской по трафарету, выдавливанием;
- пластмассовой — маркировка выполняется на пресс-форме. Маркировка,
характеризующая тару, может наноситься специальными маркировочными машинами.
8.5 Высоту шрифта для нанесения маркировки, характеризующей тару,
выбирают по 6.6.
8.6. На транспортную тару, предназначенную для упаковывания,
транспортирования и хранения опасных грузов, должна быть нанесена маркировка по
ГОСТ 26319.
Маркировка грузов является
неотъемлемой частью процесса грузоперевозок. Цель маркировки состоит в том,
чтоб охарактеризовать отправляемый груз в полном объеме. То есть, в зависимости
от вида перевозимого груза на упаковку наносятся приведенные ниже манипуляционные
знаки, основные, дополнительные и информационные надписи. На территории
Российской Федерации маркировка и нанесение этикеток на упаковку грузов
производится согласно Межгосударственному стандарту маркировки грузов,
введенному в действие с января 1998 года.