При проведении данного опроса ставились следующие задачи: 1. Получить данные о том , какой информацией о своих неформальных группах обладает руководство предприятия; 2. Получить объективную информацию об положительных и отрицательных сторонах управления неформальными группами на данном предприятии; 3. Предложить способы более эффективного управления неформальными группами.
В исследовании приняло участие восемь человек. Характерной чертой опроса стало конструктивное , взвешенное отношение руководства к поставленным вопросам , наряду с их уверенностью в полезности и необходимости необычного мероприятия.
Результаты опроса свидетельствуют о том , что руководство фирмы знает о наличии неформальных групп на предприятии , имеет правильное представление о причинах их возникновения , а также считает необходимым взаимодействовать с ними. На вопросы об особенностях характеристик неформальной группы и их влиянии на деятельность формальных групп получены правильные ответы.
Проведенный на предприятии “Дейма” опрос показал , что управление неформальными группами в данной организации имеет следующие положительные стороны: 1. Руководство предприятия считает , что неформальные группы могут помочь формальной организации в достижении ее целей; 2. Перед тем , как принять какое-либо управленческое решение подавляющее большинство опрошенных просчитывают возможность отрицательного воздействия на неформальные группы и принимают решения в соответствии с этим; 3. На предприятии существуют клубы руководящих работников , для них проводятся конференции и собрания по различным вопросам. К руководителям “среднего звена” отношение начальства несколько “мягче” , чем к остальной части персонала предприятия. 4. Руководство предприятия “Дейма” считает , что только из-за того что лояльности руководителя “среднего звена” не удалось добиться , нет необходимости его заменять. В практике руководства данной проблемы еще не стояло. Однако , если лояльность руководителя “среднего звена” к своим подчиненным будет мешать деятельности предприятия , руководство организации посчитает нужным заменить его. 5. Руководство предприятия считает , что перевод сотрудников из одного места работы на другое является одним из методов эффективного управления неформальными группами. Данный метод на предприятии применяется.
Отрицательными сторонами управления неформальными группами являются: 1. На предприятии “Дейма” никаких общественных мероприятий не проводиться и не планируется. Руководство организации считает , что в этом нет никакой необходимости и будет только отвлекать людей от собственных дел. 2. Для принятия какого-либо решения одни из опрошенных ответили что не привлекают членов организации к обсуждению данных вопросов , другие – привлекают , когда считают это необходимым для себя. 3. Руководство предприятия считает , что размещение кабинетов не повлияет на поведение членов неформальной группы и , соответственно , не применяет данный метод управления на предприятии. 4. Руководство организации знает естественных лидеров неформальных групп на предприятии , но не применяет никаких методов управления ими. 5. Руководство предприятия “Дейма” считает возможным за счет гибкого использования различных каналов передачи информации усилить свое влияние на неформальные группы , однако каналы неформальной передачи информации для влияния на неформальные группы не используются.
Для повышения эффективности управления неформальными группами руководству предприятия “Дейма” необходимо применять следующие методы влияния: 1. Необходимо привлекать сотрудников для обсуждения различных вопросов касающихся деятельности предприятия , консультироваться с ними и принимать решения с учетом их пожеланий и рекомендаций; 2. Проводить спортивные соревнования и другие мероприятия для сотрудников во внерабочее время с целью формирования у своих служащих лояльности. Необходимо внушить , что все содействующее целям организации содействует и целям отдельного человека; 3. Руководству предприятия необходимо пытаться управлять лидерами неформальных групп , контролировать их деятельность и использовать ее для влияния на неформальные группы; 4. Необходимо развивать и использовать каналы неформальной передачи информации , так как данный метод имеет много позитивных моментов для управления неформальными группами и его применение будет способствовать более эффективному влиянию на данные группы; 5. Необходимо более внимательно отнестись к размещению кабинетов в организации.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
В ходе проделанной работы проведен анализ неформальной группы. Даны общее понятие группы , рассмотрены отличия неформальных групп от формальных , а также характеристика неформальной группы , ее возникновение и роль в процессе функционирования организации.
