Рефераты. Управление рисками для разработки и принятии управленческих решений






Владеет рынком тот, кто владеет информацией. Наличие необходимой информации позволяет свести к минимуму вероятность потерь и по возможности увеличение дохода.

В эффективно функционирующей организации должна быть хорошо поставлена работа с информацией, начиная от получения необходимой информации, ее анализа, систематизации и отбора для использования при принятии решения и кончая передачей информации о деятельности организации во внешнюю среду.

При этом без использования современных возможностей вычислительной техники, автоматизированных систем сопровождения и поддержки принимаемых управленческих решений в риск – менеджменте обойтись практически невозможно.

Субъект управления в риск – менеджменте реализует функции прогнозирования, организации, регулирования, координации, мотивации, контроля работы в условиях неопределенности и риска.

Объект управления в риск – менеджменте реализует функции работы в условиях неопределенности и риска. Рискового вложения капитала, работы по снижению величины риска, по страхованию риска.

В каждой организации должен быть определен перечень мероприятий по снижению риска [2, стр 75 ].

Риск – менеджмент является специальной формой предпринимательской деятельности. Осуществляют ее профессиональные институты специалистов. Страховые компании, финансовые менеджеры.

Рассмотренный выше материал позволяет сформулировать некоторые принципы выбора управленческих решений в ситуациях риска. К ним следует отнести:

1) отказ от спонтанного принятия решений;

2) соответствие допустимому уровню риска;

3) достаточность информационного обеспечения управленческого решения;

4) обеспечение сопоставимости показателей оцениваемых управленческих решений;

5) выделение приоритетных критериев оценки различных проектов;

6) обеспечение сбалансированности реализуемых предприятием (организацией) проектов по жизненным циклам и доходности;

7) обеспечение взаимосвязи принимаемого решения с реализуемыми на предприятии проектами.

Рекомендуемые методы компенсации риска.

Основными методами компенсации риска в современной предпринимательской деятельности являются:

1) диверсификация деятельности фирмы с обеспечением отрицательной корреляции доходности и рентабельности части проектов, реализуемых фирмой;

2) самострахование – образование на предприятии специального резервного фонда и обеспечение возможности покрытия убытков за счет части собственных оборотных средств;

3) хеджирование – создание встречных коммерческих, кредитных, валютных и иных требований и обязательств;

4) лимитирование за счет установления предельных сумм расходов, продаж, кредита;

5) различные формы и виды страхования, в том числе страхование ответственности;

6) перестрахование ответственности[ 3, стр 272].


II. Воздействия рисков на деятельность исследуемой организации


2.1. Характеристика деятельности объекта исследования


Практическую часть работы я покажу на примере «Завода имени Я.М. Свердлова».

Федеральное казенное предприятие «Завод имени Я.М. Свердлова» является многоотраслевым комплексом, включающим в себя, наряду с производствами оборонного назначения, производства химической продукции производственно- технического назначения, продукции машиностроения и станкостроения, непродовольственных товаров народного потребления. ФКП "Завод имени Я.М. Свердлова" является крупнейшим производителем всех видов промышленных взрывчатых веществ, детонаторов, передаточных зарядов для горнорудной промышленности, специальных перфораторов для нефтегазодобывающей промышленности и других изделий для взрывных, сейсмических и геофизических работ. На предприятии созданы большие мощности по производству различных модификаций эпоксидных, карбамидных, фенолформальдегидных смол, отвердителей, используемых в электротехнической, строительной промышленности, в производстве мебели и машиностроении. За последние годы созданы и наращивают мощности крупнотоннажные производства по выпуску нитробензола, этилацетата, уксусного ангидрида, сульфонола и других видов химической продукции, используемых в производстве нефтегазодобывающих компаниях, в производстве мебели, холодильников, синтетических волокон, эмалей, красок, стройиндустрии, синтетических моющих средствах. Одним из важных направлений, созданных на предприятии, является машиностроение - крупнейшее в стране производство бытовых стиральных машин активаторного типа "ОКА" различных модификаций и накопительных водонагревателей различной емкости. Неоднократно бытовая техника, выпускаемая предприятием, становились Лауреатами и Дипломантами Российского конкурса "100 лучших товаров России". Сложнейшее оборудование химических производств, механизированные сборочные линии, изделия и комплектующие узлы для продукции оборонного назначения - вот далеко не полный перечень машиностроительной продукции, освоенный предприятием. Основная задача, которую ставит перед собой специалисты завода - это постоянное совершенствование, внедрение новых современных технологий и наращивание их мощностей с целью использования громадного потенциала завода. Основные принципы, на которые ориентируется предприятие, - это высокое качество и постоянная работа по понижению затрат на производстве продукции, позволяющие достойно конкурировать в условиях жесткой борьбы на рынках сбыта. Предприятие находится на новом этапе своего развития и ставит перед собой первоочередные задачи:

