Рефераты. Управление персоналом на ООО "Меридиан"







10. Система мотивации персонала

С начала своего существования до 2004 года в ООО «МЕРИДИАН» существовала определенная система мотивации персонала, которая включала несколько методов:

Организационно-административные методы управления:

1. Регулирование взаимоотношений сотрудников посредством положений о структурных подразделениях и должностных инструкций;

2. Использование властных механизмов управления (издание
приказов, отдача распоряжений, указаний) при управлении текущей деятельностью предприятия.

Экономические методы управления:

1.Материальное стимулирование труда работников: заработная плата (оклады и ставки) и премиальные по результатам труда, использование для отдельных категорий работников сдельной формы оплаты труда.

Социально-психологические методы управления:

1.     Развитие у сотрудников чувства принадлежности к организации, ведения корпоративной рекламы, широкого использования логотипов компании, обеспечения сотрудников фирменной рабочей одеждой и т.п.

2.     Стимулирование труда работников посредством предоставления социальных гарантий (подарки к юбилеям и праздникам).

Основное внимание в «Положениях о системе оплаты и стимулирования труда персонала» на предприятии было уделено материальным методам стимулирования, которые, на самом деле, были малоэффективны и не в полной мере качественно разработаны. Они наиболее типичны для Российских предприятий вообще. В соответствии с Трудовым Кодексом предприятия самостоятельно устанавливают вид системы оплаты труда, размеры тарифных ставок и должностных окладов, а также формы материального поощрения. Основные правила оплаты труда и премирования закреплены Положением «Об оплате труда работников», утверждаемым приказом Генерального директора ООО «МЕРИДИАН».

Организационно-административные методы управления персоналом

Управление на предприятии ООО «МЕРИДИАН» осуществляется через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно генеральным директором, контроль над их исполнением возложен на менеджера по персоналу и руководителей подразделений через систему административных мер трудовой дисциплины. Они регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства.

Целью является правовое регулирование трудовых отношений, защита прав и законных интересов предприятия и его работников в соответствии с трудовым законодательством, Уставом предприятия.

На предприятии осуществлялся прямой директивный механизм воздействия.

Стимулом выполнения управленческих воздействий являлась дисциплинарная и материальная ответственность.

Экономические методы управления персоналом

Анализ экономических методов был проведен по следующим данным.

1)Согласно «Положению о системе оплаты и стимулирования труда персонала» заработная плата включает в себя следующие выплаты из фонда оплаты труда:

- базовый оклад, который устанавливается в зависимости от занимаемой должности и уровня образования (высшее, среднее- специальное) указан в таблице 5;

- дополнительная оплата в виде премии не более 10% от оклада месячный (должностной оклад), установленный в трудовом договоре.

- социальные выплаты, рассматривались как вознаграждение не связанные с количеством и качеством труда, вознаграждение, которое получают за факт работы в данной организации. К ним относятся медицинская страховка, годовая премия за выполнение плана.

Отсюда следует вывод, что заработная плата была весьма ограниченной, заработная плата работников с высшим образованием ненамного отличалась от заработной платы со средним специальным, что никак не стимулировало их к повышению уровня квалификации, а это – необходимый элемент для повышения производительности труда, а значит и прибыли предприятия в целом.

Таблица 5 Базовый оклад некоторых сотрудников ООО «МЕРИДИАН» в 2004г

Наименование должности

Базовый оклад

Высшее

Среднее специальное

Генеральный директор

50000

-

Заместитель директора

37000

-

Начальник отдела

32000

31000

Зам.начальника

23000

22500

Инженер-электроник

15000

14000

Инженер - технолог

14000

13500

Слесарь

6000

5000

Механик

6000

5000

Фрезеровщик

8000

7500

Главный бухгалтер

24000

23000

Зам.главного бухгалтера

12000

11000

Бухгалтер

6000

5000

Обслуживающий персонал

6000

5000


Также необходимо отметить, что зарабатывать больше, повышая производительность труда и качество работы не имело быть возможным, так как руководство «МЕРИДИАН» не оплачивало работникам выполнение плана сверх нормы. Главное было – это выполнение установленного плана объема реализации, тем самым «дешевый» труд дорого обходился предприятию, так как он мало производителен, порождал неразвитого работника и безразличие к целям предприятия, убивал инициативу, никак не способствовал привлечению молодых специалистов.