Группа – это относительно обособленное объединение двух или более лиц , находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени.
Как мы выяснили , существуют два типа групп: формальные и неформальные. Оба эти типа групп имеют значение для организации и оказывают большое влияние на членов организации.
Формальные группы выделяются как структурные подразделения в организации. Они имеют формально назначенного руководителя ё формально определенную структуру ролей , должностей и позиций внутри группы , а также формально закрепленные за ними функции и задачи.
Неформальные группы создаются не распоряжениями руководства и формальными постановлениями , а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями , общими интересами , одинаковыми увлечениями привычками и т.п. Они представляют собой спонтанно сложившуюся систему социальных связей , норм , действий , являющихся продуктом более или менее длительного межличностного общения.
Изученные нами особенности характеристик неформальных групп , а именно: социальный контроль , осуществляемый неформальной организацией; тенденция к cопротивлению переменам; наличие своих неформальных лидеров , помогли нам глубже изучить данную проблематику и в дальнейшем найти необходимые рычаги управления данными группами.
Мы выяснили , что причиной возникновения неформальной группы в формальной организации является неизбежная ограниченность формальной организации , которая не может охватить и регулировать все процессы функционирования социальной организации , а также является следствием естественного стремления человека к объединению с другими людьми , к формированию устойчивых форм взаимодействия с ними.
Неформальные группы несут в себе как отрицательное , так и положительное влияние на деятельность формальной организации.
К отрицательным сторонам относятся: распространение ложных слухов , преданность людей группе , тенденция к сопротивлению всяким переменам и тенденция к сохранению укоренившихся стереотипов задерживают необходимую модернизацию производства и др. Положительные стороны деятельности неформальной организации - преданность группе может перейти в преданность организации, цели группы могут совпадать с целями формальной организации ё а нормы эффективности неформальной организации могут превышать нормы формальной организации , неформальные каналы связи могут помогать формальной организации , дополняя формальную систему коммуникаций т.д..
Нами изучены механизм управления неформальными группами и методы , применяемые в управлении. К методам управления относятся: консультации с группами , обучение и внушение , обеспечение лояльности руководящих работников , замена руководителя “среднего звена” , перевод сотрудников на другое место работы , размещение кабинетов , признание естественных лидеров , обмен информацией в организации.
В практической части работы мы разработали анкету и провели исследование по вопросу эффективности управления неформальными группами на предприятии “Дейма”. По результатам проведенного опроса нами были предложены способы более эффективного управления неформальными группами. Основными из них являются: обеспечение лояльности сотрудников организации , управление лидерами неформальных групп , использование в управлении каналов неформальной передачи информации.
С П И С О К И С П О Л Ь З У Е М О Й Л И Т Е Р А Т У Р Ы
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Человек, стратегия, организация, процесс. – М.: Высшая школа , 1996. 2. Грачев М.В. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации. –М.: Дело, 1993. 3. Дизель П.М.., Мак-КинлиР.У. Поведение человека в организации / Пер.с англ. – М.: Фонд “За экономическую грамотность”, 1993. 4. Зигерд В., Лонг Л. Руководить без конфликтов / Пер. с англ. – М.:
Экономика , 1990. 5. Иванцевич Д.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления: Основы управления персоналом – М.: Дело , 1993. 6. Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров С.Е. Менеджмент – М.: Финансы и статистика , 1993. 7. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ.;
Общ.ред. и вступ.ст. Л.И.Евенко – М.: Дело , 1994. 8. Саймон Г.А., Смитбург Д.У., Томнсон В.А. Менеджмент в организациях / Под ред. Емельянова А.М. – М.: Экономика , 1995. 9. Словарь-справочник менеджера / Под ред. Лапусты М.Г. – М.: Инфра-М ,
1996. 10. Чуйкин А.М. Основы менеджмента: Учебное пособие – К.: КГУ , 1996.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6