- развитие завода, как объекта стратегического назначения, значимого в поддержании обороноспособности страны;

- максимальное совершенствование уникальных и единственных в России технологий, обеспечивающих выполнение Федеральных целевых программ по созданию новых видов вооружений, освоение и наращивание выпуска новейших боеприпасов;

- осуществление, опережающих на несколько лет от ранее принятых, темпов роста выпускаемой оборонной и гражданской продукции на базе создаваемого на предприятии научно - исследовательского направления деятельности и обширных маркетинговых исследований.

Большое значение в решении указанных задач отводится внедрению технологий двойного применения, позволяющих максимально использовать громадные мобилизационные мощности завода, оптимизация структуры управления предприятием и резкому сокращению затрат на производство.

Машиностроительное производство включает в себя три цеха по изготовлению стиральных машин и водонагревателей, цех ремонтно-монтажных работ и цех изготовления нестандартного оборудования, который знаменит изготовлением специальных заказов, например «Слеза скорби» Зураба Церетели.

Разработкой и внедрением новых видов продукции в цехах машиностроительного производства занимается конструкторско-технологический отдела по машиностроительным производствам (КТОМ).

Из выше сказанного следует, что такая деятельность предприятия невозможна без рисков, поэтому попытаемся на примере данной организации рассмотреть все возможные риски.


2.2 Классификация рисков данной организации


Как говорилось в I главе, существуют внешние и внутренние риски. К внешним относятся риски, непосредственно не связанные с деятельностью предпринимателя. Речь идет о непредвиденных изменениях законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, изменениях в налогообложении, ликвидации предприятий из-за предписания государственных органов. Источником внутренних рисков является само предприятие, а в моем случае «Завод им. Я.М. Свердлова». Эти риски возникают в случае неэффективного менеджмента, ошибочной маркетинговой политики, а также в результате внутри предприятельных злоупотреблений.

В настоящее время готовится приказ о выпуске партии гидроаккумуляторов. Это новый вид продукции для предприятия, его производство напрямую связано с рисками. А именно:

1) Производственным - сможет ли выполнить предприятие нужное количество продукции в данный срок. Производственный риск так же связан с производством продукции, в процессе которой руководители сталкиваются с проблемами неадекватного использования сырья, роста себестоимости, увеличения потерь рабочего времени, использования новых методов производства. К основным причинам производственного риска относятся:

• снижение намеченных объемов производства и реализации продукции вследствие снижения производительности труда, простоя оборудования, потерь рабочего времени, отсутствия необходимого количества исходных материалов, повышенного процента брака производимой продукции;

• снижение цен, по которым планировалось реализовывать продукцию или услугу, в связи с ее недостаточным качеством, неблагоприятным изменением рыночной конъюнктуры, падением спроса;

• увеличение расхода материальных затрат в результате перерасхода материалов, сырья, топлива, энергии, а так же за счет увеличения транспортных расходов, торговых издержек, накладных и других побочных расходов;

• рост фонда оплаты труда за счет превышения намеченной численности, либо за счет выплат более высокого, чем запланировано, уровня заработной платы отдельным сотрудникам;

2) Техническим риском – тестирование, изготовленного изделия, напрямую связано с риском, существует необходимость в проверке готовой продукции, которая может в случае неисправности навредить человеку, осуществляющему тестирование.