Социально-психологические методы управления персоналом в ООО «МЕРИДИАН»

Среди методов социально-психологического стимулирования, используемых на предприятиях следует также назвать оптимизацию организации рабочего места, создание комнат отдыха, организация корпоративных праздников.

В процессе изучения ООО «МЕРИДИАН» автором был проведен опрос общественного мнения (анкетирование) сотрудников организации, с помощью которого были выявлены факторы мотивации работников, представленные в Приложении 1.

В первой части опроса сотрудников просили назвать качественные характеристики идеальной работы. Были названы следующие: независимость от других; разнообразие; возможность видеть результат; возможность приносить пользу обществу; хорошие отношения с коллегами; высокий заработок: легкость работы; возможность творчества; отсутствие стресса; возможность роста; содержательная часть работы как самоцель. Выяснилось, что для женщин больше, чем для мужчин, важна польза работы и социальные аспекты, для «серых воротничков» по сравнению с «белыми» - высокий заработок и легкость работы.

На второй вопрос: «Назовите черты работы, которой Вам менее всего хотелось бы заниматься» получены следующие ответы: монотонность; плохие, вредные для здоровья условия работы; стресс, неудобные рабочие часы; недостаток свободы; плохие отношения в коллективе; работа, которая не нравится; невозможность видеть результат работы; низкий заработок; невозможность карьерного роста; бесполезная для общества работа; недостаток творчества. Наконец, менее 1% сказали, что им бы подошла любая работа.

Следует обратить внимание на то, что многие из опрашиваемых отметили особую важность возможности карьерного роста внутри компании. ООО «МЕРИДИАН», бесспорно, является лучшей «школой» в нашем городе по подготовке квалифицированных кадров, но, тем не менее, в самой компании абсолютно не развито такое направление, как взращивание начальников из своих же проверенных сотрудников. Нет человека, который бы отвечал за планирование карьеры и резерва руководителей в ООО «МЕРИДИАН».

Результаты проведенного исследования так же показали, что деньги имеют огромное значение для большинства служащих, как из-за покупательской способности, так и из-за статуса, который имеет их владелец.

Однако руководители оказывают себе и своим организациям плохую услугу, когда воспринимают деньги как единственное совершенное средство для удовлетворения всех потребностей, которые могут возникнуть у служащих.

Руководители, которые пытаются разработать программу «обогащения работы», должны помнить шесть условий, необходимых для успеха их деятельности:

1.  Люди должны регулярно узнавать о позитивных и негативных результатах своей работы.

2.  Они должны сами составлять расписание свей работы.

3.  Им нужно предоставить возможность карьерного и творческого роста.

4.  Они должны нести определенную материальную ответственность соразмерно взятым на себя обязательствам.

5.У них должна быть возможность открытого и приятного общения с начальством на всех уровнях управления.

6.Они должны отчитываться за производительность на участке, который они контролируют.

Таким образом, анализ существующей до 2005г системы мотивации доказал ее неэффективность, а руководство предприятия было вынуждено искать новые резервы и ресурсы. В этих условиях, для того, чтобы предприятие ООО «МЕРИДИАН» эффективнее использовало человеческие ресурсы, было принято решение о разработке системы мотивации персонала.

При разработке системы мотивации за основу была принята теория иерархии потребности Маслоу и теория ожидания, что позволило максимально удовлетворять различные потребности сотрудников.

На основе классификации потребностей Маслоу, выделены пять основных классов потребностей работников предприятия ООО «МЕРИДИАН» и составлены программы по их удовлетворению:

1) Физиологические потребности: удовлетворяются посредством обеспечения достаточного уровня зарплаты, позволяющей работнику, отдавая большее количество сил и времени работе, иметь средства на достойное существование свое и своей семьи (при ее наличии) и определенный уровень физиологического комфорта на рабочем месте (условия труда: допустимый шум, освещенность, температура).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.