– определяются задачи и функции, которые имеют критическое значение для осуществления стратегии на данном этапе продвижения организации к долгосрочной финансовой устойчивости;
– формируются подразделения аппарата и структурных единиц организации, в основе которых лежат стратегические задачи и функции;
– определяется степень самостоятельности подразделений аппарата и структурных единиц в подготовке и принятии решений и уровни иерархии, на которых происходит принятие и реализация решений;
– по мере увеличения объема реализации продукции и объема выпуска продукции, расширения ассортимента товаров может происходить образование новых подразделений и служб, что будет означать переход к более сложной структуре управления;
– с увеличением численности управленческого персонала устанавливается более узкая специализация служб по отдельным наиболее важным функциям;
– по мере увеличения объемов и разнообразия выпускаемой продукции в организации создаются относительно самостоятельные подразделения, специализирующиеся на определенных видах продукции, рынках и регионах с подчинением и внешнему руководству. Одновременно сокращается уровень централизации выполнения отдельных функций (производственных, снабженческих, организации труда и др.) с передачей их на нижний уровень управления;
– происходит сосредоточение на высшем уровне руководств функций по разработке стратегии, финансового контроля, политики управления персоналом и др.;
– создаются или усиливаются службы маркетинга на высшем уровне управления и при необходимости в относительно самостоятельных подразделениях и отделениях;
– создаются службы (группы) стратегического развития;
– для усиления координации и связи между службами, уменьшения дублирования управленческих работ, подготовки более качественных решений и ответственности за них используются матричный классификатор функциональных обязанностей;
– создается постоянная или временная финансовая структура (центр доходов и центр затрат);
– подбираются профессиональные и квалифицированные менеджеры;
– масштабы управляемости приводятся к рациональным значениям, и обеспечивается обоснованность подчинения отделов и служб аппарата функциональным директорам (заместителям генерального директора), гарантирующим целостность процесса управления.
4. Моделирование распределения управленческих работ в структуре аппарата управления организации
В целях рационального распределения функциональных обязанностей в аппарате управления организации и создания условий повышения эффективности управленческого труда рекомендуется использовать модель матричного классификатора, которая широко и успешно применяется за рубежом в средних и крупных компаниях.
Модель матричного классификатора представляет собой таблицу, в которой по вертикали приведены сгруппированные управленческие работы по функциям, а по горизонтали – должностные лица (руководитель и его заместители), наименования отделов и служб аппарата и структурных подразделений организации. На пересечении столбцов и строк показываются с помощью условных обозначений виды участия должностных лиц, отделов и служб и структурных подразделений в выполнении управленческих работ по функциям.
Для обозначения характера трудового участия должностных лиц и подразделений при осуществлении своих функциональных обязанностей применяются следующие условные обозначения:
Р – принятие решения (утверждение, подписание документа, устное распоряжение);
П – подготовка решения (комплексная разработка решения, составление документа, мероприятия разрабатываются самостоятельно и с привлечением других лиц);
У – участие в подготовке решения (решение частных вопросов, подготовка информации, консультирование);
С – согласование решения (согласование документа);
И – реализация решения;
К – контроль за исполнением решения (мероприятия, плана, документа);
О – обмен информацией, информирование руководства;
А – персональная ответственность.
При разработке матричного классификатора следует руководствоваться следующими положениями:
– выполнение управленческих работ должно предусматривать четкую определенность и по возможности автономность сферы деятельности и компетенции каждого отдела (службы) и должностного лица;
– характер распределения управленческих работ и виды трудового участия отделов (служб) в их выполнении должны предусматривать комплексность и законченность решения стоящих перед ними задач; подразделения аппарата должны нести персональную ответственность за комплексное выполнение возложенных на них функциональных обязанностей при участии в данных обязанностях других подразделений;
– распределение управленческих работ должно отвечать требованиям ограничения дублирования работ, создания условий концентрации однородных работ в одном подразделении и повышения качества принимаемых решений;
– распределение управленческих работ производится с учетом наличия и возможности сбора в подразделении достаточной и необходимой информации для подготовки и принятия управленческих решений;
– при формировании содержания работ в отделах (службах) необходимо проводить их специализацию, выявлять рациональное соотношение централизации и децентрализации в подготовке управленческих решений, объемов полномочий и ответственности;
– классификатор функциональных обязанностей утверждается руководством организации и доводится до исполнителя.
Утвержденный классификатор функциональных обязанностей подразделений аппарата управления является обязательным документом, регламентирующим и координирующим работу должностных лиц, отделов и служб в структуре управления, особенно при процедурах финансового оздоровления и внешнего управления (табл. 6).
При изменении условий производства и функционирования организации в классификатор и в структуру управления организации вносятся соответствующие изменения и дополнения.
Как показывает зарубежная практика применения классификаторов функциональных обязанностей в компаниях, их использование способствует уменьшению объема дублирования работ на 5–10%, ускорению составления документов на 10–20%, повышению качества принимаемых решений.
Таблица 6
Фрагмент матричного классификатора функциональных обязанностей служб аппарата управления организации
№ п/п
Вид работы
Должностные лица и службы аппарата управления
Ген. директор
Зам. ген. дир-ра по пр-ву
Зам. ген. дир-ра по экономике
Произ.-тех. отдел
ПЭО
Фин. отдел
Бухгалтеря
Отд. маркетинга
Отд. кадров
Договорный отдел
Диспетчерская служб
Рук-во и аппарат цехов
1.
Планирование доходов и расходов
К
С
Р
о
у
П,И
У, И
2.
Анализ убытков и определение мер по их сокращению
У
П
У, И, С
3.
Анализ дебиторской задолженности и разработка предложений по ее снижению
Р, К
С,
П, И
У, С
О
4.
Подготовка исков по взысканию просроченной дебиторской задолженности
О, С
5.
Анализ кредиторской задолженности и разработка предложений по ее реструктуризации
У,С
Список использованных источников
1. Шибеко А.Э. Антикризисное управление: Курс лекций/ Шибеко А.Э. Мн. 2005. – 188с.
2. Мартемьянов, В.С. Хозяйственное право. Т. 1 / В.С. Мартемьянов – М., 1994.
3. Антикризисное управление: Учебное пособие / Под ред. Г.К. Таль.- М.: ИНФРА-М, 2004.- 928 с
4. Кован С.Е. Теория антикризисного управления предприятием / С.Е. Кован, Л.П. Мокрова, А. Н Ряховская М.: 2009 – 160 с.
5. Фомин Я.А. "Диагностика кризисного состояния предприятия". – М.: "ЮНИТИ", 2003г. – 349 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4