Технический риск определяется степенью организации производства, проведением превентивных мероприятий (регулярной профилактики оборудования, мер безопасности), возможностью проведения ремонта оборудования собственными силами предпринимательской фирмы.

К техническим рискам относятся:

·        вероятность потерь вследствие отрицательных результатов научно-исследовательских работ;

·        вероятность потерь в результате недостижения запланированных технических параметров в ходе конструкторских и технологических разработок;

·        вероятность потерь в результате низких технологических возможностей производства, что не позволяет освоить результаты новых разработок;

·        вероятность потерь в результате возникновения при использовании новых технологий и продуктов побочных или отсроченных во времени проявления проблем;

·        вероятность потерь в результате сбоев и поломки оборудования и т. д.

Следует отметить, что технический риск относится к группе внутренних рисков, поскольку предприниматель может оказывать на данные риски непосредственное влияние и возникновение их, как правило, зависит от деятельности самого предпринимателя.

3) Финансовый риском – изготовление новой продукции (а в моем случае гидроаккумуляторов) требует необходимых затрат, есть риск что эти затраты превысят намеченной суммы, или же выпущенная продукция будет распродана, тем самым окупив предприятию затраченную суммы на ее изготовление.

4) Коммерческий риск — это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем. Основные причины коммерческого риска:

·        снижение объемов реализации в результате падения спроса или потребности на товар, реализуемый предпринимательской фирмой, вытеснение его конкурирующими товарами, введение ограничений на продажу;

·        повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта;

·        непредвиденное снижение объемов закупок в сравнении с намеченными, что уменьшает масштаб всей операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуемого товара (за счет условно постоянных расходов);

·        потери товара;

·        потери качества товара в процессе обращения (транспортировки, хранения), что приводит к снижению его цены;

·        повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли предпринимательской фирмы.

Коммерческий риск включает в себя:

·        риск, связанный с реализацией товара на рынке;

·        риск, связанный с транспортировкой товара (транспортный);

·        риск, связанный с приемкой товара покупателем;

·        риск, связанный с платежеспособностью покупателя;

·        риск форс-мажорных обстоятельств.

5) Инновационный риск — это вероятность потерь, возникающих при вложении предприятием средств в производство нового товара, который, возможно, не найдет ожидаемого спроса на рынке. Инновационный риск возникает в следующих ситуациях:

Ø  при создании нового товара на старом оборудовании. В этом случае к риску неправильной оценки спроса на новый товар или услугу добавляется риск несоответствия качества товара или услуги в связи с использованием старого оборудования;

Ø  при производстве нового товара при помощи новой техники и технологии. В данной ситуации инновационный риск включает в себя: риск того, что новый товар (а именно гидроаккумуляторы) может не найти покупателя.


III. Оценка рисков и совершенствование управления ими


3.1 Управление рисками в деятельности организации


Процесс изготовления и реализации новой продукции – гидроаккумуляторов как уже говорилось с различными рисками. И исходя, из теоретической части, я знаю, что рисками можно управлять. Попробую разобрать как же нужно управлять рисками в данном случае.

Как говорилось выше, готовится приказ о выпуске гидроаккумуляторов к насосным станциям. Это новый вид продукции, на заводе выпуска таковой до настоящего времени не было. Поэтому для начала нужно было рассчитать, какое количество необходимо выпустить, чтобы меньше получить убытков, если не будет потребительского спроса.

Если выпустить 100 шт. гидроаккумуляторов, то примерно нужно затратить 1млн.руб., а прибыль составит 2 млн.руб.(примерно), тогда и риск сбыта выше, ведь продать большее количество продукции, которая не зарекомендовала себя на рынке- сложно. Тогда возьмем 50 шт., затраты составят 500 тыс.руб, прибыль – 1 млн. руб., тогда риск сбыта будет ниже , чем в 1 случае, следовательно, чем больше прибыли, тем выше риск. Поэтому было принято выпустить 50 шт. гидроаккумуляторов. На рис.2 схематически изображено данной предложение.


Рис.2. Схема затрат и прибыли на определенное количество продукции.

Эти расчеты были переданы ЗАО «Торговый дом «Ока – 2005» завода имени Я.М. Свердлова», руководство данной организации вместе с экспертами, маркетологами тоже пришли к выводу: необходимо именно количество в 50 шт.

Заместителю директора по планированию и бюджетированию, начальнику Управления по планированию и бюджетированию включить в бюджет предприятия на 2009 затраты по изготовлению оснастки для опытной партии согласно утвержденной смете (Приложение 2).

Чтобы выполнить работу по производству гидроаккумуляторов необходимо четко распределить обязанности для каждого работника, связанного с производством (Приложение 1). А для этого Начальнику КТОМ (конструкторско – технологический отдел) необходимо разработать конструкторскую документацию на гидроаккумулятор, разработать конструкторскую документацию на сложную технологическую оснастку для изготовления опытной партии гидроаккумуляторов разработать технологическую документацию на опытную партию, определив ему временные рамки.

После того, как будет выполнена документация начальнику цеха №5 необходимо поставить задачу об изготовлении сложной технологической оснастки; изготовить детали для опытной партии гидроакуумуляторов.

Начальнику цеха №30 изготовить опытную партию гидроакуумуляторов в количестве 50 шт (Приложение 3).

Для выполнения поставленных задач необходим материал, а следовательно зам. Директора - начальник Управления по закупкам должен обеспечить цеха необходимыми материалами по их заявке.

Гидроакуумуляторы изготовили. Теперь необходима их проверка. Качественные ли они, нет ли брака. Для этого контролер измеряет напряжение аккумуляторов, проверяет блоки питания. У контролера существует риск пострадать от тока. Чтобы этого избежать, нужно изготовить специальный стенд для проверки оборудования, в этом случае риск получить травму, сходит на нет.

Осуществлена проверка произведенной продукции, следующим шагом будет:

·                   Установление цен на гидроаккумуляторы;

·                   Реализация опытной партии гидроаккумуляторов.

За исполнением всех видов работ должен следить заместитель главного инженера по машиностроительным производствам – ведущий главный маркетолог.

Распределив все обязанности - легче осуществлять процесс производства, такая налаженная картина управления позволяет четко установить контроль за выполнением работы. Контролируя каждого начальника, назначенного на осуществление на работы, легче видеть где может быть допущена ошибка. Тем самым исключает различные риски на каждом этапе производства.

После того как будет продано определенное количество гидроаккумуляторов, будет виден его спрос, и уже исходя из спроса будет осуществляться новое производство.

Данное предприятие выпускает множество продукций, выпуск каждой подвержен примерно таким же риском. Одно объединяет все - необходимо грамотное управление.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Человек постоянно сталкивается с риском. Часто, не имея полной информации, нам приходится делать выбор, который, к сожалению, не всегда является правильным. Любой предприниматель всегда действует на свой страх и риск, дальнейшая деятельность организации будет зависеть именно от этого человека, от его дальновидности и знаний.

В данной работе были рассмотрены виды рисков присущи выбранной организации, способы управления рисками. Главная сложность управления рисками заключается в том, что не существует каких – либо «готовых» рецептов. Каждому вопросу, требующему рассмотрения на предприятии, нужен свой уникальный подход.

Обязанности управляющего будут состоять в выборе наиболее подходящих для компании решений. Одна из основных его задач – оценить риск и свести его к минимуму, чтобы получить максимальную прибыль в случае удачной сделки и понести минимальные потери в случае неудачной сделки. Неправильно определив влияние некоторых факторов, менеджер может привести компанию к краху. Поэтому резко возрастает важность таких качеств, как опыт, квалификация, и, конечно, интуиция. Необходим постоянный анализ существующей ситуации, очень важно использование опыта других организаций (возможность учиться на чужих ошибках).

В общем, управление рисками – проблема очень важная. Необходимо грамотное определение направлений развития предприятия. Этим должен заниматься высококвалифицированный специалист.


ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА


1. Воробьев С.Н. Управленческие решения. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

2. Друкер П. Эффективное управление. М.; ФАИР – ПРЕСС, 2001

3. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учеб-к.- 5 –е изд., испр. И доп. – М.: Дело, 2004- 416 с.

4. #"#">www.5ballov.ru


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.